СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изображение предметного мира – натюрморт»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Изображение предметного мира – натюрморт»»

Тема: «Изображение предметного мира – натюрморт»

Урок изобразительного искусства для 6 класса.


Цель: умение творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом


Планируемые результаты:


Предметные: знать особенности жанра натюрморта.

Личностные: формировать интерес к искусству, уметь выражать эмоциональное отношение к произведениям искусства

Метапредметные: уметь выстраивать алгоритм работы, реализовывать творческий замысел


Задачи:

  • знать понятие «натюрморт»

  • иметь представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства

  • уметь анализировать произведения искусства в жанре натюрморта

  • знать понятия «колорит», «контраст», «нюанс»

  • владеть навыками отбора элементов изображения в соответствии с идейным замыслом

  • владеть навыками колористического решения натюрморта



Оформление доски. Что объединяет эти работы? Что в них общего?

(Это натюрморты)


-Что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится?

В переводе с французского – «мертвая натура», можно назвать «неживая природа». В голландском, немецком, английском языках название жанра звучит иначе и переводится как «тихая жизнь».


Еще художники античности проявляли интерес к предметному миру. Одни из самых древних натюрмортов найдены на фресках из Помпей.


Но долгое время изображение предметов играет второстепенную, вспомогательную роль.

Как самостоятельный жанр натюрморт сформировался в 17 веке в Голландии. Художников, работавших в этом жанре, назвали «малыми голландцами».

Отличительная особенность – удивительная материальность предметов в их натюрмортах.


Давайте посмотрим, как развивался, как менялся натюрморт.

Яркие изменения происходят в конце 19 века.

Давайте рассмотрим эти произведения. (На слайде – натюрморты Винсента Ван Гога и Поля Гогена). В чем же выразились изменения? Передана ли столь же тщательно материальность предметов, их фактура?

Нет. Художник преображает предметы, передает свое впечатление.


Русские мастера живописи Константин Коровин и Игорь Грабарь (на следующем слайде) также не стремятся к максимальной реалистичности изображения, они пишут настроение, свет, воздух.


А каков характер натюрморта Анри Матисса «Красные рыбы»? Что он напоминает по характеру, по манере художника?

Своей яркостью, непосредственностью картина напоминает детский рисунок. Может быть, именно благодаря этому в ней так чувствуется радость жизни.


В работах Пабло Пикассо и Хуана Гриса мы видим еще больший уход от материальности, естественности. Не предметы, а восприятие художника. На первый план выходит идея.

Что мы видим на картине, какие предметы угадываем?

(Обсуждение натюрмортов П.Пикассо и Х.Гриса)


О чем рассказывает натюрморт? Что могут вещи рассказать о человеке?

Обсуждение картин «Атрибуты искусств» Жана-Батиста Шардена, «Красная скрипка» Рауля Дюфи, «Пара ботинок» Винсента Ван Гога.



А знаете ли вы, что предметы в натюрморте могут иметь символическое значение?

Примеры:

Кубок, наполовину пустой – хрупкость человеческой жизни.

Череп, огарок свечи – скоротечность жизни.

Часы – время и скоротечность жизни

Яблоко – искушение, грехопадение.

Подсолнух – солнце, верность.

Музыкальная труба, горн – слава.

Колос – воскресение.

Птицы, бабочки – символ души.

Драгоценный серебряный сосуд – богатство.

Гвоздика – доблесть, отвага.

Жимолость – постоянство.

Белая лилия – непорочность.

Роза – любовь, муки Христа.



Давайте вместе сформулируем, что же помогает художнику создать выразительный натюрморт.

С чего начинается работа над натюрмортом?

Отбор предметов в соответствии с замыслом.


Нужно ли решить, что именно, какой предмет будет главным в натюрморте?

Выбор композиционного центра.


Ч то помогает передать настроение в натюрморте?

Цвет, колорит.

Радостное или грустное настроение несет натюрморт – теплые или холодные цвета использует художник?

Энергия, бурный темперамент или сдержанность, нежность – контраст или нюанс нужен в выборе цветов?


Будет ли в натюрморте ощущаться динамика (движение) или статика (неподвижность, устойчивость)?




Задание:

Составить тематический натюрморт «Атрибуты искусства» из плоскостных изображений предметов.

Темы:

Мир художника

Классическая музыка

Современная музыка

Мир театра

Поэзия

Декоративно-прикладное искусство


Обсуждение выбора предметов для натюрморта.


Выполнение работ. Обсуждение результатов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!