Изображение предметного мира - натюрморт
Учитель изобразительного искусства
Павлова В.Н.
г. Курск
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства
Натюрморт – это изображение предметов на плоскости. Слово «натюрморт» пришло к нам из Франции и обозначает «мертвая природа» ( на др. языках – «застывшая жизнь» или «тихая жизнь вещей»). В своих картинах художники обычно изображают цветы, фрукты, овощи, посуду, разнообразные предметы быта.
Натюрморт
- Жанр, изображающий группу неодушевленных предметов, вещей, объединенных конкретным сюжетом
- франц. слово - «мёртвая природа» или с др. языков «тихая или неподвижная жизнь» (застывшая жизнь)
Натюрморт изображает группу неодушевленных предметов, вещей, объединенных каким то конкретным сюжетом. Натюрморт зародился в Европе в период 16-17 столетия, но его предыстория возникла гораздо ранее.
История русского натюрморта
- В России «мертвая натура» не имела особой притягательности как жанр, было принято копировать голландских мастеров, не внося никаких особых изменений.
- Первым, кто раскрыл прелесть этого жанра в русской живописи, был Иван Трофимович Хруцкий.
Художник Иван Трофимович Хруцкий «Цветы и плоды». Название удивительно точно передает содержание полотна. Изображен яркий букет цветов в вазе, под которым располагаются многочисленные плоды. Композиция передает атмосферу и настроение позднего лета и ранней осени.
Натюрморты И.Ф. Хруцкого
Его натюрморты назывались в те времена как «живопись цветов и фруктов». От незатейливых композиций из нескольких предметов И.Ф. Хруцкий довольно быстро перешел к масштабным натюрмортам, отличающиеся разнообразием предметов и сложностью композиции. И.Ф. Хруцкий любил изображать пышные разноцветные букеты, корзины с фруктами, стеклянную посуду. Выписывал старательно каждый лепесток, каждую ягодку. Такие изображения называли «обманками».
Натюрморты Ф. П. Толстого
В своих натюрмортах Федор Павлович Толстой передал желание увидеть прекрасное в малом и обыденном. В натюрмортах Ф.П. Толстого царят порядок и гармония. С большой теплотой и ювелирной тщательностью изображает он срезанные цветы в прозрачном стекле, окруженная бабочками и мушками, с непременной капелькой росы на лепестке и это вызывает оптическую иллюзию. Работы этих художников много общего, но в то же время как они не похожи друг на друга.
Натюрморт в картинах русских художников
- В 19 веке натюрморт в России начинает обретать большую смысловую наполненность в полотнах живописцев: В. Маковского, П. Федотова, В. Поленова.
- В произведениях художников «мертвая натура» все еще является лишь частью композиции.
В 19 веке натюрморт в России начинает обретать большую смысловую наполненность в полотнах живописцев: В. Поленова, П. Федотова, В. Маковского, В. Перова, Б. Кустодиева. В произведениях художников «мертвая натура» все еще является лишь частью композиции.
Работы П. А. Федотова («Завтрак аристократа», «Свежий кавалер»)
В картинах Павла Андреевича Федотова натюрморт является лишь частью картины.
Работы Б. Кустодиева «Купчиха за чаем», В. Перова «Рыболов», «Охотники на привале»
В работах Б. Кустодиева и В. Перова натюрморт также является частью картины.
Отдельную жизнь натюрморт приобретает в творчестве М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова к концу 19 - началу 20 века.
Самостоятельное решение натюрморта - этюда возрастает на рубеже 19 и 20 веков в работах Михаила Врубеля «Роза в стакане», «Шиповник» и Виктора Борисова – Мусатова «Цветы», «Натюрморт с сиренью». Художники заняты поисками в области цвета, формы, пространственного построения.
Работы К. Коровина, И. Грабаря
К лучшим образцам этого периода относится импрессионистические работы Константина Коровина («Рыбы, вино и фрукты»), Игоря Грабаря («Яблоки», «Груши»), точно обыгрывающие историко-бытовой характер вещей.
Работы П. Кузнецова «Натюрморт с хрусталем» , Н. Сапунова «Натюрморт »
Натюрморты этих художников остро декоративны.
Работы С. Судейкина «Натюрморт с синим бокалом», М. Сарьяна «Фрукты», «Цветы и фрукты»
Декоративность в работах художников.
Работы П. Кончаловского «Натюрморт с красным подносом», И. Машкова «Натюрморт», А. Лентулова «Синий кувшин и фрукты»
Яркие натюрморты художников П.П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Лентулова пронизаны полнотой бытия.
Натюрморты К. Петрова - Водкина
- В 1920-1930-х годах натюрморт включает философское осмысление современности в обостренных по композиции произведениях К. С. Петрова-Водкина.
- Предметы написаны в них не с одной точки зрения, а с нескольких.
Натюрморты К. С. Петрова-Водкина отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Такой прием построения пространства расширяет изобразительные средства художника, помогает передавать формы и объем предметов и способствует более точному показу их взаимосвязи на плоскости.
Работа Ю. Пименова «Ожидание»
Большое место натюрморт занял в творчестве Ю. И Пименова. Предмет в его натюрмортах наделен большой эмоциональной выразительностью. На картине изображен одиноко стоящий телефон со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле делают это ожидание особенно тоскливым. Об этом телефоне можно написать целый рассказ.
Натюрморты В. Стожарова
- К жанру натюрморт обратился В. Стожаров, который много путешествовал по России.
- П ринес в советское изобразительное искусство свою собственную тему, свои цвета и краски, свой взгляд на изображаемую действительность.
К жанру натюрморт обратился В. Стожаров, который много путешествовал по России ( Архангельск, Ярославль, Рязань, Кострому, особенно в старые деревни, где сохранились изделия народных ремесел). Он был влюблен в удивительную красоту природы северной России.
Натюрморты В. Стожарова очень красивы. И не только потому, что писать фрукты. овощи и окружающие бытовые вещи всегда интересно, но еще и потому, что натюрморты стали понимать как способ поиска и выражения нового видения мира. В картинах чувствуется все тепло и доброта, сила человеческих рук. Натюрморты В. Ф. Стожарова о красоте уходящего крестьянского быта.