Тема урока: «Из чего складываются доходы семьи»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: раскрыть сущность понятия «доходы семьи».
Задачи урока:
личностные – осознание себя как члена семьи, общества, государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; проявление самостоятельности и личной ответственности за свое финансовое поведение.
предметные - формировать представление о том, что значит «доходы», «источники доходов»; ознакомить с понятием «зарплата», «социальные выплаты», «собственность», «заемные средства»; развивать умение работать с учебным материалом, выделять главное.
метапредметные - развивать умение работать с учебником; выделять важную информацию из текста; способствовать развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы; представлять результаты анализа простой финансовой информации в виде таблиц; расширять кругозор учащихся.
Планируемый результат: знать и понимать сущность понятия «доходы семьи»; знать «источники семейных доходов»; нормативы «Трудового кодекса РФ».
Оборудование: учебное пособие «Финансовая грамотность» 5 класс, Липсиц В.Г., Вигдорчик Е.А.
Этапы урока | Предметные универсальные учебные действия | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный момент. | Коммуникатиные УУД | Здравствуйте, ребята! Проверка усвоения домашнего материала: -Что такое деньги? -Что использовалось в древности в качестве денег? -Чем наличные деньги отличаются от безналичных? |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Личностные УУД | Сегодня мы с вами поговорим о новом понятии финансовой грамотности. У каждого из нас есть семья, большая или маленькая. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности, которые связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. |
Актуализация знаний учащихся, с целью подготовки к изучению новой темы | Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД | - Как вы думаете: «Откуда в семье появляются деньги?» - Ответы детей. Доход – это все деньги, которые получает отдельный человек или вся семья. Определение понятия доход Википедия - Дохо́д — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени (объяснить обучающим значение понятий «физическое» и «юридическое» лицо). - Записать в тетради дату, тему урока. -Почему нельзя прожить без доходов? -Ответы обучающихся. -Работа с учебником. Прочитать текст учебника стр. 30-31 -Ответьте на вопросы: 1) До какого возраста по российским законам родители обязаны содержать своих детей? (с 18 лет) 2) С какого возраста закон разрешает молодым людям работать за деньги? (с 14 лет) 3) Что может произойти с человеком, если он не научился зарабатывать? (может рассчитывать на подаяние, тарелку бесплатного супа, стать бездомным) - Как вы думаете, какие источники доходов семьи являются основными? - Ответы обучающихся. |
Применение знаний и умений в новой ситуации Исследовательская работа. Постановка проблемы. | Познавательные УУД, регулятивные УУД | - Подумайте «Существуют ли еще какие-нибудь источники доходов, выпишите их, заполнив таблицу. (Приложение 1) Работа с учебником «Финансовая грамотность» 5 класс Липсиц В.Г., Вигдорчик Е.А., стр. 31-35, 37, 40 - По завершению исследовательской работы мы должны определить – какие есть еще источники доходов. |
Физминутка | Регулятивные УУД | Выполнение упражнений |
Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов исследования. | Познавательные УУД, коммуникативные УУД, | Расскажите об источниках доходов. (отвечаем на вопросы Приложение 2) |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Закрепление изученного материала. | Познавательные УУД, коммуникативные УУД, | - Время на обсуждение и дополнение ответов. - Класс разбит на группы по 2 обучающихся. Приложение 3. Из чего складываются доходы семьи. (чья группа быстрее справится с заданиями и даст обоснованный ответ). № 1. Ответ: 1,3,4,5,6,9,10. Каждый правильный ответ соответствует 1 баллу. Если набрано 4 и более баллов, работа зачтена. № 2. Ответ: регулярные доходы – 1,2,5,6; нерегулярные доходы – 3,4. - Решить задачу «Подумаем, посчитаем». Вычислить суммарный доход семьи Сережи и средний доход на каждого члена семьи, учебник стр. 40-41 |
Подведение итогов урока. | Познавательные УУД, регулятивные УУД | - Какие понятия мы сегодня вспомнили или узнали? - Скажите, что такое доход? -Какие источники дохода и способы получения денег могут быть в семье? Какие виды дохода относятся к основным источникам (заработная плата, пенсия, стипендия, различные пособия, доход от собственности, доход от предпринимательской деятельности и т.д); дополнительным источникам (выручка от продажи продуктов из личного подсобного хозяйства, премия, деньги, подаренные на день рождения, и т.п) |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Домашнее задание. | Регулятивные УУД | Письменно в тетради заполнить таблицу (Приложение 4). Какие источники дохода у твоей семьи (родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры); вычислите суммарный доход вашей семьи и средний доход на каждого члена семьи Учебник стр. 42-43 прочитать, стр. 44 Повторим (ответить на вопросы) |
Рефлексия. | Регулятивные УУД | На доске изображены геометрические фигуры, с отметкой от 2 до 5. Дети должны нарисовать в тетради выбранную геометрическую фигуру. |
Приложение 1
Прочтите текст учебника, стр. 31-35, 37, 40 заполните таблицу.
Какие источники доходов существуют?
Первый источник | |
Второй источник | |
Третий источник | |
Четвертый источник | |
Приложение 2
Вспомните текст, который только что прочитали и ответьте на следующие вопросы:
С какого возраста человек может работать полный рабочий день?
Как называется работа более 8 часов?
Как связаны между собой размер зарплаты и уровень образования?
Как уровень оплаты труда зависит от региона, в котором проживает человек?
Когда человеку назначают социальные выплаты?
Приведите примеры дохода от владения собственностью.
Каким из источников дохода лучше никогда в жизни не пользоваться?
Приложение 3
Из чего складываются доходы семьи.
1 . Отметьте правильные ответы. К доходам семьи относятся:
1) заработная плата членов семьи;
2) налоги;
3) стипендии;
4) деньги, полученные от сдачи квартиры в аренду;
5) доходы в натуральной форме (урожай с дачного участка);
6) проценты от банковских вкладов;
7) потребительский кредит;
8) плата за коммунальные услуги;
9) пенсии;
10) прибыль от предпринимательской деятельности .
2 . Определите регулярные и нерегулярные доходы семьи. Ответы впишите в таблицу.
Доходы семьи:
1) заработная плата;
2) пенсия;
3) премия;
4) временная подработка;
5) стипендия;
6) проценты от банковского вклада.
Регулярные доходы семьи | Нерегулярные доходы семьи |
| |
Приложение 4
Проведи опрос членов твоей семьи о доходах, заполни таблицу.
Вычисли суммарный доход своей семьи и средний доход на каждого члена семьи.
Члены семьи | доход |
Основной доход |
Папа | |
Мама | |
Социальные пособия на ребенка | |
Брат | |
Сестра | |
Бабушка | |
Дедушка | |
| |
Дополнительный доход (если есть) |
| |
| |
| |
| |
Суммарный доход семьи:
Средний доход на каждого члена семьи: