Экзаменационный материал по истории
9 класс
Пояснительная записка
Тестовые задания ориентированы на содержание ФГОС ООО, составлены на основе УМК к учебникам истории: «История России. ХIХ век». 9 класс.
Цель контроля - оценить уровень подготовки учащихся 9 класса по истории России XIX века за первое полугодие.
Предметные результаты:
- уметь датировать события и процессы в истории России XIX века;
-уметь характеризовать важные факты истории России, классифицировать и группировать их по предложенным признакам.
Метапредметные результаты
- создавать алгоритм решения тестовых задач;
- осуществлять смысловое чтение, выделять ключевые фрагменты текста.
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять последовательность действий;
-планировать пути достижения цели, адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи.
Характеристика заданий
Экзамен состоит из 18 заданий.
Распределение заданий по уровню сложности:
- репродуктивный уровень- № 1-6,11-12,18;
- конструктивный уровень- 7-10;
- творческий уровень – 13-17;
2. Краткая характеристика заданий, с помощью которых выявляются
предметные результаты:
- находить мероприятия, относившиеся к тому или иному правителю, событию (№1-15);
- находить характерные признаки исторических явлений, причин и следствий событий (№1-5);
-устанавливать соответствия (№ 1,6,);
-располагать в хронологической последовательности (№2)
-работать к исторической картой (№8-10)
-работать с памятниками культуры (№ 11,18).
метапредметные результаты
- уметь работать с историческим источником (№13-15);
- уметь классифицировать и систематизировать факты (№16);
-применять изученные понятия, признаки и отвечать на поставленные вопросы (№17).
- строить логичное рассуждение и умозаключение (№16, 17).
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
А) Завоевание Руси ханом Батыем
Б) Бородинское сражение
В) восстание декабристов на Сенатской площади
1) 1237-1241
2) 1425-1453
3) 1812
4) 1725
5) 1825
2.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности
1) Куликовская битва 2) Стояние на реке Угре 3) Крещение Руси 4) Создание Государственного Совета
3 Запишите термин, о котором идет речь
Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565 – 1572 гг. для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати
4 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают группы населения в Древнерусском государстве.
Рядовичи 2) дворяне 3) закупы 4) дружинники 5) смерды
Найдите и запишите порядковый номер термина, « выпадающего» из данного ряда.
5. Кто из перечисленных князей правил во Владимиро – Суздальском княжестве? Выберете имена двух князей и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Игорь Старый 2) Всеволод ольшое Гнездо 3) Ярослав Осмомысл 4) Олег Вещий 5) Андрей Боголюбский
Рассмотрите карт у и выполните задание 8-10
Прочитайте отрывок из воспоминаний современника.
Поутру государь император извещен был начальником штаба Гвардейского корпуса, что несколько рот лейб-гвардии Московского полка отказались от должной его величеству присяги и, завлеченные буйством своих капитанов, овладевши знаменами, принесенными к полку для присяги, что толпа сия в величайшем неистовстве взяла направление к Исаакиевской площади, увлекая силою встречающихся офицеров, но другая часть полка осталась покорная. Между тем доходили до государя императора сведения, что роты бунтовавшие были 5-я и 6-я Московского полка, что они уже вошли на площадь против Сената и что при них находится толпа разных людей в самом буйственном виде. …тогда же прибыл к государю императору военный генерал-губернатор Милорадович с известием, что толпа произносит крик и восклицания «ура, Константин!» и что он полагает, что cиe иное не может быть как предлог к самым пагубным намерениям, для которых нужно без отлагательства взять строжайшие меры. Между тем сам государь император с первым баталионом Преображенского полка пошел навстречу бунтующим, дабы предупредить всякое покушение на дворец, в коем изволили находиться их императорские величества государыни императрицы. Государь император, не желая проливать крови, предпочел меры кротости и увещения, но ни уважения его величества, ни присутствие митрополита, ни угрозы не могли склонить их к сдаче. Напротив того буйство приметно возрастало, и к шайке прибыли разные толпы лейб-гвардии Гренадерского полка солдат с тремя офицерами и знаменем оного и тогда же начали стрелять из среды шайки. По сему решено было его величеством прибегнуть к мерам строгости.
13. Укажите дату, когда произошли описываемые события. Кажите название города, в котором происходили описываемые события.
14. С какой целью император пошел навстречу бунтующим? Назовите одну из причин того, что император принял решение о необходимости строгих мер в отношении бунтующих.
15. Назовите одно из последствий описываемых событий во фрагменте событий.
16. Что из перечисленного стало одной из причин ( предпосылок) возникновения тайных дворянских организаций 1815-1825 гг.?
- поражение России в Ливонской войне
- потеря Россией южной части острова Сахалин
- участие русской армии в войнах с наполеоновской Францией
- кровавое воскресенье
Объясните, как выбранное Вами положение связано с возникновением тайных дворянских организаций 1815-1825 гг.
17. Существует точка зрения, что, несмотря на существенные различия, внешняя политика при Александре I и Николае I имела ряд общих черт. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
18.Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Церковь была построена в X в.
2) Это первая каменная постройка на Руси.
3) Церковь относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.
4) Строительство этого храма относится к правлению Андрея Боголюбского.
Какие из нижеприведённых памятников архитектуры были построены в том же веке, что и изображённый выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Критерии оценки.
Уровень задания | Номера заданий | Кол-во баллов за верный ответ | Максимальное кол-во баллов |
Базовый (репродуктивный) | 1-16,11,12,18 | 1 балл | 19 |
Повышенный (конструктивный) | 7-10 | 2 балла | 8 |
Высокий (творческий) | 13-17 | 3 балла | 15 |
Итого: | 42 баллов |
Оценка | Кол-во баллов |
«3» | 14-25 |
«4» | 26-36 |
«5» | 37-42 |