Итоговая работа по литературе за 6 класс
I вариант
1. Древнерусская литература это –
А) сказки, былины, песни;
Б) загадки, пословицы, поговорки, потешки;
В) произведения X–XVII вв. – летописи, поучения, жития, послания, воинские и бытовые повести, хожения и тд.;
Г) легенды, предания.
2. Назовите средства художественной изобразительности:
А) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета для большей выразительности – | Б) образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным – | В) изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим – | Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы – | Д) переносное значение слова по сходству, скрытое сравнение, построенное на сходстве явлений (слова как, как будто отсутствуют, но подразумеваются) – | Е) повторение одинаковых или похожих согласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи – |
3. Найдите и подчеркните выбранные средства выразительности:
1. Из данных стихотворных строк выписать (подчеркнуть) эпитет.
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою травкой
Прошлогодние мокрые стружки… (А.Блок)
2. Из данных стихотворных строк выписать (подчеркнуть)сравнение.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… (И.Бунин)
3. Из данных стихотворных строк выписать(подчеркнуть)
метафору.
Он (парк) был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином… (И.Северянин)
4. Из данных стихотворных строк выписать(подчеркнуть) олицетворение.
Парк шепчет: «Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…» (И. Северянин)
4. Назовите автора строк:
1.Раз в крещенский вечерок Девушки гадали… За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали. | 2.Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать. | 3.Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя; И вот наконец докатился до Черного моря. | 4.Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди… | 5.Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей… Не в землю нашу полегли когда-то А превратились в белых журавлей. |
А) А. С. Пушкин Б) И.А. Бунин В) В. А. Жуковский Г) С. А. Есенин | А) А. С. Пушкин Б) И.А. Бунин В) В. А. Жуковский Г) С.А.Есенин | А) М.В.Ломоносов Б) М.Ю.Лермонтов В) Г.Р.Державин Г) А.А.Ахматова | А) Н. М. Рубцов Б) А.А. Ахматова В) К.М. Симонов Г) С. А. Р. Гамзатов | А) Н. М. Рубцов Б) А.А. Ахматова В) К.М. Симонов Г) С. А. Р. Гамзатов |
5. Напишите каждому автору свое произведение:
1) А.С.Пушкин –
2) Н.В.Гоголь –
3) В.А.Жуковский –
4) И.С.Тургенев –
5) А.П.Чехов –
6) А.И.Куприн –
7) В.Г.Короленко –
8) М.М.Пришвин –
9) И.А. Бунин –
10) В.П.Астафьев -
6. Кому принадлежат эти слова? Назовите героя, произведение и автора.
«И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету. …Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника...»
____________________________________________________________________________________________
7. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, произведение и автора:
«...Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания... ...Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы… Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам...он произносил чье то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев – это было имя прекрасной полячки...»
____________________________________________________________________________
8. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, произведение и автора:
«...Она была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком...»
_____________________________________________________________________________
9. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, произведение и автора:
«…...Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент. Грязное личико, обрамленное белокурыми волосами и сверкавшее на меня детски‑любопытными голубыми глазами…Движения ее тонких рук были медленны; Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца... ».
___________________________________________________________________________________________________________
10. Как звали сыновей Тараса Бульбы
А) Валек и Вася
Б) Остап и Андрий
В) Дмитрий и Даниил
Г) Сергей и Иван
11. Почему повесть Л.Н. Толстого «Детство» названа автобиографической?
А) Автор пишет о своих близких ;
Б) В повести изображена родовая усадьба Толстых ;
В) Автор описывает свое детство ;
12. Слепая елань (топкое место в болоте) в произведении «Кладовая солнца» называлась так, потому что:
А) Люди, попав в нее, теряли зрение;
Б) Здесь росли цветы, которые народ зовет «куриная слепота»;
В) Внешне она никак не отличалась от остального болота.
13. Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:
А) Повесть
Б) Сказка
В) Сказка-быль
14. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Парус»?
А) гражданская тематика
Б) вольнолюбие
В) пейзаж
Г) одиночество
15. Приведите примеры того, что литература тесно связана с другими науками и искусством.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоговая работа по литературе за 6 класс
II - вариант
1. Миф – это:
А) произведение, созданное народной фантазией, о происхождении мира, природных явлений, о подвигах богов и героев;
Б) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;
В) повествование от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи;
Г) короткий рассказ с нравоучительным выводом, часто стихотворного вида
2. Назовите средства художественной изобразительности:
А) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета для большей выразительности – | Б) образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным – | В) изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим – | Г) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы – | Д) переносное значение слова по сходству, скрытое сравнение, построенное на сходстве явлений (слова как, как будто отсутствуют, но подразумеваются) – | Е) повторение одинаковых или похожих согласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи – |
3.
Найдите и подчеркните выбранные средства выразительности:
1. Из данных стихотворных строк выписать(подчеркнуть) эпитет.
Вниз на землю глядит она боком:
Что белеет под нежною травкой?
Вон желтеют под серою травкой
Прошлогодние мокрые стружки… (А.Блок)
2. Из данных стихотворных строк выписать(подчеркнуть) сравнение.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… (И.Бунин)
3. Из данных стихотворных строк выписать (подчеркнуть)метафору.
Он (парк) был когда-то леса гуще,
И в зеркалах осенних луж
Он отражался исполином… (И.Северянин)
4. Из данных стихотворных строк выписать (подчеркнуть) олицетворение.
Парк шепчет: «Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…» (И. Северянин)
4. Назовите автора строк?
Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. | Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне… Час мужества пробил на наших часах И мужество нас не покинет | В полном разгаре страда деревенская… Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. | Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. | Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! |
А) А. С. Пушкин Б) Н.А. Некрасов В) В. А. Жуковский Г) С. А. Есенин | А) Н. М. Рубцов Б) А.А. Ахматова В) К.М. Симонов Г) С. А. Р. Гамзатов | А) А.С.Пушкин Б) Н.А. Некрасов В) В. А. Жуковский Г) С. А. Есенин | А) Н. М. Рубцов Б) А.А. Ахматова В) К.М. Симонов Г) С. А. Р. Гамзатов | А) А.Д.Самойлов Б) М.В.Ломоносов В) С.С.Орлов Г) Н.М.Рубцов |
5. Напишите авторов к произведениям
1) Баллада «Светлана» -
2) Роман «Дубровский» -
3) Повесть «Тарас Бульба» -
4) Рассказ «Бирюк» -
5) Повесть «Детство»-
6) Рассказ «В дурном обществе»-
7) Рассказ «Белый пудель», «Тапер» -
8) Рассказ «Конь с розовой гривой» -
9) Рассказ «Вождь краснокожих» -
10) Рассказ «Любовь к жизни» -
6. Кому принадлежат эти события? Назовите героя, произведение и автора.
«В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на него и его семью. Сначала он сам заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбережения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место, скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в месяц, занято уже другим....
Началась отчаянная, судорожная погоня за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, теперь другая лежит в жару и без сознания. … Он рассказал о своей болезни, о потере места, о смерти ребенка, обо всех своих несчастиях, вплоть до нынешнего дня.»
______________________________________________________________________________________________
7. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, произведение и автора:
«Ему было всего только 10 лет с хвостиком. У него, как и у его сестры, есть веснушки. ...Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный ..."Мужичок в мешочке", улыбаясь, называли его учителя».
____________________________________________________________________________________________________
8.По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, произведение и автора:
«...Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами... Угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие сердца калачниц... Мой противник повел плечом, как будто намереваясь вынуть руку из кармана и ударить меня... Я вот тебе покажу! – погрозил он».
________________________________________________________________________________________
9.По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, произведение, автора:
«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; … С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно. … В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…
10. Жанр произведения А.С. Пушкина «Дубровский»
А) Роман
Б) Повесть
В) Притча
Г) Рассказ
11. Назовите причину, расстроившую отношения Троекурова и Дубровского и повлиявшую на дальнейшую судьбу героев
А) отказ Троекурова выдать свою дочь замуж за сына Дубровского
Б) недостаточное гостеприимство, оказанное Троекуровым Дубровскому
В) непочтительность слуг Троекурова по отношению к Дубровскому
Г) изменение социального статуса Дубровского
12. Что, по словам автора стихотворения «Журавли»
Р. Г. Гамзатова, происходит с погибшими солдатами?
А) рождаются вновь
Б) превращаются в журавлей
В) попадают в рай
Г) вечно живут в памяти людей
13. Почему Толстый почувствовал к Тонкому внезапную неприязнь? (Рассказ «Толстый и тонкий»)
А) потому что Тонкий вел себя подобострастно.
Б) потому что Тонкий был бедным человеком.
В) потому что Толстому не понравились жена и сын Тонкого.
14. Что символизирует подаренный бабушкой подарок в виде коня?
А) стремление побаловать внука.
Б) желание выполнить просьбу внука.
В) ее мудрое умение любить и прощать.
15. На примере литературных произведений напишите, что такое ДОБРОТА. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________