СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История как наука

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к вводному уроку истории в 10 классе, ориентирована на УМК: Алексашкина.

Просмотр содержимого документа
«История как наука»

Тема: Этапы развития исторической науки. Периодизация истории 5.09.2016

Тема: Этапы развития исторической науки. Периодизация истории

5.09.2016

Эпиграф к уроку История – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком. Цицерон.

Эпиграф к уроку

История – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком.

Цицерон.

Что такое история? происшествие; рассказ о происшедшем (повествование);  наука Вот как определяет историю энциклопедический словарь - ИСТОРИЯ  (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.  Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Что такое история?

  • происшествие;
  • рассказ о происшедшем (повествование);
  • наука

Вот как определяет историю энциклопедический словарь - ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно- временных измерениях Предмет исследования – человечество. Содержание – исторический процесс его развития. Задача – выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, движущих сил, общих закономерностей. База исторической науки – исторические источники (материальные и письменные), запечатлевшие явления и процессы в развитии человечества.
  • История – это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах, пространственно- временных измерениях
  • Предмет исследования – человечество.
  • Содержание – исторический процесс его развития.
  • Задача – выявление направленности этого процесса, его временных и пространственных рамок, движущих сил, общих закономерностей.
  • База исторической науки – исторические источники (материальные и письменные), запечатлевшие явления и процессы в развитии человечества.

История

История

Вспомогательные исторические дисциплины  (специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников.

Вспомогательные исторические дисциплины

(специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников.

Что изучают - ? Генеалогия Этнография Геральдика Историческая метрология Нумизматика Бонистика Палеография Сфрагистика Археология Топонимика Историческая география Хронология

Что изучают - ?

  • Генеалогия
  • Этнография
  • Геральдика
  • Историческая метрология
  • Нумизматика
  • Бонистика
  • Палеография
  • Сфрагистика
  • Археология
  • Топонимика
  • Историческая география
  • Хронология

История в системе гуманитарных наук Какие научные средства и методы помогут ученым преодолевать субъективность исследования?

История в системе гуманитарных наук

  • Какие научные средства и методы помогут ученым преодолевать субъективность исследования?

Процесс исторического познания Исторический источник Анализ и сопоставление различных источников ученым Историческое знание (реконструкция ист.событий, явлений, процессов Имеет автора Первый уровень субъективности Второй уровень субъективности ВСЕГДА субъективно Историческая наука стремится к достижению объективного знания о прошлом, но постижение истины в истории – процесс постоянного приближения к реальности

Процесс исторического познания

Исторический источник

Анализ и сопоставление различных источников ученым

Историческое знание (реконструкция ист.событий, явлений, процессов

Имеет автора

Первый уровень субъективности

Второй уровень субъективности

ВСЕГДА субъективно

Историческая наука стремится к достижению объективного знания о прошлом, но постижение истины в истории – процесс постоянного приближения к реальности

2. Этапы развития исторической науки Задание: Работая с текстом учебника (§2, с.6 - 11) и таблицей, проследите этапы развития исторической науки и выявите особенности каждого этапа.       ЭТАПЫ ОСОБЕННОСТИ Историческая наука античного мира       Историческая наука в средние века     Историческая наука нового времени     Историческая наука XX века  

2. Этапы развития исторической науки

  • Задание: Работая с текстом учебника (§2, с.6 - 11) и таблицей, проследите этапы развития исторической науки и выявите особенности каждого этапа.

 

 

 

ЭТАПЫ

ОСОБЕННОСТИ

Историческая наука античного мира

 

 

 

Историческая наука в средние века

 

 

Историческая наука нового времени

 

 

Историческая наука XX века

 

Современные концепции исторического развития  цивилизационные теории общественного развития Название научного труда, автор Суть теории «Россия и Европа», Н.Я. Данилевский Культурно-исторический тип функционирует подобно живому организму, обособлен во времени и пространстве. Ход истории выражается в смене культурно-исторических типов «Постижение истории», А. Тойнби Цивилизация – это достигшая крайних границ самоидентификации культура, проходящая стадии генезиса, роста, надлома и разложения «Закат Европы», О. Шпенглер Цивилизация – стадия умирания человеческой культуры, для которой характерны бездушный интеллект и превращение людей в безликую массу

Современные концепции исторического развития цивилизационные теории общественного развития

Название научного труда, автор

Суть теории

«Россия и Европа», Н.Я. Данилевский

Культурно-исторический тип функционирует подобно живому организму, обособлен во времени и пространстве. Ход истории выражается в смене культурно-исторических типов

«Постижение истории», А. Тойнби

Цивилизация – это достигшая крайних границ самоидентификации культура, проходящая стадии генезиса, роста, надлома и разложения

«Закат Европы», О. Шпенглер

Цивилизация – стадия умирания человеческой культуры, для которой характерны бездушный интеллект и превращение людей в безликую массу

А что такое периодизация? Что вам известно о периодизации истории?   Периодизация -  деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов

А что такое периодизация? Что вам известно о периодизации истории?

Периодизация - деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов

Периодизация истории По какой системе летосчисления мы живем? Какие еще системы летосчисления вы знаете? Какие трудности в проведении исторических исследований связаны с существованием различных систем летосчисления? Как их можно преодолеть? По каким критериям историки осуществляют периодизацию всеобщей истории? Составьте Ленту времени с периодизацией по историческим эпохам, основанную на представлении о линейном развитии истории (не забудьте хронологические рамки ;)

Периодизация истории

  • По какой системе летосчисления мы живем?
  • Какие еще системы летосчисления вы знаете?
  • Какие трудности в проведении исторических исследований связаны с существованием различных систем летосчисления? Как их можно преодолеть?
  • По каким критериям историки осуществляют периодизацию всеобщей истории?

Составьте Ленту времени с периодизацией по историческим эпохам, основанную на представлении о линейном развитии истории (не забудьте хронологические рамки ;)

Периодизация истории    3 млн. 3 тыс. Н.Э. V XV XX 2015…        Новейшее время     Новое время     Средние века    Древний мир Первобытность                   

Периодизация истории

3 млн. 3 тыс. Н.Э. V XV XX 2015…

Новейшее время

Новое время

Средние века

Древний мир

Первобытность

 

 

Для чего необходимо изучать историю? Подумайте, какое значение имеет история для всего человечества и для вас лично?      ?

Для чего необходимо изучать историю?

Подумайте, какое значение имеет история для всего человечества и для вас лично?

?

 Историю необходимо изучать для того, чтобы   Учитывая накопленный человечеством опыт, не повторять его ошибок, учиться на ошибках других и своих стран, народа, лидеров и т.п.; Чтобы использовать в своей деятельности уже имеющиеся у человечества знания и опыт в различных областях деятельности, чтобы «не изобретать велосипед»: История учит осмысливать и анализировать события прошлого, помогает лучше понять и объяснить многие современные проблемы. Кто управляет прошлым, тот правит будущим Расширить свой кругозор, развить свои способности, быть эрудированным человеком. (Это важно при изучении любого школьного предмета);

Историю необходимо изучать для того, чтобы

  • Учитывая накопленный человечеством опыт, не повторять его ошибок, учиться на ошибках других и своих стран, народа, лидеров и т.п.;
  • Чтобы использовать в своей деятельности уже имеющиеся у человечества знания и опыт в различных областях деятельности, чтобы «не изобретать велосипед»:
  • История учит осмысливать и анализировать события прошлого, помогает лучше понять и объяснить многие современные проблемы. Кто управляет прошлым, тот правит будущим
  • Расширить свой кругозор, развить свои способности, быть эрудированным человеком. (Это важно при изучении любого школьного предмета);

Нам полезно!

Нам полезно!

Цитаты о значимости истории   Главный урок истории заключен в том, что человечество необучаемо.        У. Черчилль Не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно.       Н.Г. Чернышевский История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.       В.О. Ключевский Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.        А.С. Пушкин.

Цитаты о значимости истории

Главный урок истории заключен в том, что человечество необучаемо.

У. Черчилль

Не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно.

Н.Г. Чернышевский

История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.

В.О. Ключевский

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

А.С. Пушкин.

Многие скверные ученики стали знаменитыми историческими личностями. Как видно, историю легче делать, чем учить ее.       Л. Фелеки Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса.        Г. Гегель

Многие скверные ученики стали знаменитыми историческими личностями. Как видно, историю легче делать, чем учить ее.

Л. Фелеки

Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса.

Г. Гегель

История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности.       Ф. Нансен Вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.        К. Маркс История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.        Цицерон Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.       Ф. Абрамов

История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности.

Ф. Нансен

Вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.

К. Маркс

История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.

Цицерон

Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.

Ф. Абрамов

Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории       В.М. Васнецов  Надо знать прошлое , чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.       В.Г. Белинский  История — это исключительно процесс очеловечивания человечества.       Л. Фейербах  История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.        И. Ганди

Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории В.М. Васнецов Надо знать прошлое , чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. В.Г. Белинский История — это исключительно процесс очеловечивания человечества. Л. Фейербах История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. И. Ганди

 История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его,  соприкасается с вечным.       К. Ясперс  Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, своем  отечестве, своей партии.         П. Буаст  История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.      В. Ключевский  История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы. Г. Гегель

История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его, соприкасается с вечным. К. Ясперс Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, своем отечестве, своей партии. П. Буаст История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков. В. Ключевский История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы. Г. Гегель

Спасибо за работу! Домашнее задание: прочесть введение. Заполнить таблицу по периодизации развития исторической науки.

Спасибо за работу!

Домашнее задание: прочесть введение. Заполнить таблицу по периодизации развития исторической науки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!