ИСТОРИЯ КАК НАУКА
ПЯТИМИНУТКА…
Вопрос № 1
Выпускаемая одной компанией модель блокнота Franky как бы сшита из частей других блокнотов. К какому известному персонажу отсылает название модели?
Вопрос № 2
В одном произведении описывается интернациональная команда, состоящая из Сергея, Раймонда, Сурена и Семёна. Какое название было выбрано для этой команды?
Вопрос № 3
В 1990-е годы на территории бывшего СССР действовал криминальный авторитет по кличке Сергеич, хотя его отчеством было совсем не Сергеевич. Напишите его имя и фамилию
Вопрос № 4
Однажды в Бреду прибыло судно с припасами на зиму. Говоря о том, что произошло дальше, Википедия сравнивает судно с НИМ. Назовите ЕГО двумя словами.
Вопрос № 5
В песне группы «ZWYNTAR» [цвинтар] трое грабителей после перестрелки бегут к реке. Лодочник соглашается взять двоих из них, а третьему говорит: «У тебя несерьёзная рана, тебе ещё рано». Как, судя по всему, зовут этого лодочника?
Вопрос № 1
Выпускаемая одной компанией модель блокнота Franky как бы сшита из частей других блокнотов. К какому известному персонажу отсылает название модели?
Вопрос № 2
В одном произведении описывается интернациональная команда, состоящая из Сергея, Раймонда, Сурена и Семёна. Какое название было выбрано для этой команды?
Вопрос № 3
В 1990-е годы на территории бывшего СССР действовал криминальный авторитет по кличке Сергеич, хотя его отчеством было совсем не Сергеевич. Напишите его имя и фамилию
Вопрос № 4
Однажды в Бреду прибыло судно с припасами на зиму. Говоря о том, что произошло дальше, Википедия сравнивает судно с НИМ. Назовите ЕГО двумя словами.
Вопрос № 5
В песне группы «ZWYNTAR» [цвинтар] трое грабителей после перестрелки бегут к реке. Лодочник соглашается взять двоих из них, а третьему говорит: «У тебя несерьёзная рана, тебе ещё рано». Как, судя по всему, зовут этого лодочника?
ИСТОРИЯ КАК НАУКА
История как наука
1. Предмет и функции исторической науки.
2. История в системе наук.
3. Историческое знание, его достоверность
и источники.
4. Вспомогательные исторические
дисциплины.
5. Факторы исторического развития.
6. Исторические подходы и периодизация
истории.
7. Россия в мировом историческом процессе.
1. Предмет и функции исторической науки.
История (с греч. historia – рассказ о прошлых событиях) - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет.
Основоположник истории - древнегреческий историк Геродот
(V в. до н. э.), автор книги «История».
В древности историю называли «magistra vitae» (наставница жизни), а историка - «translator temporis» («передатчик»
времени).
Геродот (V в. до н.э.)
Русский историк Василий Осипович Ключевский
- процесс развития природы и общества,
считал, что история – это:
Предмет исторической науки — это изучение закономерностей развития общества.
тесно связанных между собой.
- наука об этих процессах .
В.О. Ключевский
(1841—1911 гг.)
Функции истории:
Познавательная
- непосредственное изучение исторического пути стран.
Практически-
политическая
- выявление закономерностей развития
Мировоззренческая ( мировоззрение - взгляд на мир ):
обществ, выработка научно-
- изучение истории на формирует научное мировоззрение ( причинно-следственные связи, развитие аналитических способностей);
Воспитательная :
- знание истории формирует гражданские качества (патриотизм, толерантность); нравственные (честь, долг и др.);
обоснованного политического курса .
Функция социальной памяти
- история - связующее звено между прошлым и настоящим.
2. История в системе наук.
Существует более двух тысяч наук, изучающих природу, технику, человека ( гуманитарные ) и общественной жизни ( общественные или социальные науки ).
История – социально-гуманитарная наука, тесно связанная с другими социально-гуманитарными науками:
Философия
Социология
Экономика
Социально-гуманитарные
науки
Политология
Юридические науки
Культурология
История
Педагогика
Наука
Сфера общественной жизни
Экномика
Общественные отношения по созданию и распределению богатства.
Социология
Социальная сфера (социальные
Культурология
отношения и процессы).
Культурная сфера.
Политология
Государство, политическая власть.
Юридические
науки
Право.
История - наиболее общая среди социальных наук , т.к. рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует все стороны общественной жизни ( экономику, политику, культуру, быт и др.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности .
3 . Историческое знание,
его достоверность и источники.
Историческое знание – совокупность представлений о развитии различных обществ)
Формы исторического знания:
Научное
Обыденное
- объективное, систематизированное, верифицированное (проверенное) конкретное знание (в учебниках, научных статьях, монографиях).
- содержащее субъективные оценки, фрагментарное, несистематизированное, не верифицированое знание , не отражающее существенные причинно-следственные связи (имеет каждый человек, причем глубина такого знания и степень «заблуждения» у всех различны).
М.В.Зеленов. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников. В помощь студентам и аспирантам. (14.88 Kb)
В процессе познавательной Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня [3] .
1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.
2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).
3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования . Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.
Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.
деятельности и накопления исторических знаний формируется
Исторические источники и их виды
Исторические источники – всё, что отражает исторический процесс и позволяет изучать прошлое.
Письменные
Документальные: воплощение действительности: законы, постановления, договоры.
Описательные: через сознание и оценки их авторов: летописи, мемуары, письма.
Лингвистические
Устные
данные
Сходные грамматические конструкции показывают родство и взаимоотношения народов в прошлом.
Фольклор: опыт и информация о жизни предков: былины, сказания, песни, сказки.
Этнографические
Вещественные
Обряды и обычаи (важнейшие события жизни)
Фото- и кинодокументы
Орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения
Фонические или звуковые
Выступления глав государств по радио.
В период татаро-монгольского ига в русский язык вошли слова: ямщик , ярлык, казак, караул, кочевать; деньга, казна, барыш, хозяин.
Похожие слова в разных языках: Beat – бить; School-школа (рус. и англ. язык относятся к индоевроп. яз.группе).
- Сat, Katze (нем.), chatи (фр.) - кот произошли от латинского «cattus, catta».
- «Кавалер» заимств. из польского от нем. Kabalier или фр. cavalier, а они от лат. caballus –
конь" (смысловая цепочка: конь - всадник - дворянин).
Облик прошлого во многом зависит от того, как историк определяет круг источников.
В XIX в. отдавали предпочтение документам официального происхождения: законодательным актам, дипломатическим материалам, правовым документам, как наиболее точно отражающим события , а мемуары, переписка частных лиц, статьи в прессе рассматривались как субъективные , а потому не столь надежные и достоверные.
Долгое время считалось, что источниками могут служить только письменные свидетельства, а значит история народа начинается лишь с момента появления записей.
Но в XX в. было признано, что народные легенды, песни, сказания позволяют изучать те явления, которые не были зафиксированы письменно (благодаря изучению фольклора народов, не имеющих письменности.)
Т.О.: Для изучения разных явлений общественной жизни в наши дни используются разные источники :
- политические события отразились в законодательных актах , дипломатических документах и т.п.,
- экономическая жизнь в хозяйственных документах, счетах, расписках, финансовых отчетах, налоговых описях,
- духовная жизнь в произведениях литературы и искусства,
- история повседневности в предметах быта, одежды и т.д.
4. Вспомогательные исторические дисциплины
Исторические источники дают представление о прошлых событиях – исторических фактах. Суть исторического исследования – это собирание, классификация, систематизация и обобщение .
Расширение круга исторических источников, особенности в их изучении → выделению вспомогательных исторических дисциплин - специальных отраслей исторического знания.
Генеалогия
Геральдика
Дипломатика
Метрология
Ономастика
Нумизматика
Топонимика
Сфрагистика
Палеография
Антропонимика
Этимология
Хронология
Этнонимика
Теонимика
Этапы работы с историческим источником
Исторические источники могут быть «прочитаны» историком как особый «текст», понять который можно только в историко-культурном контексте эпохи.
Внешняя критика
Т.О.: Задача исследователя –извлечь сведения о прошлом и попытаться понять систему ценностей прошлого для верной интерпретации источника.
Внутренняя критика (герменевтика –
- Расшифровка и освоение текста (основного содержания источника).
от греч. hermeneuo — разъясняю, толкую)
Установление полноты, достоверности (соответствия действительности) и точности сведений источника.
Установлении его происхождения (авторства, времени, места и целей составления) и подлинности.
5. Факторы исторического развития
Фактор (лат. factor «делающий, производящий») - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, отдельные черты.
Объективные
факторы
Субъективные
- обстоятельства, существующие независимо от воли и желания человека.
факторы
- обстоятельства, зависящие и исходящие от человека и различных объединений людей.
Природно-климатический
Демографический
Этнический
Экономический
Культурно-политический
Природно-климатический фактор.
- влияние географического положения ( размера территории, климата, рельефа местности, удаленности или близости к торговым, транспортным, культурным путям ) на характер и темпы развития государств и цивилизаций.
Древнегреческий философ Аристотель : связывал гармонию развития древнегреческой цивилизации с расположением Греции в умеренном климатическом поясе, что обусловливает сбалансированность и.
Французский политик, философ, экономист, юрист, член парламента Парижа XVI в. Жан Боден : суровые условия природного существования, требующие большой активности от человека, обеспечивают больше потенциальных возможностей в общественном развитии у северных народов, чем у южных , а у горных – в сравнении с равнинными.
Философы Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Геттнер в Новое время и. А. Богданов, И. Ильин в ХХ в. : с уществует связь между размером территории государства и существующей в нем формой правления (обширная территория – монархическое или деспотическое правление, требующее централизованной власти, а небольшая территория – республиканская форма правления и демократия).
Русский ученный: географ, этнограф, историк, социолог, революционер-анархист и публицист Лев Ильи́ч Ме́чников в XIX в.: разработал «водную» версию влияния географического фактора на становление и развитие цивилизаций (роль «великих рек» в возникновении древних цивилизаций Востока, затем факторов морского и океанского сообщения).
В XIX в . эти идеи оформляются в самостоятельную науку геополитику.
Демографический фактор
- влияние численности, плотности населения, половозрастного баланса, соотношения численности городских и сельских жителей и т. д. на характер и темпы развития государств и цивилизаций.
( известно, что население планеты, прежде всего развитых стран, стареет, что создает проблемы с воспроизводством его работоспособной части) , Эти составляющие важно, но неравноценны. Численность населения страны важна, но она не определяет наличие у нее статуса великой державы, который является не демографической, а социокультурной характеристикой.
С другой стороны уровень рождаемости связан с различными условиями жизни, традициями и другими ценностными ориентациями; уровень детской смертности – с проблемами материального обеспечения и социальной защиты населения; средняя продолжительность жизни, уровень смертности и, в частности, динамика суицида – с социально-психологическим климатом в обществе и его социально-экономическим состоянием; социальная мобильность и маргинализация – с «открытостью» общества и степенью его демократизации.
Этнический фактор
- это влияние близости языков, культуры этносов,
проживающих на одной или соседней территории на характер и
темпы развития государств и цивилизаций.
Например:
Традиционное тяготение славян друг к другу, даже в рамках отдельных государств, конфликт в Украине во многом имеет этническую почву, т.к. Юго-Восточные территории заселены этнически русским населением, которому язык и культурные особенности России ближе, чем культура и язык Западной Украины, испытавшей большое влияние Польши.
И наоборот проживание на одной территории евреев и арабов с разными этническими особенностями приводит к постоянному конфликту.
Экономический фактор
- это влияние характера и уровня развития экономики на характер и темпы развития государств и цивилизаций.
Эта позиция была предложена марксистами, которые назвали экономический фактор определяющим историческое развитие и разделили историю человечества на общественно-экономические формации:
- первобытно-общинную,
- рабовладельческую,
- феодальную,
- капиталистическую
- коммунистическую.
Развитие экономики ставится при таком подходе во главу угла и считается, что именно экономика определяет все развитие общества и его историю. В рамках марксизма была сформулирована формула: «Политика-есть продолжение экономики».
Действительно понять мотивы многих политических решений и исторических событий можно поняв экономическую подоплеку или экономические интересы всех участников.
Разные способы производства требуют от человека разных психологических качеств:
Феодальные: умения действовать в условиях иерархии, способность подчиняться.
Капиталистический: предприимчивости, самостоятельности.
Культурно-политический фактор
- предполагает такие аспекты как политическая и государственная независимость , выбор религии, влияние традиций на историческое развитие и т.д.
Субъективные факторы
- влияние социальной деятельности элит, партий, классов, народов и отдельных личностей на характер и темпы развития государств и цивилизаций.
Объективные факторы ставят ограничения действиям людей, однако, действия отдельных личностей (правителей, выдающихся личностей) или классов, социальных общностей могут изменить ход истории.
Например, Швейцарский поход Суворова 1799 года — переход выступивших из Северной Италии русских и австрийских войск под командованием фельдмаршала Александра Васильевича Суворова, участвовавших в войне Второй коалиции, через Альпы в направлении Австрии. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чёртов мост и совершила переход из долины Рёйса в Мутенскую долину, где попала в окружение. Однако в сражении в Мутенской долине русская армия под командованием Суворова нанесла поражение французской армии и вышла из окружения, после чего совершила переход через заснеженный труднодоступный перевал Рингенкопф (Паникс ), откуда через город Кур направилась в сторону России.
Цель похода — разгром французских войск в Швейцарии — достигнута не была, возможно — из-за действий австрийских союзников, впоследствии оцененных историками как предательские .
6. Исторические подходы и периодизация истории.
На основании фактов строятся исторические концепции с помощью методологии – логической организации процесса .
Исторические подходы:
Стадиальный (формационный)
Цивилизационный
история разных государств и обществ проходит одни и те же стадии развития.
Общественно-экономическая формация - стадия общественной эволюции, c определённой ступенью развития производительных сил и соответствующим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
общей истории человечества - нет существуют лишь уникальные «цивилизации» , которые рождаются, расцветают, умирают.
Н. Я. Данилевский,
Теория общественно-экономических формаций:
К.Н. Леонтьев,
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, И.В. Сталин.
А. Тойнби,
Стадиальная концепция : Ф. Тённис, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье.
О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, С. Хантингтон.
Современная периодизация истории:
Периодизация – это условное установление последовательных этапов общественного развития на основе решающих факторов , общих для всех стран.
Период
Хронологические рамки
Первобытное общество
Около 2 млн. лет назад- 4-е тыс. до н.э.
Длительность периода
Древний мир
Около 2 млн. лет
5-е тыс. до н.э. – середина 1-го тыс. н.э.
Средние века
Новое время
(20000 веков)
476 г. – XVI в.
Около 4 тыс. лет
XVII-XIX вв.
Новейшая история
Около 1200 лет
XX – начало XXI вв.
Около 300 лет (3 века)
Около 100 лет
(1 век)
7. Россия в мировом историческом процессе
Россия занимает уникальное положение →постоянные дискуссии о ее месте в мировом историческом процессе (« К какому типу цивилизаций ее отнести? »)
Россия-часть западного мира
Западники
Период
Представители
1830–1840е гг.
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.
Концепция
Россия – часть Европы и развивается по западной модели.
Формационный подход
Период
Представители
2я половина XIX –
1я половина XX вв.
К. Маркс,
Концепция
Ф. Энгельс,
Россия проходила формации, с отставанием от Европы , которое к началу XX в. было преодолено (Россия, вместе с другими странами, вступила в высшую стадию капитализма – империализм, а затем опережая европейские страны, в коммунистическую формацию).
В. И. Ленин,
НО: почему Россия, не являясь самой передовой страной Европы, первой вступила в коммунистическую формацию?
Г. В. Плеханов, И.В. Сталин.
Россия – уникальная цивилизация
Славянофилы
Период
Представители
1930–1840-е гг.
А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков
Концепция
и др.
Россия идет своим неповторимым путем.
Россия – уникальная цивилизация
Концепция евразийства
Период
Представители
XIX в. - наши дни.
Концепция
П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой
- Россия – это Евразия : много наций → нация евразийцев.
- Россия - самодостаточная цивилизация (огромная территория, удаленная от морей→ авторитарная власть и коллективизм - неизбежны), на базе православия.
- 1917 г. - кризис европейской культуры и возрождение Азии, а Россия - спасительница мира.
НО: «единая евразийская нация» и «самодостаточность» условны при глобализации.
В наши дни России необходимо развиваться своим путем, союзники – это мусульманский мир, Китай, Индия, а не Европа и США (историч. конкуренты).
Россия-часть восточного мира
Период
Представители
Концепция
- Склонность к традиционализму, коллективизму , тирании - наиболее продуктивна ( Петр I, Сталин), а копирование западной модели -неудачны (деятельность Лжедмитрия, реформы Александра II, «перестройка» Горбачева);
НО: менталитет основан на христианских ценностях; развитая частная собственность, предпринимательство, рынок, классы, элементы парламентаризма в дореволюционной России.
Учитывая все обозначенные концепции, можно утверждать:
- Россия – часть мировой цивилизации и соединяет в себе черты Запада и Востока (в связи с географическим положением ).
- Россия – многонациональное государство (культурное многообразие).
- В переломные моменты своей истории (войны, революции, реформы) Россия испытывала «эффект маятника» – «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока.
Домашнее задание:
2. В форме таблицы сформулируйте основные достоинства и недостатки формационного цивилизационного подходов.
3. В форме таблицы приведите аргументы, доказывающие принадлежность России к тому или иному цивилизационному пути развития:
Достоинства
Формационный подход
Цивилизационный подход
Недостатки
Россия-часть западного мира
Аргументы
Россия-уникальная цивилизация
Россия-часть восточного мира
Домашнее задание:
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ: