СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История как наука

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История как наука»

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

ПЯТИМИНУТКА…

ПЯТИМИНУТКА…

Вопрос № 1 Выпускаемая одной компанией модель блокнота Franky как бы сшита из частей других блокнотов. К какому известному персонажу отсылает название модели?

Вопрос № 1

Выпускаемая одной компанией модель блокнота Franky как бы сшита из частей других блокнотов. К какому известному персонажу отсылает название модели?

Вопрос № 2 В одном произведении описывается интернациональная команда, состоящая из Сергея, Раймонда, Сурена и Семёна. Какое название было выбрано для этой команды?

Вопрос № 2

В одном произведении описывается интернациональная команда, состоящая из Сергея, Раймонда, Сурена и Семёна. Какое название было выбрано для этой команды?

Вопрос № 3 В 1990-е годы на территории бывшего СССР действовал криминальный авторитет по кличке Сергеич, хотя его отчеством было совсем не Сергеевич. Напишите его имя и фамилию

Вопрос № 3

В 1990-е годы на территории бывшего СССР действовал криминальный авторитет по кличке Сергеич, хотя его отчеством было совсем не Сергеевич. Напишите его имя и фамилию

Вопрос № 4 Однажды в Бреду прибыло судно с припасами на зиму. Говоря о том, что произошло дальше, Википедия сравнивает судно с НИМ. Назовите ЕГО двумя словами.

Вопрос № 4

Однажды в Бреду прибыло судно с припасами на зиму. Говоря о том, что произошло дальше, Википедия сравнивает судно с НИМ. Назовите ЕГО двумя словами.

Вопрос № 5 В песне группы «ZWYNTAR» [цвинтар] трое грабителей после перестрелки бегут к реке. Лодочник соглашается взять двоих из них, а третьему говорит: «У тебя несерьёзная рана, тебе ещё рано». Как, судя по всему, зовут этого лодочника?

Вопрос № 5

В песне группы «ZWYNTAR» [цвинтар] трое грабителей после перестрелки бегут к реке. Лодочник соглашается взять двоих из них, а третьему говорит: «У тебя несерьёзная рана, тебе ещё рано». Как, судя по всему, зовут этого лодочника?

Вопрос № 1 Выпускаемая одной компанией модель блокнота Franky как бы сшита из частей других блокнотов. К какому известному персонажу отсылает название модели?

Вопрос № 1

Выпускаемая одной компанией модель блокнота Franky как бы сшита из частей других блокнотов. К какому известному персонажу отсылает название модели?

Вопрос № 2 В одном произведении описывается интернациональная команда, состоящая из Сергея, Раймонда, Сурена и Семёна. Какое название было выбрано для этой команды?

Вопрос № 2

В одном произведении описывается интернациональная команда, состоящая из Сергея, Раймонда, Сурена и Семёна. Какое название было выбрано для этой команды?

Вопрос № 3 В 1990-е годы на территории бывшего СССР действовал криминальный авторитет по кличке Сергеич, хотя его отчеством было совсем не Сергеевич. Напишите его имя и фамилию

Вопрос № 3

В 1990-е годы на территории бывшего СССР действовал криминальный авторитет по кличке Сергеич, хотя его отчеством было совсем не Сергеевич. Напишите его имя и фамилию

Вопрос № 4 Однажды в Бреду прибыло судно с припасами на зиму. Говоря о том, что произошло дальше, Википедия сравнивает судно с НИМ. Назовите ЕГО двумя словами.

Вопрос № 4

Однажды в Бреду прибыло судно с припасами на зиму. Говоря о том, что произошло дальше, Википедия сравнивает судно с НИМ. Назовите ЕГО двумя словами.

Вопрос № 5 В песне группы «ZWYNTAR» [цвинтар] трое грабителей после перестрелки бегут к реке. Лодочник соглашается взять двоих из них, а третьему говорит: «У тебя несерьёзная рана, тебе ещё рано». Как, судя по всему, зовут этого лодочника?

Вопрос № 5

В песне группы «ZWYNTAR» [цвинтар] трое грабителей после перестрелки бегут к реке. Лодочник соглашается взять двоих из них, а третьему говорит: «У тебя несерьёзная рана, тебе ещё рано». Как, судя по всему, зовут этого лодочника?

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

ИСТОРИЯ КАК НАУКА

История как наука 1. Предмет и функции исторической науки. 2. История в системе наук. 3. Историческое знание, его достоверность  и источники. 4. Вспомогательные исторические дисциплины. 5. Факторы исторического развития. 6. Исторические подходы и периодизация истории. 7. Россия в мировом историческом процессе.

История как наука

1. Предмет и функции исторической науки.

2. История в системе наук.

3. Историческое знание, его достоверность

и источники.

4. Вспомогательные исторические

дисциплины.

5. Факторы исторического развития.

6. Исторические подходы и периодизация

истории.

7. Россия в мировом историческом процессе.

1. Предмет и функции исторической науки.  История (с греч. historia – рассказ о прошлых событиях)  - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет.  Основоположник истории - древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.), автор книги «История».   В древности историю называли «magistra vitae» (наставница жизни), а историка - «translator temporis» («передатчик» времени).  Геродот (V в. до н.э.)

1. Предмет и функции исторической науки.

История (с греч. historia – рассказ о прошлых событиях)  - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет.

Основоположник истории - древнегреческий историк Геродот

(V в. до н. э.), автор книги «История».

В древности историю называли «magistra vitae» (наставница жизни), а историка - «translator temporis» («передатчик»

времени).

Геродот (V в. до н.э.)

Русский историк Василий Осипович Ключевский  процесс развития природы и общества,  считал, что история – это: Предмет исторической науки  — это изучение закономерностей развития общества. тесно связанных между собой. - наука об этих процессах . В.О. Ключевский (1841—1911 гг.)

Русский историк Василий Осипович Ключевский

  • процесс развития природы и общества,

считал, что история – это:

Предмет исторической науки  — это изучение закономерностей развития общества.

тесно связанных между собой.

- наука об этих процессах .

В.О. Ключевский

(1841—1911 гг.)

Функции истории: Познавательная - непосредственное изучение исторического пути стран. Практически- политическая выявление закономерностей развития Мировоззренческая ( мировоззрение - взгляд на мир ): обществ, выработка научно- - изучение истории на формирует научное мировоззрение ( причинно-следственные связи, развитие аналитических способностей); Воспитательная : - знание истории формирует гражданские качества (патриотизм, толерантность); нравственные (честь, долг и др.); обоснованного политического курса . Функция социальной памяти - история - связующее звено между прошлым и настоящим.

Функции истории:

Познавательная

- непосредственное изучение исторического пути стран.

Практически-

политическая

  • выявление закономерностей развития

Мировоззренческая ( мировоззрение - взгляд на мир ):

обществ, выработка научно-

- изучение истории на формирует научное мировоззрение ( причинно-следственные связи, развитие аналитических способностей);

Воспитательная :

- знание истории формирует гражданские качества (патриотизм, толерантность); нравственные (честь, долг и др.);

обоснованного политического курса .

Функция социальной памяти

- история - связующее звено между прошлым и настоящим.

2. История в системе наук. Существует более двух тысяч наук, изучающих природу, технику, человека ( гуманитарные ) и общественной жизни ( общественные или социальные науки ). История – социально-гуманитарная наука, тесно связанная с другими социально-гуманитарными науками:  Философия Социология Экономика Социально-гуманитарные науки Политология Юридические науки Культурология История Педагогика

2. История в системе наук.

Существует более двух тысяч наук, изучающих природу, технику, человека ( гуманитарные ) и общественной жизни ( общественные или социальные науки ).

История – социально-гуманитарная наука, тесно связанная с другими социально-гуманитарными науками:

Философия

Социология

Экономика

Социально-гуманитарные

науки

Политология

Юридические науки

Культурология

История

Педагогика

Наука Сфера общественной жизни Экномика Общественные отношения по созданию и распределению богатства. Социология Социальная  сфера (социальные Культурология отношения и процессы). Культурная сфера. Политология Государство, политическая власть. Юридические  науки Право.  История - наиболее общая среди социальных наук , т.к.  рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует все стороны общественной жизни ( экономику, политику, культуру, быт и др.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности .

Наука

Сфера общественной жизни

Экномика

Общественные отношения по созданию и распределению богатства.

Социология

Социальная сфера (социальные

Культурология

отношения и процессы).

Культурная сфера.

Политология

Государство, политическая власть.

Юридические

науки

Право.

История - наиболее общая среди социальных наук , т.к. рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует все стороны общественной жизни ( экономику, политику, культуру, быт и др.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности .

3 . Историческое знание,

его достоверность и источники.

Историческое знание – совокупность представлений о развитии различных обществ)

Формы исторического знания:

Научное

Обыденное

- объективное, систематизированное, верифицированное (проверенное) конкретное знание (в учебниках, научных статьях, монографиях).

- содержащее субъективные оценки, фрагментарное, несистематизированное, не верифицированое знание , не отражающее существенные причинно-следственные связи (имеет каждый человек, причем глубина такого знания и степень «заблуждения» у всех различны).

М.В.Зеленов. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников. В помощь студентам и аспирантам. (14.88 Kb)

В процессе познавательной Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня [3] .

1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования . Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

 

деятельности и накопления исторических знаний формируется

Исторические источники и их виды

Исторические источники – всё, что отражает исторический процесс и позволяет изучать прошлое.

Письменные

Документальные: воплощение действительности: законы, постановления, договоры.

Описательные: через сознание и оценки их авторов: летописи, мемуары, письма.

Лингвистические

Устные

данные

Сходные грамматические конструкции показывают родство и взаимоотношения народов в прошлом.

Фольклор: опыт и информация о жизни предков: былины, сказания, песни, сказки.

Этнографические

Вещественные

Обряды и обычаи (важнейшие события жизни)

Фото- и кинодокументы

Орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения

Фонические или звуковые

Выступления глав государств по радио.

В период татаро-монгольского ига в русский язык вошли слова: ямщик , ярлык, казак, караул, кочевать; деньга, казна, барыш, хозяин.

Похожие слова в разных языках: Beat – бить; School-школа (рус. и англ. язык относятся к индоевроп. яз.группе).

- Сat, Katze (нем.), chatи (фр.) - кот произошли от латинского «cattus, catta».

- «Кавалер» заимств. из польского от нем. Kabalier или фр. cavalier, а они от лат. caballus –

конь" (смысловая цепочка: конь - всадник - дворянин).

Облик прошлого во многом зависит от того, как историк определяет круг источников.

В XIX в. отдавали предпочтение документам официального происхождения: законодательным актам, дипломатическим материалам, правовым документам, как наиболее точно отражающим события , а мемуары, переписка частных лиц, статьи в прессе рассматривались как субъективные , а потому не столь надежные и достоверные.

Долгое время считалось, что источниками могут служить только письменные свидетельства, а значит история народа начинается лишь с момента появления записей.

Но в XX в. было признано, что народные легенды, песни, сказания позволяют изучать те явления, которые не были зафиксированы письменно (благодаря изучению фольклора народов, не имеющих письменности.)

Т.О.: Для изучения разных явлений общественной жизни в наши дни используются разные источники :

- политические события отразились в законодательных актах , дипломатических документах и т.п.,

- экономическая жизнь в хозяйственных документах, счетах, расписках, финансовых отчетах, налоговых описях,

- духовная жизнь в произведениях литературы и искусства,

  • история повседневности в предметах быта, одежды и т.д.

 4. Вспомогательные исторические дисциплины  Исторические источники дают представление о прошлых событиях – исторических фактах. Суть исторического исследования – это собирание, классификация, систематизация и обобщение .  Расширение круга исторических источников, особенности в их изучении → выделению вспомогательных исторических дисциплин - специальных отраслей исторического знания. Генеалогия Геральдика Дипломатика Метрология Ономастика Нумизматика Топонимика Сфрагистика Палеография Антропонимика Этимология Хронология Этнонимика Теонимика

4. Вспомогательные исторические дисциплины

Исторические источники дают представление о прошлых событиях – исторических фактах. Суть исторического исследования – это собирание, классификация, систематизация и обобщение .

Расширение круга исторических источников, особенности в их изучении → выделению вспомогательных исторических дисциплин - специальных отраслей исторического знания.

Генеалогия

Геральдика

Дипломатика

Метрология

Ономастика

Нумизматика

Топонимика

Сфрагистика

Палеография

Антропонимика

Этимология

Хронология

Этнонимика

Теонимика

Этапы работы с историческим источником  Исторические источники могут быть «прочитаны» историком как особый «текст», понять который можно только в историко-культурном контексте эпохи. Внешняя критика  Т.О.: Задача исследователя –извлечь сведения о прошлом и попытаться понять систему ценностей прошлого для верной интерпретации источника. Внутренняя критика (герменевтика – - Расшифровка и освоение текста (основного содержания источника). от греч. hermeneuo — разъясняю, толкую) Установление полноты, достоверности (соответствия действительности) и точности сведений источника. Установлении его происхождения (авторства, времени, места и целей составления) и подлинности.

Этапы работы с историческим источником

Исторические источники могут быть «прочитаны» историком как особый «текст», понять который можно только в историко-культурном контексте эпохи.

Внешняя критика

Т.О.: Задача исследователя –извлечь сведения о прошлом и попытаться понять систему ценностей прошлого для верной интерпретации источника.

Внутренняя критика (герменевтика –

- Расшифровка и освоение текста (основного содержания источника).

от греч. hermeneuo — разъясняю, толкую)

Установление полноты, достоверности (соответствия действительности) и точности сведений источника.

Установлении его происхождения (авторства, времени, места и целей составления) и подлинности.

5. Факторы исторического развития Фактор  (лат. factor «делающий, производящий»)  - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, отдельные черты.  Объективные факторы Субъективные - обстоятельства, существующие независимо от воли и желания человека. факторы - обстоятельства, зависящие и исходящие от человека и различных объединений людей. Природно-климатический Демографический  Этнический Экономический  Культурно-политический

5. Факторы исторического развития

Фактор (лат. factor «делающий, производящий»)  - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер, отдельные черты.

Объективные

факторы

Субъективные

- обстоятельства, существующие независимо от воли и желания человека.

факторы

- обстоятельства, зависящие и исходящие от человека и различных объединений людей.

Природно-климатический

Демографический

Этнический

Экономический

Культурно-политический

Природно-климатический фактор.

- влияние географического положения ( размера территории, климата, рельефа местности, удаленности или близости к торговым, транспортным, культурным путям ) на характер и темпы развития государств и цивилизаций.

Древнегреческий философ Аристотель : связывал гармонию развития древнегреческой цивилизации с расположением Греции в умеренном климатическом поясе, что обусловливает сбалансированность и.

Французский политик, философ, экономист, юрист, член парламента Парижа XVI в. Жан Боден : суровые условия природного существования, требующие большой активности от человека, обеспечивают больше потенциальных возможностей в общественном развитии у северных народов, чем у южных , а у горных – в сравнении с равнинными.

Философы Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Геттнер в Новое время и. А. Богданов, И. Ильин в ХХ в. : с уществует связь между размером территории государства и существующей в нем формой правления (обширная территория – монархическое или деспотическое правление, требующее централизованной власти, а небольшая территория – республиканская форма правления и демократия).

Русский ученный: географ, этнограф, историк, социолог, революционер-анархист и публицист Лев Ильи́ч Ме́чников в XIX в.: разработал «водную» версию влияния географического фактора на становление и развитие цивилизаций (роль «великих рек» в возникновении древних цивилизаций Востока, затем факторов морского и океанского сообщения).

В XIX в . эти идеи оформляются в самостоятельную науку геополитику.

 Демографический фактор - влияние численности, плотности населения, половозрастного баланса, соотношения численности городских и сельских жителей и т. д. на характер и темпы развития государств и цивилизаций. ( известно, что население планеты, прежде всего развитых стран, стареет, что создает проблемы с воспроизводством его работоспособной части) , Эти составляющие важно, но неравноценны. Численность населения страны важна, но она не  определяет наличие у нее статуса великой державы, который является не демографической, а социокультурной характеристикой.  С другой стороны уровень рождаемости связан с различными условиями жизни, традициями и другими ценностными ориентациями; уровень детской смертности – с проблемами материального обеспечения и социальной защиты населения; средняя продолжительность жизни, уровень смертности и, в частности, динамика суицида – с социально-психологическим климатом в обществе и его социально-экономическим состоянием; социальная мобильность и маргинализация – с «открытостью» общества и степенью его демократизации.

Демографический фактор

- влияние численности, плотности населения, половозрастного баланса, соотношения численности городских и сельских жителей и т. д. на характер и темпы развития государств и цивилизаций.

( известно, что население планеты, прежде всего развитых стран, стареет, что создает проблемы с воспроизводством его работоспособной части) , Эти составляющие важно, но неравноценны. Численность населения страны важна, но она не  определяет наличие у нее статуса великой державы, который является не демографической, а социокультурной характеристикой.

С другой стороны уровень рождаемости связан с различными условиями жизни, традициями и другими ценностными ориентациями; уровень детской смертности – с проблемами материального обеспечения и социальной защиты населения; средняя продолжительность жизни, уровень смертности и, в частности, динамика суицида – с социально-психологическим климатом в обществе и его социально-экономическим состоянием; социальная мобильность и маргинализация – с «открытостью» общества и степенью его демократизации.

Этнический фактор это влияние близости языков, культуры этносов, проживающих на одной или соседней территории на характер и темпы развития государств и цивилизаций. Например:  Традиционное тяготение славян друг к другу, даже в рамках отдельных государств, конфликт в Украине во многом имеет этническую почву, т.к. Юго-Восточные территории заселены этнически русским населением, которому язык и культурные особенности России ближе, чем культура и язык Западной Украины, испытавшей большое влияние Польши.  И наоборот проживание на одной территории евреев и арабов с разными этническими особенностями приводит к постоянному конфликту.

Этнический фактор

  • это влияние близости языков, культуры этносов,

проживающих на одной или соседней территории на характер и

темпы развития государств и цивилизаций.

Например:

Традиционное тяготение славян друг к другу, даже в рамках отдельных государств, конфликт в Украине во многом имеет этническую почву, т.к. Юго-Восточные территории заселены этнически русским населением, которому язык и культурные особенности России ближе, чем культура и язык Западной Украины, испытавшей большое влияние Польши.

И наоборот проживание на одной территории евреев и арабов с разными этническими особенностями приводит к постоянному конфликту.

Экономический фактор - это влияние характера и уровня развития экономики на характер и темпы развития государств и цивилизаций. Эта позиция была предложена марксистами, которые назвали экономический фактор определяющим историческое развитие и разделили историю человечества на общественно-экономические формации: - первобытно-общинную, - рабо­владельческую, - феодальную, - капиталистическую - коммунистическую.  Развитие экономики ставится при таком подходе во главу угла и считается, что именно экономика определяет все развитие общества и его историю. В рамках марксизма была сформулирована формула: «Политика-есть продолжение экономики».  Действительно понять мотивы многих политических решений и исторических событий можно поняв экономическую подоплеку или экономические интересы всех участников. Разные способы производства требуют от человека разных психологических качеств: Феодальные: умения действовать в условиях иерархии, способность подчиняться. Капиталистический: предприимчивости, самостоятельности.

Экономический фактор

- это влияние характера и уровня развития экономики на характер и темпы развития государств и цивилизаций.

Эта позиция была предложена марксистами, которые назвали экономический фактор определяющим историческое развитие и разделили историю человечества на общественно-экономические формации:

- первобытно-общинную,

- рабо­владельческую,

- феодальную,

- капиталистическую

- коммунистическую.

Развитие экономики ставится при таком подходе во главу угла и считается, что именно экономика определяет все развитие общества и его историю. В рамках марксизма была сформулирована формула: «Политика-есть продолжение экономики».

Действительно понять мотивы многих политических решений и исторических событий можно поняв экономическую подоплеку или экономические интересы всех участников.

Разные способы производства требуют от человека разных психологических качеств:

Феодальные: умения действовать в условиях иерархии, способность подчиняться.

Капиталистический: предприимчивости, самостоятельности.

Культурно-политический фактор - предполагает такие аспекты как политическая и государственная независимость , выбор религии, влияние традиций на историческое развитие и т.д.

Культурно-политический фактор

- предполагает такие аспекты как политическая и государственная независимость , выбор религии, влияние традиций на историческое развитие и т.д.

Субъективные факторы

- влияние социальной деятельности элит, партий, классов, народов и отдельных личностей на характер и темпы развития государств и цивилизаций.

Объективные факторы ставят ограничения действиям людей, однако, действия отдельных личностей (правителей, выдающихся личностей) или классов, социальных общностей могут изменить ход истории.

Например, Швейцарский поход Суворова 1799 года — переход выступивших из Северной Италии русских и австрийских войск под командованием фельдмаршала Александра Васильевича Суворова, участвовавших в войне Второй коалиции, через Альпы в направлении Австрии. В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чёртов мост и совершила переход из долины Рёйса в Мутенскую долину, где попала в окружение. Однако в сражении в Мутенской долине русская армия под командованием Суворова нанесла поражение французской армии и вышла из окружения, после чего совершила переход через заснеженный труднодоступный перевал Рингенкопф (Паникс ), откуда через город Кур направилась в сторону России.

Цель похода — разгром французских войск в Швейцарии — достигнута не была, возможно — из-за действий австрийских союзников, впоследствии оцененных историками как предательские .

6. Исторические подходы и периодизация истории. На основании фактов строятся исторические концепции с помощью методологии – логической организации процесса . Исторические  подходы: Стадиальный (формационный) Цивилизационный история разных государств и обществ проходит одни и те же стадии развития.  Общественно-экономическая формация  - стадия общественной эволюции, c определённой ступенью развития производительных сил и соответствующим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. общей истории человечества - нет существуют лишь уникальные «цивилизации» , которые рождаются, расцветают, умирают. Н. Я. Данилевский, Теория общественно-экономических формаций: К.Н. Леонтьев, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, И.В. Сталин. А. Тойнби, Стадиальная концепция : Ф. Тённис, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье. О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, С. Хантингтон.

6. Исторические подходы и периодизация истории.

На основании фактов строятся исторические концепции с помощью методологиилогической организации процесса .

Исторические подходы:

Стадиальный (формационный)

Цивилизационный

история разных государств и обществ проходит одни и те же стадии развития.

Общественно-экономическая формация  - стадия общественной эволюции, c определённой ступенью развития производительных сил и соответствующим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

общей истории человечества - нет существуют лишь уникальные «цивилизации» , которые рождаются, расцветают, умирают.

Н. Я. Данилевский,

Теория общественно-экономических формаций:

К.Н. Леонтьев,

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, И.В. Сталин.

А. Тойнби,

Стадиальная концепция : Ф. Тённис, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, Ж. Фурастье.

О. Шпенглер, Ю. Эвола, Р. Генон, С. Хантингтон.

Современная периодизация истории: Периодизация – это условное установление последовательных этапов общественного развития на основе решающих факторов , общих для всех стран.  Период Хронологические рамки Первобытное общество Около 2 млн. лет назад- 4-е тыс. до н.э. Длительность периода Древний мир Около 2 млн. лет 5-е тыс. до н.э. – середина 1-го тыс. н.э. Средние века Новое время (20000 веков) 476 г. – XVI в. Около 4 тыс. лет XVII-XIX вв. Новейшая история Около 1200 лет XX – начало XXI вв. Около 300 лет (3 века) Около 100 лет (1 век)

Современная периодизация истории:

Периодизация – это условное установление последовательных этапов общественного развития на основе решающих факторов , общих для всех стран.

Период

Хронологические рамки

Первобытное общество

Около 2 млн. лет назад- 4-е тыс. до н.э.

Длительность периода

Древний мир

Около 2 млн. лет

5-е тыс. до н.э. – середина 1-го тыс. н.э.

Средние века

Новое время

(20000 веков)

476 г. – XVI в.

Около 4 тыс. лет

XVII-XIX вв.

Новейшая история

Около 1200 лет

XX – начало XXI вв.

Около 300 лет (3 века)

Около 100 лет

(1 век)

                              7. Россия в мировом историческом процессе Россия занимает уникальное положение →постоянные дискуссии о ее месте в мировом историческом процессе (« К какому типу цивилизаций ее отнести? ») Россия-часть западного мира Западники  Период Представители 1830–1840е гг. Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др. Концепция Россия – часть Европы и развивается по  западной модели.

7. Россия в мировом историческом процессе

Россия занимает уникальное положение →постоянные дискуссии о ее месте в мировом историческом процессе (« К какому типу цивилизаций ее отнести? »)

Россия-часть западного мира

Западники

Период

Представители

1830–1840е гг.

Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и др.

Концепция

Россия – часть Европы и развивается по западной модели.

Формационный подход Период Представители 2я половина XIX – 1я половина XX вв. К. Маркс, Концепция Ф. Энгельс, Россия проходила формации, с отставанием от Европы , которое к началу XX в. было преодолено (Россия, вместе с другими странами, вступила в высшую стадию капитализма – империализм, а затем опережая европейские страны, в коммунистическую формацию). В. И. Ленин, НО: почему Россия, не являясь самой передовой страной Европы, первой вступила в коммунистическую формацию? Г. В. Плеханов, И.В. Сталин.

Формационный подход

Период

Представители

2я половина XIX –

1я половина XX вв.

К. Маркс,

Концепция

Ф. Энгельс,

Россия проходила формации, с отставанием от Европы , которое к началу XX в. было преодолено (Россия, вместе с другими странами, вступила в высшую стадию капитализма – империализм, а затем опережая европейские страны, в коммунистическую формацию).

В. И. Ленин,

НО: почему Россия, не являясь самой передовой страной Европы, первой вступила в коммунистическую формацию?

Г. В. Плеханов, И.В. Сталин.

Россия – уникальная цивилизация Славянофилы Период Представители 1930–1840-е гг. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков Концепция и др. Россия идет своим неповторимым путем.

Россия – уникальная цивилизация

Славянофилы

Период

Представители

1930–1840-е гг.

А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков

Концепция

и др.

Россия идет своим неповторимым путем.

Россия – уникальная цивилизация Концепция евразийства Период Представители XIX в. - наши дни. Концепция П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой - Россия – это Евразия : много наций → нация евразийцев.  Россия - самодостаточная цивилизация (огромная территория, удаленная от морей→ авторитарная власть и коллективизм - неизбежны), на базе православия.  1917 г. - кризис европейской культуры и возрождение Азии, а Россия - спасительница мира. НО: «единая евразийская нация» и «самодостаточность» условны при глобализации. В наши дни России необходимо развиваться своим путем, союзники – это мусульманский мир, Китай, Индия, а не Европа и США (историч. конкуренты).

Россия – уникальная цивилизация

Концепция евразийства

Период

Представители

XIX в. - наши дни.

Концепция

П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой

- Россия – это Евразия : много наций → нация евразийцев.

  • Россия - самодостаточная цивилизация (огромная территория, удаленная от морей→ авторитарная власть и коллективизм - неизбежны), на базе православия.
  • 1917 г. - кризис европейской культуры и возрождение Азии, а Россия - спасительница мира.

НО: «единая евразийская нация» и «самодостаточность» условны при глобализации.

В наши дни России необходимо развиваться своим путем, союзники – это мусульманский мир, Китай, Индия, а не Европа и США (историч. конкуренты).

Россия-часть восточного мира Период Представители Концепция - Склонность к традиционализму, коллективизму ,  тирании - наиболее продуктивна ( Петр I, Сталин), а копирование западной модели -неудачны (деятельность Лжедмитрия, реформы Александра II, «перестройка» Горбачева); НО: менталитет основан на христианских ценностях; развитая частная собственность, предпринимательство, рынок, классы, элементы парламентаризма в дореволюционной России. Учитывая все обозначенные концепции, можно утверждать: - Россия – часть мировой цивилизации и соединяет в себе черты Запада и Востока (в связи с географическим положением ). - Россия – многонациональное государство (культурное многообразие). - В переломные моменты своей истории (войны, революции, реформы)  Россия испытывала «эффект маятника»  – «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока.

Россия-часть восточного мира

Период

Представители

Концепция

- Склонность к традиционализму, коллективизму , тирании - наиболее продуктивна ( Петр I, Сталин), а копирование западной модели -неудачны (деятельность Лжедмитрия, реформы Александра II, «перестройка» Горбачева);

НО: менталитет основан на христианских ценностях; развитая частная собственность, предпринимательство, рынок, классы, элементы парламентаризма в дореволюционной России.

Учитывая все обозначенные концепции, можно утверждать:

- Россия – часть мировой цивилизации и соединяет в себе черты Запада и Востока (в связи с географическим положением ).

- Россия – многонациональное государство (культурное многообразие).

- В переломные моменты своей истории (войны, революции, реформы) Россия испытывала «эффект маятника» «сдвигаясь» то в сторону западного типа развития, то в сторону Востока.

Домашнее задание:

Домашнее задание:

2. В форме таблицы сформулируйте основные достоинства и недостатки формационного цивилизационного подходов.         3. В форме таблицы приведите аргументы, доказывающие принадлежность России к тому или иному цивилизационному пути развития:  Достоинства Формационный подход Цивилизационный подход Недостатки Россия-часть западного мира Аргументы Россия-уникальная цивилизация Россия-часть восточного мира

2. В форме таблицы сформулируйте основные достоинства и недостатки формационного цивилизационного подходов.

3. В форме таблицы приведите аргументы, доказывающие принадлежность России к тому или иному цивилизационному пути развития:

Достоинства

Формационный подход

Цивилизационный подход

Недостатки

Россия-часть западного мира

Аргументы

Россия-уникальная цивилизация

Россия-часть восточного мира

Домашнее задание:

Домашнее задание:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!