Исследовательская работа на тему:
«Компьютер друг или враг»
Содержание
1.Введение
2. Основная часть. Младший школьник и компьютер
2.1. Компьютер
2.2. Польза от компьютера
2.3. Вред от компьютера
2.4. Нормы СанПина
2.5. Анкетирование и анализ по теме
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Приложения
Введение.
Сегодня компьютеры стали частью нашей жизни. Современному ребенку ничего не остаётся, как жить в соседстве с такой привычной и обыденной вещью, как компьютер.
Для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска всевозможной информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. Этой проблемой заинтересовались психологи и доктора наук Крейг Андерсон и Карен Дил.
В моей семье тоже есть компьютер. Он привлекает меня обилием непознанного материала, огромным количеством игр: весёлых, шумных, захватывающих.
Мама с папой иногда говорят: «Сядь правильно!», «Хватит сидеть у компьютера!», «В эту игру тебе играть нельзя!». У меня возникла проблема «А почему нельзя? Ведь мне интересно!!!» На что я получил ответ от папы, что «компьютер: плохо влияет на здоровье человека, что не все игры полезны для детей».
Так что же такое компьютер – угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?
И я решил провести своё исследование.
Актуальность темы:
На сегодняшний день этот вопрос особенно актуален. Необходимую информацию можно найти в Интернете, используя компьютер.
Поставил цель: выяснить, о пользе компьютера в жизни младшего школьника и вреде, наносимом здоровью.
Задачи:
познакомиться с историей появления компьютеров, чтобы узнать истинное предназначение этой машины для человека;
узнать пользу и вред от компьютера;
провести анкетирование одноклассников и их родителей и проанализировать анкеты.
Гипотеза исследования:
я предположу, что компьютер приносит только пользу младшему школьнику.
Методы исследования:
Теоретический:
Практический:
2. Основная часть. Компьютер друг или враг.
2.1. Компьютер
В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр. Она выполняла любые арифметические действия. В 20 веке механический арифмометр уже не поспевал. Где выход? Электрическая энергия – вот что помогло создать совершенно новые вычислительные машины. Так пришло время ЭВМ (электронно-вычислительных машин). Слово «компьютер» произошло от латинского слова, означающего «считать, вычислять». Они считали в 1000 раз быстрее механических счётных машин.
Но какими огромными были ЭВМ. Комнаты, в которых они размещались, напоминали гигантские залы, сплошь заставленные белыми шкафами. Несколько десятков тысяч электронных ламп обрабатывали огромное количество цифр. Но на смену лампам пришли транзисторы, и компьютеры стали размером с комнату. А нынешние персональные компьютеры с микросхемами легко расположить на письменном столе и даже в кармане брюк. Первые персональные компьютеры появились в 1976 году в США.
За последние десятилетия 20 века микрокомпьютеры проделали значительный путь в своём развитии, стали работать гораздо быстрее и значительно больше перерабатывать информации. Развитие больших вычислительных систем привело к созданию суперкомпьютера — суперпроизводительной и супердорогой машины, способной просчитывать, например, модель крупного землетрясения.
В конце 20 века человечество вступило в стадию формирования глобальной информационной сети «Интернет», которая способна объединить возможности различных компьютерных систем.
2.2. Польза от компьютера.
Психологи считают, что работа с компьютером развивает у школьника логическое и абстрактное мышление, помогает концентрировать внимание, а также улучшает память. С помощью специальных программ можно развивать творческие способности ребёнка – к примеру учить языки, рисовать. Обучение с помощью компьютера проходит быстрее и интереснее. При условии разумного использования компьютеры могут помочь развитию координации рук и глаз, а также других способностей ребёнка. Формируется правильное представление о всевозможных понятиях, географических объектах и всего прочего, с чем не сталкивался ребёнок в повседневной жизни. Благодаря этому дети раньше начинают осознавать, где реальность, а где вымысел. Компьютерные игры помогают научиться принимать самостоятельные решения.
Компьютер сейчас повсеместно используется и во время школьных занятий, поэтому наличие его дома помогает ребенку получать новые знания, искать информацию для выполнения домашних заданий, а также быть в курсе мировых событий, благодаря интернету . К тому же игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.
Тот интерес, который вызывают игровые занятия на компьютере, становится базовым для формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание. Развитие этих качеств во многом обеспечивает психологическую готовность ребёнка к школе.
Компьютер даёт нам много информации для составления разнообразных документов, заявлений, рефератов, докладов, письменных обращений .
Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков: развитие логики, внимание, сосредоточенность, развитие мелких мышц рук, воображение, интерес к учёбе.
2.3. Вред от компьютера.
Разрешая детям пользоваться компьютером, родители должны знать, что вред компьютера для ребёнка может быть достаточно серьёзным.
Вред компьютера обусловлен длительным и бесконтрольным нахождением ребёнка у монитора.
Как и все приборы потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.
Основной вред компьютера для детей заключается в нагрузке на зрение. При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении и устают быстрее, со временем это может привести к снижению зрения и даже вызвать некоторые заболевания
Длительное сидячее положение чревато не только нарушением осанки, но и становится причиной постоянной боли в области шеи, спины, поясницы. Если вы долго находитесь за компьютером, есть возможность развития искривления позвоночника. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название синдрома запястного канала.
Опасность компьютера ещё и в том, что он способен вызывать психологическую зависимость.
При не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.
2.4. Нормы СанПиНа
Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях. Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03).
Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана ( Приложение I). Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально - стул с высокой спинкой и подлокотниками).
Рабочее место должно быть хорошо освещенным. Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 °С). Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта.
Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.
Для младших школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать -15 минут. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников
2.5. Анкетирование и анализ по теме.
Для чего ученику компьютер? Сегодня во многих семьях есть компьютер. Как его применяют? Используют ли его для рабочих целей? Или только играют? Я провел опрос своих одноклассников. (Приложение).
В ходе исследования в своем классе (путем анкетирования) я пришел к следующим выводам:
18 из 23 одноклассников имеют дома компьютеры, остальные работают у друзей, у родственников ( Приложение);
7 из 23 одноклассников работают за компьютером 1 раз в неделю;
1 из 23 – редко;
10 из 23 – ежедневно;
16 из 23 одноклассников проводят не более 30 минут за игрой;
5 из 23 одноклассников играют не меньше 1 часа в день;
2 из 23 ребят проводят за компьютером более 2 часов;
17 из 23 ребят не только играют, но и работают на компьютере, ищут полезную
информацию (Приложение);
Из 6 ребят, которые за компьютером только играют, учатся на три и два, остальные ребята которые не только играют, но и работают на компьютере, учатся на три и четыре 8 ребят и 12 ребят учатся на четыре и пять;
21 из 23 ребят знают правила работы за компьютером;
4 из 23 одноклассников соблюдают правила.
Выводы по анкетированию:
мои одноклассники предпочитают обучающие игры, большинство детей проводят за компьютерными играми меньше часа, но многие ребята тратят от 1 до 2 часов за компьютером;
большее половины детей считают, что компьютер влияет на них хорошо;
большинство ребят знакомы с правилами работы за компьютером, но лишь единицы их соблюдают.
Заключение.
Таким образом, проведя свою исследовательскую работу, я узнал, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Всё зависит от того, сколько времени и с какой целью ребёнок проводит у компьютера.
Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарно-гигиенических правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.
Большинство моих одноклассников знакомы с правилами работы за компьютером, но не все их соблюдают.
Моя гипотеза о том, что компьютер приносит только пользу, не подтвердилась. Так как компьютер приносит и вред здоровью, но при разумном подходе компьютер для ребёнка никакого вреда не принесёт, а польза будет существенной и не оценимой.
Я дал, своим одноклассникам рекомендации выполнять санитарно-гигиенические правила и тогда компьютер будет приносить только пользу.
Список используемой литературы:
1. Гунн Е.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М.: Олма - Пресс , 2003.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.: ВАКО,2007.
3. Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий //Естествознание в школе.-2005.-№ 4.
4. httpHYPERLINK "http://www.anima-agency.ru/":HYPERLINK "http://www.anima-agency.ru/"//HYPERLINK "http://www.anima-agency.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.anima-agency.ru/".HYPERLINK "http://www.anima-agency.ru/"animaHYPERLINK "http://www.anima-agency.ru/"-HYPERLINK "http://www.anima-agency.ru/"agencyHYPERLINK "http://www.anima-agency.ru/".HYPERLINK "http://www.anima-agency.ru/"ru
5. httpHYPERLINK "http://www.mumskids.ru/":HYPERLINK "http://www.mumskids.ru/"//HYPERLINK "http://www.mumskids.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.mumskids.ru/".HYPERLINK "http://www.mumskids.ru/"mumskidsHYPERLINK "http://www.mumskids.ru/".HYPERLINK "http://www.mumskids.ru/"ru
6. httpHYPERLINK "http://www.patte.ru/":HYPERLINK "http://www.patte.ru/"//HYPERLINK "http://www.patte.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.patte.ru/".HYPERLINK "http://www.patte.ru/"patteHYPERLINK "http://www.patte.ru/".HYPERLINK "http://www.patte.ru/"ru
7. httpHYPERLINK "http://www.pospelove.ucoz.ru/":HYPERLINK "http://www.pospelove.ucoz.ru/"//HYPERLINK "http://www.pospelove.ucoz.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.pospelove.ucoz.ru/".HYPERLINK "http://www.pospelove.ucoz.ru/"pospeloveHYPERLINK "http://www.pospelove.ucoz.ru/".HYPERLINK "http://www.pospelove.ucoz.ru/"ucozHYPERLINK "http://www.pospelove.ucoz.ru/".HYPERLINK "http://www.pospelove.ucoz.ru/"ru