Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Елшанка Новобурасского района Саратовской области».
Районная краеведческая
конференция младших школьников «Мое первое открытие»
Секция «Великие тайны прошлого»
Тема :
«ТОПОНИМИКА РОДНОГО КРАЯ»
Работу выполнила
Пастухова Елизавета
ученица 3 класса
МОУ «СОШ с. Елшанка»
Руководитель:
учитель начальных классов
Каримова Антонина Николаевна
2019 год
Оглавление
Введение ..............................................................................................................3
ГлаваI. Теоретическая часть
Что изучает наука топонимика? ...........................................................3
1.1. Виды топонимов ........................................................................................ 4
Глава II. Топонимы села Елшанка............................... 4
2.1. Ойконимы. Годонимы.............................................................................. 4
2.2. Гидронимы .............................................................................................. 5
2.3. Оронимы .................................................................................................. 6
Заключение ........................................................................................................ 6
Список источников и литературы ...................................................................7
Введение
Мир полон названий, имен. Как нет на земле человека или народа без имени, так нет безымянных географических объектов: рек, озер, морей, гор, населенных пунктов – будь то небольшое село или многомиллионный город. Имя – это один из объектов человеческой культуры. И у каждого имени есть своя история.
Однажды я гуляла по своей родной улице и задумалась: «Почему у моей улицы такое название? А как называлась она раньше? А что стоит за географическими названиями, т.е. топонимами, моего родного села и его окрестностей?».
Я живу в с. Елшанка Новобурасского района, поэтому мне было интересно узнать о происхождении названия моего села, а также о названии природных объектов села и об некоторых топонимах нашего края.
Актуальность исследования: Меня заинтересовала история нашего края, ведь в названиях географических объектов – прошлое нашего народа, радость, горе, воспоминания.
Цель исследования: собрать и изучить топонимы села Елшанки, и историю их происхождения.
Задачи:
изучить теоретические основы науки топонимики;
расширить знания о своей малой родине
встретиться с жителями села;
провести социологический опрос среди учащихся по выявлению знаний по данной теме.
Гипотеза работы: топонимы отображают только особенности физико-географических объектов.
Методы исследования: теоретический, системный, статистический.
Практическая значимость исследования: Данный материал можно использовать во время экскурсии в школьном музее, на уроках географии и истории.
Новизна работы заключается в том, что никто ранее не занимался изучением топонимики нашего села.
Ожидаемый результат: возникновение интереса к истории родного края, проявление бережного отношения к топонимике и микротопонимике родного края.
Я попытаюсь узнать от жителей села Елшанки о местных топонимах, о жизни наших предков, о тех, кто осваивал наши края. Ведь за каждым, словом стоят удивительные истории и легенды. Найденную информацию передам в школьный музей.
2.Что изучает наука топонимика
Географические названия встречаются всюду – на карте, в почтовом адресе, в газетной статье, слышны в разговорах.
В настоящее время многие названия городов, деревень, улиц заменены на современные. Таким образом, теряется связь с прошлым. Если рассмотреть и изучить те или иные географические объекты, то можно обнаружить много любопытного и интересного и в этом нам поможет наука топонимика.
Значение, происхождение, изменение географических названий изучает наука топонимика.
Топонимика (от греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (ōnoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика соединяет в себе несколько наук из трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики. Она объясняет, как возникли географические названия, какой заключен в них смысл и как они изменяются. Чтобы понять значения географических названий необходимо обратиться к истории. Топонимы возникли в исторически обусловленных условиях; их появление, изменения и исчезновения связаны с развитием и изменением тех или иных явлений исторического процесса, они своевременно реагируют на изменившиеся общественно-политические события. Иногда он оказывается свидетелем давно минувших событий.
В зависимости от характера именуемых объектов выделяются следующие виды топонимов:
Ойконимы — названия населённых мест (от греч. oikos — жилище, обиталище).
Гидронимы — названия водных объектов (от греч. hydros — вода).
Оронимы — названия гор, возвышенностей (от греч. oros — гора).
Урбанонимы — названия внутригородских объектов (от лат. urbanus — городской).
Годонимы — названия улиц (от греч. hodos — путь, дорога, улица, русло).
Агоронимы — названия площадей (от греч. agora — площадь).
Дромонимы — названия путей сообщения (от греч. dromos — бег. движение, путь.
3. Топонимика с. Елшанка и её окрестностей.
При выяснении происхождения топонимов села Елшанка я встретилась с определенными трудностями. Материалов, связанных с этой темой очень мало, я пользовалась архивными материалами, встречалась со старожилами села. Можно сказать, что топонимика моей малой Родины не исследовалась. Начнем с названий населенных пунктов.
3.1. Ойконимы и годонимы.
Существует две версии о происхождении названия «Елшанка»
Первая: от слова «ельник», «елешняк», то есть местности, поросшей елью. Эта версия является маловероятной, так как ни в XX, ни в XXI веке ели в данном районе не росли, в отличие от сосен.
Вторая: от слова елоха/елха/елшина — народного названия ольхи семейство берёзовые
Название села «Елшанка» произошло от дерева ольхи (елхи), буйно растущей по берегам речки Елшаночки (Елшанки)
Первые переселенцы поселились у ключа Елшанка. Отсюда и пошло название поселения. Они получали наделы земли- отрубы. Позже село разделилось на участки- Скворцовка и Казачий посёлок. Скворцовка находилась в подчинении человека, носившего такую же фамилию. Казачий посёлок вместе с окрестными лесами и полями находился в ведении казака- полковника.
Позже наше село делилось на три части- улицы: 1 бригада, 2 бригада и
3 бригада, во главе каждой стоял бригадир.
Не сразу село возникло на месте, где находится и в настоящее время.
Происхождение современных названий улиц связано с теми изменениями в жизни страны и села, которые произошли в жизни людей.
В настоящее время в селе пять улиц. Самая длинная – Колхозная, она протянулась с запада на восток более чем на три километра, вдоль всей улицы протекает речка. Параллельно улице Колхозной протянулась Кооперативная до центра села. А от центра села улица Советская тянется параллельно улице Колхозной. Улица Зелёная— самая короткая, вся она утопает в зелёных насаждениях. Название улицы Молодёжной неслучайно, так как на этой улице жила молодёжь села, молодые семьи.
Таким образом, изменения, происходившие в жизни страны, отобразилось и в названии улиц села.
3.2. Гидронимы.
Реки и озера в жизни наших предков играли важную роль. Поэтому старались селиться рядом с водоемами.
Ключ Елшанка дал названию селу. Вдоль нашего села протекает речка, получившая такое же название.
Рядом с селом расположен пруд, который имеет название Лебединый, потому что ежегодно прилетела на пруд пара лебедей. Но однажды один охотник убил лебёдушку, и в течение нескольких лет на пруд прилетал один лебедь. И в памяти людей об этом событии сохранилось такое название.
На другом конце села находятся пруд, который называется Вязовка, потому что подъехать к пруду было трудно, здесь было топкое место, вязли лошади и люди.
Если ехать со стороны села Михайловка, то на пути повстречается родник, который называется – Русский.
3.3 Оронимы.
Наше село окружают холмы, и оно находится словно в чаше.
Один из холмов называется Шиханы. Шихан (тюрк.) — одиночный холм (сопка), хорошо выделяющийся в рельефе; крутой бугор, островерхий, шатром; Производное от слова шишка.
А другой холм имеет название- Кузнечный, так как рядом находилась кузница.
Одно из возвышений называется Маминой горой. С этим названием связана легенда. Однажды мама потеряла детей, она долго искала их, но не могла найти. От горя по преданию мать превратилась в крутой холм. Мать бегала, кричала, звала пропавших детей, но они не откликались. А потом здесь выросли кустарники с красными ягодами, словно капли крови. Когда сельские ребятишки скатывались на саночках с горы ,то кричали : «Ой, мамочка!»
Вдалеке от села находится поляна , которая называется Пырканка. Название связано с тем, что люди ходили по поляне леса, а из- под ног вылетали птицы : пырк- пырк.
При въезде в село находится холм, который имеет название –« Маяк». С этого холма открывается прекрасный вид, и всё село как на ладони. И Маяк всем гостям села не даёт сбиться с пути, как и в море кораблям.
Одно из названий мест окрестностей села – «Смородиновый дол», потому что здесь до сих пор растут кустарники смородины, которые посадили одни из первых жителей села. Они там проживали и берегли зелёные насаждения.
Недалеко от ключа Елшанка находится сад, который называется Садовка.
Появилось это название из - за того, что в селе было много садов. Но если поразмышлять, сады здесь были заложены первыми поселенцами и выросли гораздо позже момента основания села.
Вероятно, название «Садовка» произошло от мордовского слова «сад». Что в переводе означает «дерево». Эта версия ближе к истине, так как и сейчас Садовка расположена в одном из живописнейших мест района, окружена густыми лесами.
4. Анкетирование
При изучении этой темы меня заинтересовал вопрос, а что знают мои одноклассники и ученики нашей школы о топонимике вообще и о местных топонимах. С этой целью проведено анкетирование, в котором приняло участие 14 человек. .
Категории опрошенных - учащиеся школы в возрасте от 8 до 10 лет- 6, от 13 до 15- 8 человек.
Опросник содержал географические названия села Елшанка и её окрестностей. Проанализировав ответы, получили следующие результаты:
знают, что такое, где находится, его значение:
Елшанка – 12 чел (84%)
Мамина гора- 11 чел ( 77%)
Пырканка- 7 чел (50%)
Маяк- 10 чел (70 %)
Шиханы- 9 чел ( 63 %)
Вязовка - 8 чел ( 56%)
Смородиновый дол- 7 чел (56%)
Садовка - 14чел ( 100%)
Результаты анкетирования показали, что большинство сегодняшних школьников знают местные географические названия – топонимы, но испытывают трудности в его происхождении.
Все учащиеся нашей школы считают необходимым знать названия географических объектов своей местности. Причины, которые наиболее часто встречались в ответах:
Чтобы лучше знать свой край, свою малую родину – 10 учеников
Чтобы не заблудиться – 8 учеников
Чтобы быть образованным – 7 учеников
Это просто интересно – 12 учеников.
5.Заключение.
Исследовать происхождение и корни географических названий - очень полезное и увлекательное дело. Топонимике уделялось, да и сейчас уделяется, очень мало внимания. Люди в деревнях и сёлах порой не знают, откуда произошло и почему так называется их селение.
Названия имеют большое значение для всех жителей нашего села, так как в них продолжает жить память о близких и великих людях, о дорогих сердцу местах, о величии малой Родины.
Изучив некоторые географические объекты, побеседовав с местными старожилами, я пришла к выводу, что в названиях села и улиц отразилась яркая и самобытная история народа. Все географические названия не являются случайными. Каждое название уникально, так как отражает особенности географических объектов, языковую культуру и традиции его жителей.
Гипотезу я опровергла, так как выяснила, что топонимы могут указывать не только на физико-географические особенности местности, но и могут быть названы по фамилии владельцев земли.
В будущем я продолжу работу по изучению топонимов родного края, т.к. не все вопросы удалось решить, многие названия так и остались для меня загадкой.
Результат моей исследовательской работы может быть использован на уроках истории, географии и краеведения.
Список источников и литературы:
2. Земля Саратовская: Саратов Приволжское кн. изд-во, 1975
3. Игошин В.И. и др. Туристские маршруты Саратовской области; Саратов, Приволжское кн. изд-во, 1983
4. Курбанов Л.Ф. и Полубояринов Е.В. Саратовский край. Саратов, Приволжское кн. изд-во, 1976
5. Места заповедные: составитель Л.А. Розанова, Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1981
6. От края и до края. – Журнал «Детская энциклопедия» № 3 2015 «О чем расскажет река», «Сокровища под ногами», «Загадки топонимики».
7. Хижняк Л.Г. Зеленый остров, Серый ключ, Красная речка; Приволжское кн. изд-во, 1991
Воспоминания жителей села: Пастуховой М.И, Урядовой А.Г
Приложение.
Пруд «Лебединая верность».
Приложение.
Анкета.
1.Знаете ли вы, что такое топонимика?
2.Известно ли происхождение названия нашего села?
3.Существуют ли местные легенды, сказания, предания, связанные с названиями мест нашего села? Если есть, то приведите их.
4.Знаете ли вы, названия рек, прудов которые находятся на территории нашего села и почему они так названы?
5.Нужно ли знать топонимы своего края и почему?