СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Исследовательская работа по топонимике родного края". Основные этапы работы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная презентация была использована во время проведения мастер-класса  на РМО учителей русского языка и литературы. Она наглядно показывает основные этапы исследовательской работы по топонимике родного края

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Исследовательская работа по топонимике родного края". Основные этапы работы.»

Исследовательская работа по топонимике родного края Основные этапы работы

Исследовательская работа по топонимике родного края

Основные этапы работы

Мне хотелось бы, чтобы мои ученики не просто механически, возможно, методически правильно выполняли заданные алгоритмом действия, но и понимали ценность и важность этого проекта. Мне было необходимо, чтобы дети выполнили этот проект с осознанием сделать что-то важное для себя, для односельчан, чтобы главной мотивацией стало для них желание оставить добрый след на родной земле

Мне хотелось бы, чтобы мои ученики не просто механически, возможно, методически правильно выполняли заданные алгоритмом действия, но и понимали ценность и важность этого проекта. Мне было необходимо, чтобы дети выполнили этот проект с осознанием сделать что-то важное для себя, для односельчан, чтобы главной мотивацией стало для них желание оставить добрый след на родной земле

Этап мотивации Начальный этап в исследовательской работе

Этап мотивации

Начальный этап в исследовательской работе

 Как подтолкнуть ребят к желанию написать исследовательскую работу по топонимике родного края? Нужно было найти такие факты, связанные с топонимикой родного края, которые бы вызывали дискуссию, желание докопаться до истины, чтобы результаты поисков и исследования показались бы детям их собственным открытием

Как подтолкнуть ребят к желанию написать исследовательскую работу по топонимике родного края? Нужно было найти такие факты, связанные с топонимикой родного края, которые бы вызывали дискуссию, желание докопаться до истины, чтобы результаты поисков и исследования показались бы детям их собственным открытием

Ни один населённый пункт, входящий в состав х. Новодмитриевский, не имеет столько вариантов названия , как Вячеславов

Ни один населённый пункт, входящий в состав х. Новодмитриевский, не имеет столько вариантов названия , как Вячеславов

 Вячеславов – Вячеслав – Вещислав –  Верхний Вячеславов(Вячеслав) – Нижний Вячеславов(Вячеслав). Какое название является правильным? Какие источники помогут нам это узнать? В честь имени или фамилии получил название этот хутор? Такие вопросы я ждала от своих учеников.

Вячеславов – Вячеслав – Вещислав – Верхний Вячеславов(Вячеслав) – Нижний Вячеславов(Вячеслав). Какое название является правильным? Какие источники помогут нам это узнать? В честь имени или фамилии получил название этот хутор? Такие вопросы я ждала от своих учеников.

Донской писатель С. Е. Домашев (так случилось в его жизни)четыре года жил на х. Вячеслав. Вот как пишет об этом академик Е. Рябцев: « И не случалось дня, чтобы не вспоминался ему Вещислав…»

Донской писатель С. Е. Домашев (так случилось в его жизни)четыре года жил на х. Вячеслав. Вот как пишет об этом академик Е. Рябцев: « И не случалось дня, чтобы не вспоминался ему Вещислав…»

Вот как пишет об этом сам писатель С. Домашев в своём стихотворении «Родник» :  …Лишь мечтается мне, старику –  Побывать бы в степях Вещислава  И губами прильнуть к роднику.  Поделиться с ним доброй судьбою,  Слушать рокот его без конца….  Был бы здесь и шалаш под вербою  Мне милее любого дворца

Вот как пишет об этом сам писатель С. Домашев в своём стихотворении «Родник» : …Лишь мечтается мне, старику – Побывать бы в степях Вещислава И губами прильнуть к роднику. Поделиться с ним доброй судьбою, Слушать рокот его без конца…. Был бы здесь и шалаш под вербою Мне милее любого дворца

 х. Вячеслав стал маленькой родиной Сиволапова Н.Н. О нём упоминается в стихотворении « Я от земли»

х. Вячеслав стал маленькой родиной Сиволапова Н.Н. О нём упоминается в стихотворении « Я от земли»

 « Я от земли, меня здесь знают люди,  Здесь хуторок мой жил, живёт и будет,  С названьем человечьим Вячеслав»   Сиволапов Н.Н. « Я от земли»

« Я от земли, меня здесь знают люди, Здесь хуторок мой жил, живёт и будет, С названьем человечьим Вячеслав» Сиволапов Н.Н. « Я от земли»

Изучение теоретического материала  срок – неделя

Изучение теоретического материала

срок – неделя

Что изучает топонимика и смежные с ней науки?  Топонимика  Ойконимы  Антропонимы  Годонимы  Краеведение  Картография

Что изучает топонимика и смежные с ней науки? Топонимика Ойконимы Антропонимы Годонимы Краеведение Картография

Социологическое исследование  сроки - неделя

Социологическое исследование

сроки - неделя

Кононенко Виктория проводит социологический опрос В 7 классе В 5 классе

Кононенко Виктория проводит социологический опрос

В 7 классе

В 5 классе

 Анкетирование проводят Кононенко Вика и Фёдоров Владимир 8 класс 9 класс

Анкетирование проводят Кононенко Вика и Фёдоров Владимир

8 класс

9 класс

Этап нахождения источников информации сроки – месяц

Этап нахождения источников информации

сроки – месяц

«Дорожная карта»  1) литературные источники  2 )нахождение необходимого материала в школьном музее  3)картографические источники  4)фотографии  5) поиск информации у коренных жителей хуторов  6)»экспедиция» на х. Комаров  7)Систематизация материала, выбор формы отчёта и защиты исследовательской работы

«Дорожная карта» 1) литературные источники 2 )нахождение необходимого материала в школьном музее 3)картографические источники 4)фотографии 5) поиск информации у коренных жителей хуторов 6)»экспедиция» на х. Комаров 7)Систематизация материала, выбор формы отчёта и защиты исследовательской работы

 Дети анализируют роман С.Е. Домашева «Перегуд». Здесь не раз упомянут Вещислав

Дети анализируют роман С.Е. Домашева «Перегуд». Здесь не раз упомянут Вещислав

В школьном краеведческом музее . Учитель истории Потрубейко Р.М. поделился необходимой нам информацией У стенда « История заселения хуторов»  Кононенко Вика и Фёдоров Вова изучают материалы школьного музея

В школьном краеведческом музее . Учитель истории Потрубейко Р.М. поделился необходимой нам информацией

У стенда « История заселения хуторов»

Кононенко Вика и Фёдоров Вова изучают материалы школьного музея

 Альбом, в котором мы ищем важную для нас информацию был создан более 50 лет назад Героические страницы истории родного края Здесь интересный материал по истории наших хуторов

Альбом, в котором мы ищем важную для нас информацию был создан более 50 лет назад

Героические страницы истории родного края

Здесь интересный материал по истории наших хуторов

 Интересная наука картография. Она помогла нам ответить на многие вопросы  Помогают и компьютер, и обыкновенная лупа  Х. Вячеславов мы нашли на американской и германской картах

Интересная наука картография. Она помогла нам ответить на многие вопросы

Помогают и компьютер, и обыкновенная лупа

Х. Вячеславов мы нашли на американской и германской картах

Сопоставляя данные топографических карт разных лет, можно сделать много открытий   Хутора Агеев мы не нашли ни на одной карте, зато Варламов обозначен на всех топографических картах, на некоторых даже указан господский дом Варламовых

Сопоставляя данные топографических карт разных лет, можно сделать много открытий

Хутора Агеев мы не нашли ни на одной карте, зато Варламов

обозначен на всех топографических картах, на некоторых даже указан господский дом Варламовых

«Экспедиция» на хутор Комаров. Хутор появился в эпоху Столыпинских реформ.

«Экспедиция» на хутор Комаров. Хутор появился в эпоху Столыпинских реформ.

 Вот немые свидетели той далёкой эпохи.  Бывшая усадьба одного из первых переселенцев  Исаева Семёна. Семёнов колодец, ему более 100 лет

Вот немые свидетели той далёкой эпохи. Бывшая усадьба одного из первых переселенцев Исаева Семёна. Семёнов колодец, ему более 100 лет

Семён Исаев не сам рыл этот колодец, а нанимал умеющих это делать людей. Стены колодца выложены камнем. Вода в нём холодная и вкусная.

Семён Исаев не сам рыл этот колодец, а нанимал умеющих это делать людей. Стены колодца выложены камнем. Вода в нём холодная и вкусная.

 Этим канавам тоже не меньше лет, чем колодцу.  Эти канавы служили границей между соседними дворами. На ровных площадках перед дворами были гумна, и канавы были препятствием для домашних животных.

Этим канавам тоже не меньше лет, чем колодцу. Эти канавы служили границей между соседними дворами. На ровных площадках перед дворами были гумна, и канавы были препятствием для домашних животных.

 А это комаровский погост. Могилы почти сравнялись с землёй. И опять те же канавы

А это комаровский погост. Могилы почти сравнялись с землёй. И опять те же канавы

 По возвращению из хутора Комаров мы посетили мемориал. В братской могиле покоится тот, чьё имя носит х. Новодмитриевский Возле братской могилы В этой могиле покоится Кривошеев Дмитрий Фёдорович

По возвращению из хутора Комаров мы посетили мемориал. В братской могиле покоится тот, чьё имя носит х. Новодмитриевский

Возле братской могилы

В этой могиле покоится Кривошеев Дмитрий Фёдорович

Этап закрепления мотивации  срок – в течение всего времени

Этап закрепления мотивации

срок – в течение всего времени

Долгосрочный проект имеет свои преимущества и недостатки. Положительным моментом является то, что значительный временной отрезок избавит детей от перегрузок. Однако длительность работы может ослабить интерес, а этого нужно избегать. Следовательно, этот интерес необходимо подогревать. При изучении некоторых тем курса русского языка и литературы я использую такой дидактический материал, который служит дополнительным источником информации для исследовательской работы и закрепляет интерес к исследованию.

Долгосрочный проект имеет свои преимущества и недостатки. Положительным моментом является то, что значительный временной отрезок избавит детей от перегрузок. Однако длительность работы может ослабить интерес, а этого нужно избегать. Следовательно, этот интерес необходимо подогревать. При изучении некоторых тем курса русского языка и литературы я использую такой дидактический материал, который служит дополнительным источником информации для исследовательской работы и закрепляет интерес к исследованию.

 Урок внеклассного чтения по рассказу А. П. Чехова «Степь»  Читаем фрагмент встречи Егорушки с Варламовым.  Тот ли это Варламов, в честь которого назван хутор?  Какие факты говорят в пользу этой версии? (материалы школьного музея, воспоминания коренных жителей х. Варламов, названия хуторов-прозвищ)  Закрепляем интерес: смотрим на кружке фрагмент фильма С. Бондарчука «Степь» (в рамках проекта «Писатели Дона и кинематограф»

Урок внеклассного чтения по рассказу А. П. Чехова «Степь» Читаем фрагмент встречи Егорушки с Варламовым. Тот ли это Варламов, в честь которого назван хутор? Какие факты говорят в пользу этой версии? (материалы школьного музея, воспоминания коренных жителей х. Варламов, названия хуторов-прозвищ) Закрепляем интерес: смотрим на кружке фрагмент фильма С. Бондарчука «Степь» (в рамках проекта «Писатели Дона и кинематограф»

 Изложение « Градобитие»   Хутор Вячеслав упоминается в книге историка А.И. Скорика «1-ый Донской округ: опыт исторических реконструкций»  В очерке А.И. Скорика упоминается также интереснейшее событие, произошедшее в х. Вячеслав в 1913 – 1914 году : о том как казаки х. Вячеслав писали письмо императору Николаю.

Изложение « Градобитие» Хутор Вячеслав упоминается в книге историка А.И. Скорика «1-ый Донской округ: опыт исторических реконструкций» В очерке А.И. Скорика упоминается также интереснейшее событие, произошедшее в х. Вячеслав в 1913 – 1914 году : о том как казаки х. Вячеслав писали письмо императору Николаю.

 К тексту «Градобитие»  1) В каком хуторе происходило это событие? Сколько лет назад?  2) А какое название хутора зафиксировано в прошении?  3) Сохранились ли сейчас упомянутые в прошении фамилии? Какие?  4)Являются ли они родственниками живущих сейчас в Новодмитриевке людей?

К тексту «Градобитие» 1) В каком хуторе происходило это событие? Сколько лет назад? 2) А какое название хутора зафиксировано в прошении? 3) Сохранились ли сейчас упомянутые в прошении фамилии? Какие? 4)Являются ли они родственниками живущих сейчас в Новодмитриевке людей?

 Этой фотографии более ста лет. На ней изображён один из тех, кто упоминается в «Градобитии» (Из семейного альбома Пивоваровых)

Этой фотографии более ста лет. На ней изображён один из тех, кто упоминается в «Градобитии» (Из семейного альбома Пивоваровых)

 На Вячеславе в двух семьях( Корейко и Кузнецовых) мы обнаружили эту фотографию. На ней все сидящие жители х. Вячеслав. Первый справа Кузнецов Василий Кузнецов. Он тоже упомянут в прошении.

На Вячеславе в двух семьях( Корейко и Кузнецовых) мы обнаружили эту фотографию. На ней все сидящие жители х. Вячеслав. Первый справа Кузнецов Василий Кузнецов. Он тоже упомянут в прошении.

 Уроки русского языка и исследовательская работа  1) Материал из школьного музея об образовании хуторов Варламов, Кузнецов можно использовать при изучении темы «Имя числительное» (см. Приложение в докладе)  2) Материал по топонимике родного края можно  также использовать при изучении тем:  а) «Морфемика и словообразование»  б) «Притяжательные имена прилагательные»  в) «Собственные и нарицательные имена существительные»  г) «Правописание собственных имён существительных»

Уроки русского языка и исследовательская работа 1) Материал из школьного музея об образовании хуторов Варламов, Кузнецов можно использовать при изучении темы «Имя числительное» (см. Приложение в докладе) 2) Материал по топонимике родного края можно также использовать при изучении тем: а) «Морфемика и словообразование» б) «Притяжательные имена прилагательные» в) «Собственные и нарицательные имена существительные» г) «Правописание собственных имён существительных»

Урок русского языка и исследование топонимики родного края  Хутор Варламов  1) Взять интервью у родных и старожилов хутора Варламов:  - Какие хутора прилегали к хутору Варламов?  - Какие из них исчезли?  - А какие прозвища были у хутора Варламов?  2) Работа с топонимической картой:  -Какие из названных хуторов зафиксированы  на картах? Какие являются народными?  3) Напиши сочинение «Бывают ли прозвища у хуто-  ров?»

Урок русского языка и исследование топонимики родного края Хутор Варламов 1) Взять интервью у родных и старожилов хутора Варламов: - Какие хутора прилегали к хутору Варламов? - Какие из них исчезли? - А какие прозвища были у хутора Варламов? 2) Работа с топонимической картой: -Какие из названных хуторов зафиксированы на картах? Какие являются народными? 3) Напиши сочинение «Бывают ли прозвища у хуто- ров?»

Уроки русского языка и изучение топонимики родного края  Хутор Вячеслав  1) Взять интервью у старожилов, коренных жителей хутора Вячеслав:  -Назовите хутора, прилегающие к хутору Вяче-  слав?  - Где находились хутора Сметановка  и Лысовка?  - Где были хутора Важинкин, Торговка, Катеринкин,  Беланов хутор? Почему они так назывались?  - Название какого хутора появилось после того, как  он исчез?  2) Напишите текст из 10-12 предложений « С названь-  ем человечьим Вячеслав»

Уроки русского языка и изучение топонимики родного края Хутор Вячеслав 1) Взять интервью у старожилов, коренных жителей хутора Вячеслав: -Назовите хутора, прилегающие к хутору Вяче- слав? - Где находились хутора Сметановка и Лысовка? - Где были хутора Важинкин, Торговка, Катеринкин, Беланов хутор? Почему они так назывались? - Название какого хутора появилось после того, как он исчез? 2) Напишите текст из 10-12 предложений « С названь- ем человечьим Вячеслав»

 Подводим итоги. Этап систематизации материала, выбора формы защиты Сроки - две – три недели

Подводим итоги. Этап систематизации материала, выбора формы защиты

Сроки - две – три недели

 Систематизация материала,  выбор формы защиты  Ребята распределяют собранный материал и готовят связный текст по вопроснику, составленному учителем. Каждый из них будет делать публичное сообщение.

Систематизация материала, выбор формы защиты Ребята распределяют собранный материал и готовят связный текст по вопроснику, составленному учителем. Каждый из них будет делать публичное сообщение.

 Участники проекта Учащиеся 6 класса МБОУ Новодмитриевская СОШ

Участники проекта

Учащиеся 6 класса МБОУ Новодмитриевская СОШ

 Кононенко Виктория

Кононенко Виктория

 Шиян Илья

Шиян Илья

 Мищенко Максим

Мищенко Максим

 Фёдоров Владимир

Фёдоров Владимир

 Шиян Е.Д. Вдохновитель и куратор  проекта

Шиян Е.Д. Вдохновитель и куратор проекта

Уважаемые коллеги! Благодарю за внимание!

Уважаемые коллеги! Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!