Кайтагский район
МКОУ «Баршамайская СОШ им.Качмасова А.Р.»
Исследовательская работа:
«Мир прав в мире сказок»
5 класс
Составитель: Абдуркеримова Габсат
Кагировна,
учитель истории
и обществознан
Баршамай 2021
«Мы – дети, приходим в этот мир беспомощными и беззащитными. Наша жизнь полностью зависит от взрослых. Я заметил, что в последнее время часто и много говорят о случаях, где были нарушены права детей. О них можно услышать и в телевизионных передачах, и в газетных статьях. Мои родители тоже обсуждают эти вопросы.
На уроках обществознания мы часто затрагиваем тему прав ребёнка. И я всё чаще стал задумываться о том, какие же права я имею.
А ведь, действительно, каждый ребёнок - это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми.
Взрослые должны понимать, что из бесправного и запуганного ребёнка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое.
Думаю, что не все дети моего возраста знают свои права. Мне захотелось рассказать им о них и о главном законе нашей страны. Но рассказать так, чтобы им было интересно и увлекательно слушать. Было решено, что через призму сказочных героев, это сделать будет легче всего. Была составлена викторина для моих одноклассников.
Цель викторины:
Проанализировать взаимоотношения сказочных героев;
Расширить знания о правах детей;
Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека
Перед викториной им было рассказано следующее:
Главный закон нашей страны - Конституция. В ней рассказывается, как устроено наше государство, кто осуществляет в нём власть, какие у нас есть права и обязанности.
Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы.
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы сплошной кошмар и неразбериху.
Люди взялись за решение Главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и даже в битвах и войнах... В конце- концов людям удалось решить Главные вопросы. И на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать, всё, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле прекратятся.
Права же детей закреплены в таких документах как «Декларация прав ребёнка» и «Конвенция о правах ребёнка». Это международные документы, в которых говориться о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия.
Перечислим некоторые права детей:
Ребёнок имеет право:
На жизнь;
На жизнь в семье со своими родителями;
На безопасные условия жизни;
Свободно выражать своё мнение;
На бесплатное образование;
На бесплатную медицинскую помощь;
На владение личным имуществом;
На отдых и досуг.
А чтобы легче было их запомнить проведём викторину «Мир прав в мире сказок». Предположим, что в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.
«Три поросёнка» С. Михалков.
Какое право нарушается в этой сказке?( право на неприкосновенность жилища).
Колобок.
Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?
-Право на свободу передвижения, право на жизнь.
3) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
-Какое право нарушила ведьма в этой сказка?
-Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом.
-Чьи ещё права были нарушены в этой сказке?
- Нарушены права братца на защиту и право на семью.
4) « Лягушка - путешественница» В.Гаршин.
-Каким правом воспользовалась лягушка?
-Правом на свободное передвижение.
5) «Сказка о попе и его работнике Балде» А.Пушкин.
-Каким правом воспользовался Балда?
- Правом на свободное передвижение.
6) «Аленький цветочек» С.Аксаков.
-Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
- Право на свободное передвижение.
- Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
- Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
7) «Доктор Айболит» К.Чуковский.
- Каким правом воспользовались звери?
- Право на медицинскую помощь.
8) « Маша и медведь»
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?
- Право на свободу.
9) «Приключения Буратино» А.Толстой.
- Говорящий сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом на ...
- Получение бесплатного образования.
10) « Золушка» Ш.Перро.
Какое право ребёнка нарушено в сказке?
-Право на отдых.
11) « Волк и семеро козлят»
- Какое право козлят нарушил волк?
- Право на жизнь.
12) «По щучьему велению»
- Какое право дочери нарушил царь – отец, не разрешая ей выходить замуж за того, кого выбрала?
- Право свободно выражать своё мнение.
13) «Царевна - лягушка»
-Какое право царевны-лягушки нарушил Иван- царевич, когда сжёг её кожу?
-Право на свою тайну.
14)Кто воспользовался правом на свободное передвижение, используя нетрадиционный летательный аппарат?
-Баба-яга летала в ступе, Аладдин на ковре - самолёте, Гарри Поттер- на метле.
15) «Снежная королева» Г.Х.Андерсен.
- Какое право ребёнка нарушила королева, когда увезла мальчика?
- Право жить со своими родителями.
16) « Приключения Чиполлино» Дж.Родари.
-Какое право дядюшки Тыквы было нарушено при выселении его из дома?
- Право на жилище.
17) «Приключения кота Леопольда»
- Какое право кота чаще всего нарушали мыши?
- Право на здоровье.
После проведения викторины мной были сделаны следующие выводы:
Не все дети знают свои права;
В основном знают о праве на жизнь, здоровье и образование;
Ребята знают, что нарушение прав в нашей жизни есть;
Все загорелись желанием лучше узнать свои права.
Думаю, моя викторина принесёт пользу, так как поучаствовав в ней ребята узнали много нового о своих правах. Это поможет им правильно вести себя как со взрослыми, так и со сверстниками.
Но нельзя забывать:
Пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть обязанности!
-