СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование творческого потенциала учащихся на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта "Использование творческого потенциала учащихся на уроках биологии".

Просмотр содержимого документа
«Использование творческого потенциала учащихся на уроках биологии»

Использование творческого потенциала учащихся

на уроках биологии


1. Теоретическая интерпретация.



В человеке есть разные стремления и задатки,

и назначение каждого из нас –

развить свои задатки по мере возможностей.

Иоганн Готлиб Фихте [1].



Развитие общества во многом зависит от степени сформированности его творческого потенциала, творческих способностей каждого гражданина. Сейчас, когда мы сталкиваемся с необходимостью переработки больших потоков поступающей информации, общество как никогда нуждается в знающих, способных к творческой деятельности людях. Воспитать и развить такую личность – одна из задач современной общеобразовательной школы.

Творчество – это высшая форма активности и самодеятельности человека.

Сейчас особенно важно, чтобы обучение в школе становилось источником не только «технологической» оснащенности, но и личностного роста и, прежде всего, интеллектуально-творческого развития [3].

Творческий потенциал – это система личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений , определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. [2].

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются изобретательностью, независимостью, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал [5]. Поэтому сразу возникли вопросы: что нужно изменить в своей деятельности? Как учить? Очевидно, что без подготовки к работе в новых условиях, невозможны сдвиги в образовательном процессе. В связи с этим возникла необходимость изучения и использования творческих методов обучения. А творческие методы – это активные методы обучения. Считаю, что эти методы помогают реализовывать ученикам свои способности в обширном информационном пространстве, позволяют уйти от единообразия в обучении и учитывать индивидуальные особенности детей.

Научность: На протяжении многих столетий известными учёными проводились исследования наличия творческих способностей у людей. Было доказано, что творческие способности и потребность в творческой деятельности есть у каждого человека с рождения, однако очень часто они остаются нереализованными. Проблема творчества, развития творческого потенциала школьника до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины». Так её назвал в свое время В.А. Сухомлинский.

Наиболее эффективный путь развития творческого потенциала школьника лежит его приобщение к продуктивной творческой деятельности. Ученые и методисты П.О.Афанасьев, К.Б.Бархин, С.И.Абакумов, А.И.Воскресенская, Е.Е.Соловьева и др. считают, что именно учитель способен пробудить в ребенке творчески активную личность. Сегодня как никогда развитие творческого потенциала школьника выступает важнейшей задачей образования, так как эта миссия пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждая его творческую инициативу, самостоятельность принимаемых им решений, готовность к свободному самовыражению в различных сферах продуктивной деятельности. [4]



Творческие задатки ученика проявляются в его активности, инициативности и самостоятельности. Творчество предполагает стойкий познавательный интерес. Развивать это качество необходимо в рамках учебных и внеклассных занятий. В своей работе поставила цель:

- воспитание творчески свободной личности.

Исходя из этой цели, ставлю следующие задачи:

1. изучить и проанализировать литературу по данной теме.

2. создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в классе;

3. способствовать формированию у учеников способностей самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания на практике;

4. развивать познавательную, творческую деятельность;

5. стараться находить нестандартные решения при решении проблемных заданий.

Актуальность данной темы заключается в том, что появление и развитие активных методов обучения обусловлено возникающими перед процессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только дать школьникам знания, но и обеспечить формирование и развитие творческого мышления, познавательных интересов и способностей.

Противоречие: Между традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью внедрения современных активных методов обучения.

Сущность опыта: использование различных активных методов, которые на деле позволяют формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

Трудности: работая в условиях малокомплектной школы, не все методы можно использовать (есть классы, где всего 2 ученика), возникает трудность в подготовке урока (большие затраты времени) и в нехватке времени на уроке.

Принципы:

- доступности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей

- самостоятельности и активности

- наглядности

- организации коллективной деятельности

Результаты:

- повышение уровня познавательной, эмоциональной активности детей и самостоятельности.

- повышение интереса к учению

-развитие мыслительных операций: умение наблюдать, рассуждать, анализировать, обобщать.

- с помощью творческих работ ученик открывается с положительной стороны

- творческие работы учащихся участвуют в конкурсах разного уровня.

Мой опыт работы может быть реализован в других школах при соблюдении условий:

1.Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес обучающихся.

2.Обеспечение условий для самообразования учащихся.

3.Значимость. Важность для обучаемого информации, получаемой при решении проблемы.

4.Комфортная обстановка, сотрудничество с учителем, направленное на поддержание и стимулирование познавательной, мыслительной активности школьников.


2. Система работы.

Активные методы обучения – это такие методы обучения, при которых деятельность обучающегося носит творческий, продуктивный, поисковый характер.

В.А.Сухомлинский советовал: «Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть подгребены пытливость и любознательность» [6]. На развитие творческого потенциала учащихся должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, поэтому строя свои уроки, я должна:

1.Предусматривать решение различных творческих задач.

2.Направлять учащихся на поисковые виды работ.

3. Создавать проблемные ситуации.

4. Применять дидактические игры.

5. Использовать наглядность, электронные продукты.

6.Использовать нетрадиционные уроки.

7.Использовать систему самопроверки и самооценки.


3. Организация учебного процесса.

Я работаю в сельской малокомплектной школе, но мой опыт можно реализовать в других школах. На своих уроках биологии наряду с обычными формами и методами обучения я использую творческий потенциал обучающихся:

1. Творческая задача - это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения. В процессе решения творческих задач учащиеся создают творческий продукт. Работа ребенка – продукт индивидуального творчества, неповторимый, уникальный, наделенный каким-то смыслом.

Например, в 7 классе при изучении темы «Развитие животных с превращением и без превращения» домашним заданием было придумать сказку или стихотворение о развитии бабочки. (Приложение 1)

Иногда после изучения темы ученики составляют кроссворды и испытывают удовлетворение, когда их кроссворд разгадывают одноклассники. Такая работа развивает творческие способности ребят, активизирует познавательный процесс. (Приложение 2).


2. Поисковый метод заключается в том, что изложение учебного материала преподносится как проблема, требующая от обучаемых самостоятельного разрешения или «открытия», которое нужно сделать им самим. Это метод убеждения через организацию самостоятельного исследования жизненных явлений, литературных и других источников информации.

Главная цель поискового метода – вовлечь детей в активный познавательный процесс.

В 6 классе после урока «Лист. Внешнее строение листа» даю домашнее задание – найти стихотворения или загадки про листья. (Приложение 3).

Подобрать пословицы, поговорки о растительных сообществах после изучения темы «Растительные сообщества».

Часто домашним заданием является- подготовить сообщение или мультимедийные презентации, используя различные источники информации.

Например: в 7 классе «Медузы – прекрасные и опасные обитатели моря», «Декоративные виды птиц, содержащиеся любителями в домашних условиях», «Значение окраски скорлупы яиц у птиц» и др.

В 8 классе «Биологическая и клиническая смерть», «Плоскостопие», «Гиподинамия» и др.

В 9 классе «Доказательства эволюции», «Вклад и достижения отечественных ученых в развитии селекции» и др.

Самый простой приём «Поиск в тексте необходимой информации»

– найти ответы на вопросы к параграфу.

Или найти ответ на вопрос учителя, например,

- Сравните фотосинтез и клеточное дыхание по критерию образования АТФ. Найдите в учебнике ответ на вопрос, какой процесс более эффективен и почему?


3. Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением.

Пример: Показываю яблоки – свежее и подгнившее.

Задаю вопросы:

- Какие изменения произошли с яблоком? (показываю подгнившее).

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Как бы выглядела наша планета, если бы на ней отсутствовали эти бактерии?

Счищаю кожуру со свежего яблока.

- Я полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это?


При изучении темы «Лишайники» учащиеся узнают, что долгое время учёные принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским учёным А. С.Фаминциму и О.В. Баронецкому удалось выделить зелёные клетки из лишайника ксанории и установить, что они не только могут жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами, а значит зелёные клетки лишайника- самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблема: что же такое лишайники? К какой группе организмов их нужно было отнести?


Используя проблемные ситуации, я создаю осознанное затруднение учащихся, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет учеников мыслить, рассуждать, искать выход, переживать радость от правильного найденного решения.


4. Дидактические игры – разновидность игр с правилами, специально созданы педагогикой в целях обучения и восприятия детей.

Более всего творческий потенциал обучающихся выявляется, развивается и усиливается посредством игры.

В.А. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности» [6].

Игры универсальны для любого этапа урока, занятия, мероприятия. Я на уроках биологии использую игры – упражнения, к ним относятся ребусы, шарады, головоломки, загадки.( Приложение 4) Игры – упражнения направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала. Побуждение школьников к этим играм, основанное на стремление проявить догадку, смекалку в умственной деятельности, можно использовать в развитии познавательной активности учащихся.

Загадки применяю как при обобщении изученного материала, так и при изучении нового, перед объяснением нового материала загадываю загадку, чтобы дети вывели тему урока.

Например: Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал; или Рук нет, а строить умеет. (Птица)

Игра как способ обучения помогает сократить время на проверку знаний большого количества учащихся.

По теме «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся» игровое задание «Динозавр» (Приложение 5).

Дидактические игры должны обеспечивать достаточно широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся в области биологии и смежных дисциплин, соответствовать возрастным особенностям. Задания должны содержать элементы увлекательности.


5. Известно, что человек большую часть информации воспринимает органами зрения – 80%. Поэтому роль наглядности в биологии общепонятна.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии в школе.

В условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, мультимедийное оборудование.

Я использую на уроках наглядные пособия – это коллекции, гербарий, муляжи, таблицы, скелеты животных, чучела, микропрепараты. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Также я использую компакт-диски «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» (Приложение 6).

Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка, содействуют выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

При использовании наглядных пособий должно соблюдаться определенное чувство меры. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент.


6. Нестандартные уроки - это импровизированное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Отличительные особенности нестандартных уроков – связь с творческой деятельностью и необычные условия работы. Цель нестандартных уроков: создание благоприятных условий для развития умений и способностей быстрого мышления и введение элементов занимательности, повышение интереса к предмету.

Тема нестандартного обучения не является абсолютно новой Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и другие изучали нетрадиционное обучение и активно внедряли его в свою практику. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Я использую нестандартные формы обобщающих уроков, в которых применяю современные педагогические технологии. Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока, готовятся наглядные пособия: карты, дидактический материал.

Продумываю ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций и т. д.

Широко творческий потенциал учащихся раскрывается во время участия в КТД, где они выступают в роли организаторов, актеров, оформителей.

В школе проводятся предметные недели. В 2015 году проходила Неделя биологии, в 2017 – экологическая неделя «Эта хрупкая планета». (Приложение 7.) Неделю завершило мероприятие для 5-6 классов «Путешествие в Экоцарство», которое мне помогли провести учащиеся 7-9 классов (Приложение 8). Достоинством проведения предметной недели является создание благоприятной творческой атмосферы.


7. Самооценка — это оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. 

На уроках использую систему самооценки.

Самооценка на уроке с помощью моих вопросов:

- Какое задание было самое интересное?

- А какое самым трудным? И т.п.


В завершении урока самооценка с помощью знаков (поднятие карточки).


Я понял Мне не все понятно, Я не понял

материал урока есть вопросы материал


Самооценка «Незаконченное предложение»

~ На уроке я узнал(а), что …

~ Самым сложным для меня было …

~ Теперь я знаю, что …

~ Я понял, что …

~ Я смогу применить знания …

~ Для меня было трудным …


Использование различных форм учета учебных достижений   можно рассматривать как средство развития адекватной самооценки, а формирование самооценки  и самоконтроля положительно влияет на личностное развитие учащихся.


4. Выводы. Результаты работы.

Развитие творческих способностей учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают активными, любознательными. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать материал. Творческие работы привлекают внимание детей, здесь ученики открываются с положительной стороны. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания.


Успеваемость по предмету составляет 100%, а качество знаний:

2014-2015 уч. год – 60%, 2015 – 2016 уч. год – 92%, 2016 – 2017 уч.год

– 93%, 2017 – 2018 уч.году – 80%.

Мои ученики систематически участвуют в школьном и муниципальных этапах Всероссийской олимпиады школьников по биологии: 2018 год - обучающиеся 7 и 9 класса стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. В 2017 г. учащиеся 7 класса приняли участие в районном конкурсе социальной экологической рекламы «Сохраним мир вокруг себя!» в номинации «Лучший макет баннера по экологической тематике» (стали лауреатами I степени). (Приложение 9)

Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Уже три года в школе проходит конференция по защите проектов. Мой ученик Колобов И. работал над следующими проектами:

«Чудо –деревья» (5 кл.), «Хищные растения» (6кл.), «Рыбы и удивительная забота о потомстве» (7 кл.). (Приложение 10)


Если ученику удается реализовать себя в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

Итак, результативное выполнение творческих заданий позволит в будущем успешно реализовать себя в условиях современной экономики, где востребованными и успешными становятся люди, способные мыслить и действовать самостоятельно и креативно.



Библиография

1. https://best-aphorisms.ru/iogann-fihte/aphorism-5088.html

2. http://didacts.ru/termin/tvorcheskii-potencial-lichnosti.html

3.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская.  – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 320 с.

4.Вдовина С.А.,Кунгурова И.М., Воронина Е.В. Становление творческого потенциала школьников в процессе дополнительного образования //Человек и образование. – 2014. - № 3. – с.86

5. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. — 2018. — №19. — с. 411-413.

6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. – Киев: Радянстка школа, 1988, с.10, 33.




Приложения 1 – 9


Приложение 1.

Стих про метаморфоз бабочки

Я прошла такой же путь, что и мать моя.

И долго мне пришлось мечтать,

Чтоб бабочкой красивой стать.

А путь-то я таков прошла:

Сначала я яйцом была.

А из яйца, личинкой стала.

Личинкой долго я жила.

Потом инстинкт мне подсказал,

Что в кокон надо превратиться.

Ну, а из кокона потом,

Я вышла бабочкой прекрасной.

И жизнь свободной стала,

Когда летать я стала.

Ученик 7 класса Карпов М.


Приложение 2.

Кроссворд.



Приложение 3.

Стихи и загадки про листья

Приложение 4.

Ребусы


Приложение 5.

Игровое задание «Динозавр»


Приложение 6.

Наглядность на уроке



Предметные недели. Приложение 7


Неделя биологии. Творческие работы ребят.













Экологическая неделя. Конкурс плакатов.



Приложение 8.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Путешествие в Экоцарство

Цель: - формировать экологическое, ответственное отношение к природе

Задачи:

обучающие: расширять представления об окружающем мире; формировать ответственность за свои поступки по отношению к объектам природы

развивающие: развивать интерес к природе

воспитывающие: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.


Планируемые результаты

Личностные

- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки

- экологическая культура: ценностное отношение к природе, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

Регулятивные

- умение управлять своей познавательной деятельностью

Познавательные

-формирование познавательных интересов

Коммуникативные

- формулировать собственное мнение

- владеть устной речью


Оборудование: компьютер, проектор, гербарии (травы) лекарственных растений, костюмы зверей, конверт, листочки с ручками (для теста)

Участники: ученики 7-9 классов для 5-6 классов

Учитель: Послушайте песню и скажите, чему мы посвятим наше занятие (звучит песня «Пусть будет мир прекрасен») Ответы детей


Сегодня нас ожидает необычное путешествие. Мы с вами отправимся в Экоцарство.

«Путешествие»! Вот оно слово!

Так и тянет от радости петь!

«Путешествие»! Хочется снова

Над Жюль-Верном всю ночь просидеть.


Появляется Бабушка – травница

Бабушка-травница: Я приветствую вас в моей природной аптеке. Здесь как в настоящей аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, зубной боли, кровотечения, расстройства желудка и многое другое. Но в этой своеобразной аптеке нужно знать и любить природу. Вот полынь, все её знаете. Она имеет очень горький запах и вкус. Применяется для улучшения аппетита, при ангинах, желудочных заболеваниях. Вас много раз «кусала» крапива. А знаете ли вы, что это отличное кровоостанавливающее средство. Душица, тонкий нежный запах. Содержит эфирные масла. Применяется в парфюмерной промышленности и народной медицине при простудных заболеваниях. Стебли, листья и цветки заваривают как чай при бессоннице. Тысячелистник, мать-и-мачеха, подорожник и много других трав этой аптеке.

А где можно их собирать? (ответы детей)

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало. Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени.

Лекарственные растения – ценнейшее богатство. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и другие).

Послушайте сказку Василия Александровича Сухомлинского «Мальчик и колокольчики ландышей». Подумайте, что бы мог ответить мальчик цветку и какой поступок совершить.

Мальчик и Колокольчики Ландышей

Наступила весна. Из земли показалась зеленая стрелочка. Она быстро разделилась на два листочка. Листочки стали широкими. А между ними появился маленький, тоненький росток. Он поднялся, наклонился к одному листочку и однажды утром расцвел белыми Колокольчики Ландышей.

Белые Колокольчики Ландышей увидел маленький мальчик. Его поразила красота цветов. Он не мог оторвать глаз от Ландышей. Мальчик протянул руку, чтобы сорвать цветы. Цветы прошептали:

- Мальчик, для чего ты хочешь нас сорвать?

- Вы мне нравитесь. Вы очень красивые, - ответил мальчик.

- Хорошо, - сказали Колокольчики Ландышей, тихо вздохнув.

- Срывай, но перед тем, как сорвать, скажи, какие мы красивые.

Ответ мальчика:

(завершение сказки по В.А.Сухомлинскому

Мальчик посмотрел на Колокольчики Ландышей. Они были прекрасны. Они были похожи и на белое облачко, и на крыло голубя, и еще на что-то удивительно красивое. Мальчик все это чувствовал, но сказать не мог. Он стоял возле Колокольчиков Ландышей, зачарованный красотой цветов. Стоял и молчал.

- Растите, Колокольчики, - тихо вымолвил мальчик.)


Как вы поступаете, когда видите красивые цветы? (ответы детей)

Цветы привлекают внимание каждого. Не торопись их сорвать. Растения быстро завянут и погибнут. Часто люди выбрасывают их, еще не успев выйти из леса. Гораздо добрее поступает тот, кто лишь любуется цветами, старается их нарисовать или сфотографировать, тот, кто выращивает цветы на даче, возле дома или школы. Так люди не разрушают красоту, а создают ее вновь.


Приятного путешествия вам, а мне пора.


Появляются животные из Красной книги Архангельской области

Встретились лесные звери: (дети в костюмах и масках зверей) барсук, заяц-русак, еж обыкновенный, енотовидная собака.

Барсук: Дорогие звери Архангельской области! Численность наша с каждым годом уменьшается. Человек не задумываясь, уничтожает нас. Я собрал вас, чтобы решить эту глобальную проблему – как мы можем проучить человека?

Заяц – русак: Уйти в другую область, в красивые и безопасные места навсегда.

Барсук: Но, сможем ли мы там выжить? Ведь везде владения человека!

Еж: Нужно устроить человеку засаду!

Енотовидная собака: Я согласен с этим вариантом.

Барсук: Хорошо, мы так и поступим. (Звери прячутся за деревья, взяв оружие: ружье, лук и стрелы, копья и рогатку). На лесную поляну выходит охотник. Звери со всех сторон окружают его, целятся в него оружием.

Человек: Что с вами? Неужели вы меня убьете?

Барсук: Разве мы такие жестокие, как ты? Разве ты не знаешь, что мы занесены в Красную книгу Архангельской области? Хорошо, мы тебя отпустим, но больше, чтоб ноги твоей здесь не было! (Человек спотыкаясь, сильно испуганный убегает прочь с лесной поляны).

Человек: Ни за что на свете не буду больше обижать животных и растения!

Летит сорока (несет письмо)

Сорока: Почта, почта. Вам письмо.

Барсук: В этом письме жалобы, и нам их нужно разобрать. Определить, кто прав, кто виноват. Если нужно – то помочь. Послушайте и решайте.

Заяц (читает): Ох, и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, то пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо? (это сова). С 1994г. совы находятся под охраной Закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.

Еж (читает): На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывают столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что мы любим темноту, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такие уродились! Обижают нас люди без всякой вины. (За час ночной охоты летучая мышь уничтожает 160-170 комаров, а за ночь- до 600).

Енотовидная собака (читает): Сама знаю, что я не красавица. Окажись я рядом, многие кричат от страха, шарахаются, а то и камнем запустят или ногой пнут. А за что? Не всем же красивыми быть! А ведь от меня польза людям большая. (Жаба одна сохранят от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, нужно принести домой жабу и они исчезнут).


Барсук: Рассмотрели мы все жалобы и решили, что люди не правы. И делают это они от своей неграмотности и равнодушия. Расскажите своим братикам и сестричкам, и всем, кто живет рядом о пользе растений и животных.

Заяц: Говорят, что поведение человека в природе – это зеркало его души. Давайте заглянем в свое «зеркало» и узнаем кто мы! (звери раздают листочки, на которых они сами будут по вопросам теста оценивать свои действия)

ТЕСТ (на экране)

  1. Вы гуляете по лугу и увидели очень красивый и редкий цветок. Ваши действия:

а) полюбуетесь и пройдете мимо – 0

б) сорвете и поставите в красивую вазу – 2

в) сорвете и, понюхав, выбросите – 3

2. Ваши друзья пригласили вас на прогулку за березовым соком. Ваши действия:

а) Откажитесь идти с ними – 0

б) Пойдете с друзьями – 2

в) Узнаете сначала все у биолога или прочитаете все о березовом соке - 1

3. Вы увидели маленьких птенцов в гнезде. Ваши действия:

а) Полюбуетесь и пройдете мимо – 1

б) Позовете друзей и покажите – 2

в) Пройдете мимо, не обратив внимания – 0

4. Природой называется – все то,

а) что нас окружает – 0

б) что сделано руками человека – 1

в) что не сделано руками человека - 1


Подсчитайте очки:

От 0 до 1 – вы настоящий друг природы

От 2 до 4 – вы любите природу, но мало знаете ее

Свыше 5 – вам нужно серьезно пересмотреть свое отношение к природе и задуматься над ее законами и взаимосвязями.


Енотовидная собака: Если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны.

Заяц: А если нам кто-нибудь лишним покажется

То, это, конечно, ошибкой окажется.

Все звери вместе: Все-все-все на свете, на свете нужны

И это все дети запомнить должны! (Б.Заходер «Про всех на свете»)

Барсук: Нам пора. Рады нашей встрече. До свидания!


Появляется Муравей

Муравей: Здравствуйте, ребята. Вы никогда не задумывались над тем, каких насекомых на Земле больше всего? Вам хочется сказать комаров, которые тучами летают в воздухе, досаждая своей назойливостью. Нет, комары живут не везде, а лишь в низких, сырых местах. Везде, повсеместно можно встретить муравьёв. Описано около 15 тысяч этих насекомых. Муравьи – общественное насекомое, они живут семьями. Каждая семья состоит из одной или нескольких самок, или как их ещё называют «цариц». Самка откладывает яички, рабочие муравьи ухаживают за ними, прогревают, выкармливают личинок, а когда они окуклятся, помогают молодым муравьям выбраться из коконов.

Ещё рабочие муравьи строят жилище, оберегают семью от врагов, ходят за добычей.

Каждый муравейник имеет свою территорию. Горе муравью, нарушившему священную границу. Семья муравьев уничтожает много насекомых – вредителей и сдерживает рост их численности. Для этого достаточно одного муравейника на 1 га леса.

Однако сегодня муравьям (в первую очередь, рыжим лесным) нужна охрана. Муравейники массово гибнут при рубках леса, их варварски разоряют безграмотные туристы. Вокруг населенных пунктов, вдоль дорог, в зонах массового отдыха муравейников становится все меньше и меньше. Не разоряйте муравейники!


О муравьях можно говорить очень много, но мне, ребята, пора идти. До встречи!


Сидит под деревом Айболит

Автор: Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
Прилетел к нему жучок

Жучок: У меня болит бочок
Был вчера я на лужайке
Там летал среди кустов
Воздух был темнее ночи 
Сделать вздох, но нету мочи

Автор: Взял микстуру и таблетки
Стал лечить бочок жучка

Айболит: Не грусти, дружок мой милый 
И не будь таким унылым
Где ж лужок тот страшный, страшный?
Где дышать очень опасно?

Жучок: Через речку и лесок
Ты увидишь тот лужок
Берегись, ведь там опасность.

Айболит: Для меня преграды нет
Всех спасу от разных бед!

Автор: И встал Айболит,
Побежал Айболит.
По полям, по лесам он спешит,
Вот встречает Бармалея

Бармалей: Ха – Ха – Ха 

Айболит: Это твой стоит завод?
Из трубы идёт дымок?

Бармалей: Ну подумаешь немножко
Затуманилась дорожка.

Айболит: Как ты смеешь, Бармалей!
Ты ведь губишь всех зверей
И жучков и паучков
И синичек и лисичек
Очень много чудных птичек 
Всё погибнет и ты вскоре!

Бармалей: Страшно мне, я задыхаюсь
Всё, завод свой закрываю!
Нет, гибнуть доктор не хочу
Я природу сохраню!
Законы природы главнее всего
И сейчас всем скажу я:
Птицам – воздух!
Рыбам – воду!
Береги свою природу!

Айболит: Здоровье человека в настоящее время зависит и от состояния окружающей среды. « За все надо платить» гласит один из законов. И мы платим своим здоровьем за созданные нами экологические проблемы.

Жучок: В начале XXI века человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на загрязненность нашей планеты. К наиболее опасным загрязнителям окружающей среды относят многие неорганические и органические вещества. Их постоянное воздействие вызывает серьезные нарушения деятельности основных жизненных функций организма.

Бармалей: Можно сказать, что человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество «сорвется» в пропасть.

Айболит: Человек – это маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, дает человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Айболит, Жучок, Бармалей (хором): Так давайте любить и охранять природу! До новых встреч.


Учитель: Ребята, давайте вспомним, кого мы сегодня встретили в Экоцарстве? (ответы детей). Какой вывод сделаем, что такое Экоцарство?

Экоцарство – это наша планета Земля, которую надо любить, беречь и охранять.

А теперь все встанем в круг. Я пускаю «шар пожеланий», каждый, кто поймает шар, говорит пожелание и передает его дальше. (Береги все живое, люби природу, сажайте деревья и т.п.).

На этом наше путешествие закончилось. Расскажите обо всём, что сегодня увидели, услышали своим товарищам, родственникам, соседям.

До свидания.











Приложение 9.

Макет баннера по экологической тематике.



Приложение 10.

Проекты по биологии.


Настольный календарь на 2017 год «Чудо – деревья»


Презентация «Хищные растения» Кроссворд «Забота о потомстве у рыб»


Аннотация об опыте


Вараксина Юлия Андреевна, учитель биологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Коношская основная школа» Коношского района пос. Мирный.


Подводя итоги проделанной работы , хочу отметить, что активные методы на уроках биологии позволяют развивать способности учащихся к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять индивидуальность, воображение, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.

Считаю актуальным использование творческого потенциала детей на уроках, т.к. в настоящее время творческая личность становится востребованной обществом. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, человек должен активизировать свой творческий потенциал. На уроках биологии я не только даю школьникам знания, но и обеспечиваю формирование и развитие творческого мышления, познавательных интересов и способностей.

Работа будет полезна учителям биологии и экологии. Задания можно применять на уроках биологии и экологии в 5 – 11 классах.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!