СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технических средств обучения на уроках Мировой Художественной Культуры.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядному обучению на уроках МХК отводится особая роль. Поэтому важным источником исторических и искусствоведческих знаний выступают разнообразные наглядные средства. Они обеспечивают восприятие через “живое” созерцание. С помощью наглядных средств у учащихся создаются достоверные зрительные художественные образы. Наглядность служит опорой для раскрытия сущности художественных явлений, формирования основных культурологических понятий и закономерностей. Поэтому важным источником исторических и искусствоведческих знаний выступают разнообразные наглядные средства. Они обеспечивают восприятие через “живое” созерцание. С помощью наглядных средств у учащихся создаются достоверные зрительные художественные образы. Наглядность служит опорой для раскрытия сущности художественных явлений, формирования основных культурологических понятий и закономерностей.

Просмотр содержимого документа
«Использование технических средств обучения на уроках Мировой Художественной Культуры.»

Использование технических средств обучения на уроках

Мировой Художественной Культуры.



Качество проведения занятий в школе зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

- являются источником информации;

- рационализируют формы преподнесения учебной информации;

- повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

- организуют и направляют восприятие;

- обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;

- наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;

- создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;

- усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;

- делают доступным для учащихся такой материал, который без технических средств обучения недоступен;

- активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

- являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

- иллюстрируют связь теории с практикой;

- создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 25 мин двухчасового занятия, а на технических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20 учебного времени.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям технических средств обучения, к которым относятся:

а) информационная насыщенность;

б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы,

в) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;

г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

д) реальность отображения действительности;

e) выразительность, богатство изобразительных приемов


Применение в любом учебном процессе разнообразных по характеру и способам воздействия средств обучения развивает познавательные способности учащихся, все виды восприятия и памяти. Формирование приемов умственных действий преимущественно связано с наглядными средствами обучения. Наглядным мы можем назвать такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых ими явлений с помощью их изображений. Наглядному обучению на уроках МХК отводится особая роль. Учащиеся нашего региона в большинстве своем лишены возможности непосредственного восприятия тех произведений художественной культуры, о которых идет речь в программах по предмету. Поэтому важным источником исторических и искусствоведческих знаний выступают разнообразные наглядные средства. Они обеспечивают восприятие через “живое” созерцание. С помощью наглядных средств у учащихся создаются достоверные зрительные художественные образы. Наглядность служит опорой для раскрытия сущности художественных явлений, формирования основных культурологических понятий и закономерностей.

Во всем многообразии наглядных средств обучения, применяемых на уроках МХК, можно выделить 2 группы: изобразительную и условно-графическую наглядность.

Именно изобразительные средства в наглядном обучении МХК занимают доминирующую позицию. Изобразительная наглядность предполагает использование научно-обоснованных реконструкций архитектурных памятников, предметов быта, художественных композиций. Они воплощаются в различных макетах, моделях, копиях. Это плоскостные наглядные средства: рисунки современников, документальные фотографии, кино- и видеофильмы и т.д.

В преподавании предметов культурологического цикла обязательно должны использоваться художественные картины (репродукции) и специальные учебные картины. Они выступают в качестве изучаемого предмета – произведения искусства - в том случае, если нет возможности реально увидеть данное произведение в музее. Важнейшими требованиями к репродукциям являются научная достоверность, качественное полиграфическое исполнение (без искажения цвета).


Кроме статичной наглядности, на уроках культурологического цикла целесообразно применять различные учебные видеопрограммы, чтобы сделать процесс обучения эмоциональным и эффективным. Видеостудия КВАРТ учителям эстетического цикла предлагает следующие серии видеоматериалов:

“Что такое искусство?

“Художники России”

“Искусство русского авангарда”

“Искусство ХХ века”

“Древнерусская икона”

“Архитектура. Россия XII-XIX вв.”

“Архитектурные памятники Санкт-Петербурга”

“Государственный исторический музей”

“Русский музей”

“Великий Эрмитаж”

“Русские императорские дворцы” и др.


Значительная часть наглядных печатных и экранных средств, отнесенная к группе условно-графической наглядности, построена на изобразительном, образном материале, который включает таблицы, карты, схемы, графики, диаграммы, карточки, в т.ч. иллюстрированные, для индивидуальной работы. Применение такого вида наглядности обусловлено выявленным несоответствием между большим объемом учебного материала, предлагаемого программами по МХК, и количеством часов, отводимых базисным учебным планом на предмет “МХК” (1 час в неделю).
Для использования в учебном процессе можно порекомендовать следующие электронные пособия:
К наглядным средствам обучения дисциплин культурологического цикла относятся также различные технические средства обучения, которые усиливают яркость, эмоциональность, выразительность обучения, стимулируют творческое воображение, мышление учащихся. Широкое привлечение технических видов искусства и ТСО позволяет в сжатый период времени обеспечить более интенсивную познавательную деятельность учащихся. Достижения современного научно-технического прогресса способствуют появлению новых средств обучения, которые, конечно же, требуют разработки специфических приемов работы с ними. Наиболее приемлемыми из них на сегодняшний день можно назвать различные мультимедийные учебные пособия и учебники, являющиеся универсальным источником информации не только по предмету “МХК”, но и по другим предметам гуманитарного цикла (например, истории, литературы, иностранного языка).
Мировая художественная культура: Мультимедийное учебное пособие. – М.:Просвещение-МЕДИА, 2004.

Материал данного пособия предназначен для учащихся общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением гуманитарных наук. Органично сочетающийся текстовой материал, изобразительный ряд и музыкальное оформление помогают погрузиться в атмосферу русской и европейской художественной культуры от древности до второй половины ХХ века.

Шедевры мировой культуры на CD-ROM. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2004.

Данное пособие включает следующие диски: “Портрет”, “Пейзаж”, “55555 шедевров мировой живописи”, “5000 шедевров рисунка”, “5000 шедевром гравюры”, “История искусств. Классические труды”, “Античность: литература и искусство” и др. Материалы пособия могут быть использованы при реализации в образовательном процессе любой программы по МХК.

Энциклопедия “1000 великих художников”.

Энциклопедия рассказывает о великих художниках прошлого и настоящего. Наиболее известные картины большинства из них представлены в галереях, размещенных на диске. Статьи об авторах разделены на три группы: “Художники прошлого”, “Современные художники” и “Художники-фантасты”. Кроме того, на диске присутствуют еще два раздела, содержащих публикации о стилях живописи, и словарь терминов изобразительного искусства. Богатый текстовой материал (биографии более 1200 художников) дополнен 600 полотнами. Статьи в каждом разделе расположены в алфавитном порядке, что обеспечивает удобный доступ к ним. Гибкая система поиска позволяет искать нужное слово во всех текстах, входящих в состав информации, представленной на диске.

• “ Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и средневекового Востока”.

Мультимедийное учебное пособие по курсу “Мировая художественная культура. Культура стран Древнего и средневекового Востока” предназначено для учащихся общеобразовательной школы, а также образовательных учреждений гуманитарного профиля. Автор текста – доктор пед.наук профессор Л.А.Рапацкая.

Содержание курса:

1. Художественная культура Древнего Египта.

2. Художественная культура Древней и сред-невековой Индии.

3. Художественная культура Древнего и средне-векового Китая.

4. Художественная культура Древней и средне-вековой Японии.

5. Художественная культура стран мусульманского Востока.

В пособие включена необходимая справочная информация, содержащая глоссарий, биографии деятелей культуры. Пособие богато проиллюстрировано (более 800 высококачественных фотографий, иллюстраций). Удобная система навигации и поиска позволяет быстро найти нужный материал.

• “^ Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”.

Художественная энциклопедия поможет лучше разобраться в истории искусства и архитектуры от древних цивилизаций до конца XIX века. Сюда вошли биографии живописцев, скульпторов, архитекторов, чьи произведения внесли заметный вклад в развитие мировой культуры. Кроме того, диск содержит информацию о крупнейших музеях, коллекциях и художественных собраниях всего мира.

^ Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 класс. - Организация-разработчик: ООО “Инфостудия Экон”.

Данное пособие может быть использовано в качестве дополнительного учебного материала или хрестоматии в ходе организации учебной работы по МХК в 8-11 классах по следующим программам:

“Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения”. 6-8 кл (автор Солодовников О. Ю.);

“Мировая художественная культура”. 9-11 кл. (автор Предтеченская Л.);

“Мировая художественная культура”. 5-9, 10-11 кл. (автор Рапацкая Л.А.);

“Мировая художественная культура”. 6-9 кл. (Автор Кошмина И.).

Технические средства обучения прочно вошли в учебно-воспитательный процесс, стали сегодняшним днем школы. И ясно, что точный и тщательный контроль за такими уроками будет содействовать улучшению качества уроков обучения и повышению квалификации учителя. При этом урок с использованием технических средств обучения неизбежно влияет на последующие уроки по данной теме, от его качества зависит устойчивость знаний – ведь урок с техническими средствами обучения наиболее насыщен и в учебно-информационном, и в эмоциональном плане.

Рациональное применение технических средств позволяет:

1.         восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапах обучения;

2.         полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;

3.         осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;

4.         создавать и обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля;

5.         выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение.

В работе мы раскрыли сущность такого понятия, как технические средства обучения, а также выявили качества сформированности навыков аудирования, техники чтения и мыслительных процессов (память, мышление, внимание).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!