СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование положительной учебной мотивации на уроках математики»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование положительной учебной мотивации на уроках математики»»

Использование современных педагогических технологий на уроках и внеурочной деятельности по физике при подготовке выпускников к ЕГЭ


Сегодня знания физики востребованы как никогда - это и развитие нанотехнологий, и создание высокоэкономичных энергосберегающих установок, и обеспечение современным оборудованием всех отраслей хозяйства. И в последние года всё большее и большее количество учащихся выбирают для итоговой аттестации физику. Физика, несомненно, предмет – сложный. Даже у "сильных" учащихся вопрос о сдаче ЕГЭ по физике вызывает страх и замешательство. Современный старшеклассник относится к ЕГЭ как к серьезному жизненному испытанию и связывает с его результатами свою возможность поступления в вуз. Поэтому на учителя выпускных классов ложится особая ответственность: с одной стороны, необходимо организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену, а с другой стороны, не утратить личностного и творческого смысла преподаваемого предмета.

Именно поэтому, одной из главных проблем современного учителя физики является подготовка учащихся к ЕГЭ. ЕГЭ по физике предъявляет большие требования к знаниям физического материала. Хорошие знания учащихся, их глубина и качество находятся в прямой зависимости от учебной деятельности ребят, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Внедрение на уроках физики и во внеурочной деятельности современных технологий также является одним из условий качественного усвоения учебного материала. Какие же образовательные технологии и как могут помочь в организации работы по подготовки к ЕГЭ?

В первую очередь, это личностно-ориентированное обучение. Подготовка к ЕГЭ не даст высоких результатов, если готовиться к ним только один год или полгода. Поэтому я стараюсь, как можно раньше провести работу с детьми по определению места предмета физики в их дальнейшей жизни: нужно ли будет им сдавать предмет на выходе из школы или это для них обычный школьный предмет. С ребятами, которые определились в выборе физики, у меня складываются особые отношения. Я стараюсь держать связь с их родителями, чтобы не только дети, но и их родители знали о ходе подготовки, чаще всего эти ученики посещают элективные курсы, являются участниками различных конкурсов и олимпиад, потому что именно этот опыт на ЕГЭ поможет решить сложные задачи. Большое внимание я уделяю проведению индивидуальных консультаций с учащимися во внеурочное время. Во время подготовки к ЕГЭ проходит систематическая тренировка по материалам ЕГЭ прошлых лет.

Полноценное изучение физики предполагает и включение компьютерных технологий в учебный процесс. Использование компьютера на уроках физики и во внеурочной деятельности дает следующие положительные результаты: реализуется возможность учащихся перерабатывать громадный поток информации, который они получают, и стремление к самостоятельности; учащимся предоставляется возможность самостоятельной исследовательской работы с компьютерной моделью и индивидуальный темп обучения; у меня освобождается время на индивидуальную работу с учащимися (особенно с отстающими).

При подготовке к ЕГЭ по физике учащиеся используют интернет и образовательные обучающие программы сначала дома (в качестве домашнего задания и самостоятельной работы), а потом и на уроках повторения:

http://phys.reshuege.ru/

http://www.ege.edu.ru/

http://www.ctege.org/

http://mathus.ru/

http://pedsovet.su/

https://neznaika.info/ege/physics/

http://www.fipi.ru/

https://ege.yandex.ru

http://www.physics-regelman.com/

https://skysmart.ru/courses/onlajn-uroki-po-fizike

https://onlinetestpad.com/ru/tests/physics

https://foxford.ru/catalog/trainings/fizika

На некоторых сайтах (например, решуЕГЭ, Фоксворд, Скайсмарт) ребята выполняют предложенные задания и сразу получают оценку «независимого лица».

Большое внимание при подготовки к ЕГЭ по физике уделяю решению задач различного уровня и содержания с использованием мультимедийных презентаций и видеороликов (в том числе и собственного производства). Использование современных мультимедийных презентаций и видеороликов по физике позволяет увидеть многие физические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной физической лаборатории на основе опытов. Такие сложные физические явления дети могут увидеть в компьютерном исполнении и тем самым более глубже понять изученный материал.

Конечно, хороший результат дает самостоятельная работа учащихся по решению заданий из ЕГЭ, причем не только в школе, но и дома. Практика подготовки к ЕГЭ в течение нескольких лет позволила мне накопить большой банк заданий в электронном виде, который я предлагаю выпускникам для домашней самостоятельной работы c использованием дистанционных технологий (в основном это использование средств Google, таких как Google Classroom, Google Forms и др.).

Когда впервые зашла речь о переходе на дистанционную форму обучения (всвязи с пандемией), а затем на смешанную, я стал искать способы удобного образовательного взаимодействия с учениками, сдающими ЕГЭ. Перебрал много сервисов, начиная с социальных сетей и мессенджеров, заканчивая порталами «РешуЕГЭ», «Яндекс.Репетитор», Moodle и т.д. И тут мне случайно попадается в поисковой ленте проект от «Google»: Google Classroom (нада отдать должное, далеко не новый сервис). Подробно изучив проект, я сделал свой выбор в пользу этой платформы, с помощью которой я и организовал, в большей степени, подготовку к ЕГЭ.

Платформа GoogleClassromm – крайне полезные сервисы Google (считаю их просто незаменимыми в работе современного учителя). На платформе вы можете:

создать свой класс (здесь называется курс, их количество неограниченно);

организовать запись учащихся на курс, после чего учащиеся получают доступ к материалам;

делиться с учениками необходимым учебным материалом (причем абсолютно в любом виде: текст, графики, видео и т.д.);

предложить задания для учеников, указав сроки их выполнения, с точностью до минуты, критерии оценивания и особенности выполнения и оформления;

оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом посредством обратной связи (при выполнении заданий базового уровня сложности предпочтение отдаю Google Forms, использование которого позволяет видеть ошибки и задания, с которыми ученики не справились мгновенно, практически в режиме реального времени, сразу после завершения работы с Google Forms. При выполнении сложных заданий, с подробным решением, ученики выкладывают сканы выполненного задания. После проверки мною, ученики видят правильно они выполнили или нет, а также мои рекомендации и замечания, которые они устраняют) ;

организовать общение учащихся посредством мгновенных сообщений или в режиме видеоконференции (для этого на платформе имеется встроенный чат и программа для видеоконференции, что очень удобно тем, что не надо дополнительных сторонних программ) .

Большим плюсом при работе на данной платформе является то, что весь материал учителя, а также работы учеников автоматически сохраняются на Google Disk, поэтому нет проблем с "забыл дома", "потерял флешку" или "она не открывается". Всегда можно найти задание или нужную работу и вернуться к ней в случае необходимости. По моему мнению, данная платформа идеально подходит для организации дистанционного обучения (а также и самостоятельной работы) и причем, не только при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, но и при подготовки к различным олимпиадам.

Считаю важным рассказать коротко о том, каким же образом идет организация занятий по подготовке к ЕГЭ.

Не секрет, что те знания, которые понадобятся учащимся выпускных классов на ЕГЭ, закладываются в основном только в 10-11 классах, когда начинается изучение разделов физики более углубленно. Поэтому к процессу подготовки учащихся 11 классов к Единому Государственному Экзамену по физике, я считаю, необходимо подходить очень серьёзно. Ведь нужно решать одновременно две задачи: дать новое и повторить старое.

Считаю, что подготовку учащихся 11 классов к ЕГЭ по физике необходимо вести одновременно в двух направлениях: на уроках и на консультациях, начиная с начала учебного года. На мой взгляд, подготовка к ЕГЭ должна носить учебно-контролирующий характер. Я начинаю готовить выпускников к ЕГЭ с первого урока физики в 11 классе (хотя достаточно большая подготовка идет уже в 10 классе, но, к сожалению, только в 11 классе многие ученики окончательно определяются с выбором предметом для сдачи ЕГЭ). В 10 классе эти учащиеся уже прошли разделы: «Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика», «Электростатика. Законы постоянного тока», которым в КИМах по физике отводится значительная часть от всех заданий. И моя первоочередная задача связана с восстановлением в памяти учащихся теоретических основ, необходимых для выполнения практических заданий. Для осуществления контроля над процессом повторения на уроках завожу диагностическую таблицу, в которой фиксирую качество выполнения учащимися домашних заданий по повторению и пробелы в знаниях.

Немаловажно следующее: как правило, когда начинается актуализация знаний по новой теме повторения, предыдущая тема повторения многими учащимися забывается. Для исключения такой «забывчивости» в задания учебно-контрольного и заключительного этапов необходимо включать задания пройденного тематического повторения.

Параллельно с этим, практически с первой учебной недели подготовка учащихся к ЕГЭ сводится еще и к выполнению заданий из сборников по подготовке к ЕГЭ, включающим в себя задания разных тем, либо из материалов открытых вариантов ЕГЭ прошлых лет, опубликованные в открытом сегменте ЕГЭ на сайте ФИПИ, а также издания, рекомендованные ФИПИ к использованию в учебном процессе.

При подготовке к ЕГЭ четко понимаю о необходимости постоянно обращать внимание на тонкости каждого раздела физики, отрабатывать практические умения и навыки решения задач различного типа: расчетных, графических, качественных, экспериментальных, формировать умения работать с различного вида условиями: графиком, экспериментальными данными, представленными в виде таблицы, фотоснимком экспериментальной установки. А для этого необходимо тщательно подбирать задания на этап повторения.

Если на уроке передо мной стоит цель актуализировать опорные знания учащихся (а при 2-х часовой программе, хорошо, если это успеваешь), то на консультациях, проводимых раз в неделю, необходимо эти знания применить при решении задач различного уровня сложности. Но проблема в том, что качество знаний у учащихся посещающих консультации по физике - разный. У кого-то затруднения по-прежнему вызывают задания базового уровня сложности, а кто-то готов разбираться в задачах высокого уровня сложности. Как сделать так, чтобы консультации были полезными для всех? Для этого мною разработана программа консультаций по физике, в которой отражена технология подготовки учащихся к экзамену во внеурочное время.

Первую консультацию я называю организационной. На ней я знакомлю учащихся с процедурой проведения ЕГЭ по физике, демоверсией КИМа, бланками и правилами их заполнения, критериями оценивания, кодификатором и специфицацией. Тематические варианты представлены тренировочными и итоговыми вариантами работ, что предоставляет возможность систематической подготовки к ЕГЭ. Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов позволяет учащимся объективно оценить уровень своей подготовки. Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами, показываю как зайти на сайт, если нужно зарегистрироваться на данном сайте, как выполнять тест.

Обращаю внимание учащихся на то, что тест ЕГЭ по физике имеет большой объем и рассчитан на выполнение в течение 3 часов 55 минут. Очень важно учащимся научиться правильно, распределять время на экзамене. Желательно, сначала выполнить все те задания, которые для данного ученика являются легкими или знакомыми. Затем в оставшееся время можно вернуться к выполнению более трудных заданий, а в конце обязательно оставить время на быструю проверку всей работы на предмет правильности записи ответов в соответствующие бланки. При выполнении заданий базового уровня (первой части) необходимо внимательно дочитывать до конца не только текст самого задания, но и все ответы к нему. При невнимательном чтении можно попасться в «ловушку» знакомой по первым словам формулировки задания или, например, указать частично верный ответ вместо стоящего за ним полностью верного ответа. Учащиеся должны четко понимать свои возможности и помнить, что при выполнении теста ЕГЭ для получения хорошей или отличной оценки необязательно выполнять все задания, однако надо представлять себе тот оптимальный набор числа заданий из всех частей работы, который приведет к запланированному результату.

На второй консультации начинаем разбор Демонстрационного варианта контрольно - измерительного материала, рекомендованного МО РФ на данный учебный год. Решение проводим всех задач подряд, без выбора темы, так, чтобы учащиеся тренировались легко переключаться от темы к теме, от задачи к задаче. Особое внимание обращаю на технику решения стандартных задач и на скорость выполнения заданий.

На всех последующих консультациях применяю тесты тренировочных и диагностических работ прошлых лет.

Важно подготовку к экзамену осуществлять используя "правило спирали" - от простейших типовых заданий до заданий повышенного уровня сложности, от комплексных типовых заданий до заданий раздела части С. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

В течение всего года на консультациях по физике проводится групповая форма и взаимообучение. Здесь ведется работа по анализу заданий и выработке умений быстро и качественно выполнять задания, разрабатывается стратегия экзамена. Работа организуется в малых и больших группах. Два - три ученика решают задачу и представляют решение на доске остальным. Задачи даются параллельные, т.е. на один и тот же раздел, при решении необходимо применить одни и те же законы, формулы, но найти различные величины, хотя общий круг величин, входящих в формулу один и тот же. Так же дается одна задача всем группам, но предлагается решить ее несколькими способами. Для такой работы подходят задачи, которые можно решать динамическим и энергетическим способом, или задачи, которые можно решать аналитически и графически.

Таким образом, будущие выпускники могут почувствовать на себе особенности ЕГЭ, настроиться на нужную волну и успешно сдать экзамен. Считаю, что использование личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ позволяет эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей заданий ЕГЭ и более качественной подготовки учащихся.

Таким образом, повторюсь еще раз, одной из главных задач каждого учителя физики является создание благоприятных условий для эффективной подготовки выпускников к экзамену. Всегда будет уважаем тот учитель, который даёт высокую результативность обучения своему предмету. Именно поэтому, в настоящее время, проблема подготовки учащихся к ЕГЭ очень актуальна. Зачастую решение этой проблемы связано с пробами и ошибками. Но тем этот период и интересен, поскольку заставляет учителя творить. Опираясь на свой опыт, могу смело утверждать: идеального варианта подготовки учащихся к ЕГЭ – нет. Работа учителя, пытающегося решить эти вопросы, должна быть многогранной. Это и использование различных форм, методов, приемов, и дифференцированный подход к преподаванию предмета, и внеклассная деятельность. Уверен: если учитель стремится к успеху своих учеников на экзамене, то он обязательно выработает свою систему подготовки учащихся к Единому Государственному Экзамену.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!