СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование социальных сетей в образовательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к острой дискуссии о месте и роли социальных сетей в современном образовательном процессе. Заметим, что сегодня речь ведется уже о мобильном обучении, МООК, виртуальном обучении, то есть наступлении так называемой эпохи электронной педагогики.

Просмотр содержимого документа
«Использование социальных сетей в образовательном процессе»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы « Общение поколений»

городского округа Самара

443065 г. Самара, ул. Медицинская, д.3а тел/факс 330-35-75












Использование социальных сетей в образовательном процессе








Разработал: методист Мякинина И.Н.



















Самара 2022



Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к острой дискуссии о месте и роли социальных сетей в современном образовательном процессе. Заметим, что сегодня речь ведется уже о мобильном обучении, МООК, виртуальном обучении, то есть наступлении так называемой эпохи электронной педагогики [2, с. 148]. Разумеется, по-прежнему, самыми «продвинутыми» Интернет-пользователями являются представители молодого поколения. К сожалению, их больше привлекают не учебные материалы, а сайты, имеющие развлекательную направленность, к которым по праву можно отнести и всевозможные социальные сети. Согласно Самсоновой О. С., социальная сеть определяется как онлайн-сервис, позволяющий создавать социальные связи, строить взаимоотношения, распространять разнообразную информацию. Следует указать ряд отличительных особенностей социальной сети от сайта. Во-первых, индивидуальные профили с личной информацией, которую можно открыть (или ограничить) для всеобщего доступа. Во-вторых, добавление других пользователей в «друзья» и отслеживание их обновлений. В-третьих, осуществление коммуникации посредством, как личных сообщений, так и общения в группах, чатах, сообществах, микроблогах, комментариях. В-четвертых, распространение и обмен всеми видами информации. Безусловно, сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что обучающиеся вместо выполнения домашнего задания и подготовки к экзаменам значительное количество свободного времени проводят в различных социальных сетях: общаются, просматривают фотографии своих знакомых, читают ленту обновлений в сообществах и группах, а также используют игровые приложения. Поэтому не случайно современные преподаватели задумались о возможности использования социальных сетей в образованном процессе, чтобы приблизить к себе учащихся, подготовить их к самообразованию.

Проведенный анализ научной и методической литературы показывает, что на сегодняшний момент можно выделить следующие направления по использованию социальных сетей в образовательном процессе. Как известно, социальные сети были созданы с целью виртуального взаимодействия людей, налаживания коммуникации. Поскольку все пользователи равны по статусу, то общение становится более открытым и непринужденным. Обучающийся может без страха и труда задать преподавателю вопрос относительно пройденной темы и получить полный ответ. Обсуждение совместного проекта обучающихся обычно происходит в специально созданных группах, диалогах либо в режиме видеоконференции, где каждый высказывает свое мнение и возникшие идеи по выполнению задания. Воспитанник может осуществлять познавательную деятельность по конкретному предмету в рамках созданного педагогом сообщества (действовать без определенного адресата, выкладывая результаты своей работы на всеобщее обозрение). В свою очередь и преподаватель имеет дополнительную возможность профессионального роста: обмен опытом с коллегами с соцсетях, демонстрация собственных разработок и их обсуждение. Не стоит забывать и про контакты с родителями в целях дополнительной помощи в школьном воспитательном процессе, для оповещения родителей о состоянии успеваемости ребенка, результатах психологических тестирований и совместного поиска решений возникших проблем.

Следовательно, социальные сети являются пунктом взаимодействия для осуществления учебно-воспитательных мероприятий. Соцсети можно использовать и как средство непосредственного управления процессом обучения. От предыдущего направления его отличает обязательная отчетность учащегося о текущем статусе выполнения предложенного задания. Основная задача педагога — найти и разместить теоретические материалы в наиболее занимательной форме восприятия (презентации, видеоролики, игровые приложения, аудиозаписи), а также выкладывать упражнения на закрепление и (или) повторение темы и осуществлять мониторинг усвоения знаний (проверка данных для решения заданий, тесты и онлайн — опросы). Примером осуществления такого направления являются образовательная группа ВКонтакте МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г.о. Самара https://vk.com/public75939269 . На этом портале педагоги размещают задания, которые необходимо выполнить, викторины и мастер-классы по заданной теме.

Более того, социальные сети позволяют обмениваться опубликованной информацией и хранить ее. Очевидно, используя это свойство, можно приступить к созданию своеобразной «копилки» знаний, причем предложения дополнительных интересных материалов преимущественно должно исходить от обучающихся. Как известно, самые прочные знания — это факты, открытые самостоятельно. Данная творческая деятельность способствует развитию внутренней мотивации к обучению, стимулирует активизацию познавательной деятельности и нестандартного мышления. Затрагивает и некоторый соревновательный аспект, например, проведение конкурсов по созданию ярких тематических видеороликов и презентаций. «Судейство» такого онлайн-мероприятия осуществляется членами сообщества посредством «лайков» и комментариев с критикой и предложениями усовершенствования продукта интеллектуальной деятельности. Теоретический справочник и банк заданий с подробными алгоритмами решений, созданные путем такой деятельности, без особых усилий останутся в памяти обучающегося.

Резюмируя вышесказанное, еще раз отметим основные положительные моменты применения социальных сетей в образовательном процессе. Одним из них назовем потенциальную непрерывность учебного процесса, поскольку появилась возможность продолжительного взаимодействия учителей и обучающихся в любое подходящее для этого время. Педагог имеет возможность организовать и направлять познавательное и творческое участие каждого как в группе, как и индивидуально. Информационная поддержка учебной программы в социальной сети позволяет обучающимся, пропустившим занятие, студентам-заочникам или детям на домашнем обучении не отставать от образовательного процесса, получать консультацию учителя и самостоятельно выполнять задания. Темы и вопросы, которые не были раскрыты полностью во время лекции, могут найти продолжение в совместном диалоге, что позволяет по инициативе обучающихся переходить к углубленному изучению конкретного предмета. Среди недостатков использования социальных сетей в образовательном процессе можно указать неготовность некоторых преподавателей отдавать значительное количество своего свободного времени и сил с целью организации непрерывности обучения, слабая ИКТ — компетенция учителей с многолетним опытом работы, затрудненный доступ к социальным сетям через ПК в провинциальных и сельских учебных учреждениях, недостаточная безопасность социальных сетей на предмет проникновения информации, не допустимой для восприятия несовершеннолетними гражданами [5]. Таким образом, с развитием научно-технической базы появляются и новые инструменты для организации познавательной активности лиц, получающих образование, в качестве которого можно использовать социальные сети. Многие методисты скептически относятся к использованию данного объекта информационных технологий как педагогического средства обучения, поскольку в традиционном представлении социальная сеть рассматривается как антагонист образования, среда отдыха, легкомыслия и развлечений [4]. Однако, с их помощью возможно решение ряда задач, таких как дистанционная организация совместной работы учебного коллектива, продолжительная научная / проектная деятельность, проведение вебинаров и онлайн-консультаций (индивидуальных и массовых), что весьма полезно для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся. Дидактические возможности использования современных социальных сетей, с одной стороны, и новые образовательные задачи, стоящие сегодня перед вузом, с другой стороны, уже не позволяют ориентироваться только на лекционно-семинарские занятия, которые составляют основу традиционного процесса обучения студентов и недооценка этого обстоятельства может лишить отечественное образование стратегического преимущества


Литература: Абрамова, О. М. Использование облачных технологий для организации контроля учебной деятельности// Высшее образование в России. -2015.- № 7.- С.155–159 Киреев, Б. Н. E-learning при подготовке педагогических кадров. // Высшее образование в России. -2016.- № 2.- С. 148–153 Использование социальных сетей в образовательной среде/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html (Дата обращения: 01.04.16) Механизмы и возможности использования социальных сетей в образовании образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/470/1514 (Дата обращения: 03.04.16) Применение социальных сетей в образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://infojournal.ru/forums/topic/primeneniya-socialnyx-setej-v-obrazovanii/ (Дата обращения: 05.04.16) Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4719 (Дата обращения: 04.04.16)
Абрамова, О. М. Использование социальных сетей в образовательном процессе / О. М. Абрамова, О. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1055-1057. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29321/ (дата обращения: 19.09.2022).







Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/505822-ispolzovanie-socialnyh-setej-v-obrazovatelnom


Скачать

© 2022 101 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!