СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных технологий на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о том, какие методы  интерактивных технологий существуют и на каком этапе урока математики  можно их применить. 

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных технологий на уроках математики»

" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Аннотация. В статье рассказывается о том, какие методы интерактивных технологий существуют и на каком этапе урока математики можно их применить.

Качество образования - вопрос сложный и многогранный, как многогранный и сам образовательный процесс, из которого состоит

качественное образование. Сегодня мы все чаще определяем, что учебный процесс не является процессом подготовки школьника к жизни, он не является «приложением» к нему – теория образовательного процесса должна отражать теорию жизни, только при таких условиях образование становится качественной. Исходя из новых реалий и потребностей общества, мы должны понять, что особенностью современности является то, что человек, чтобы реализоваться в обществе, должен учиться практически всю свою жизнь, активно действовать и естественно воспринимать изменения. Продолжая работать так, как работать раньше, мы не в состоянии достаточно качественно выполнять главную задачу образования - давать такое образование, которое бы позволяло выпускнику адекватно, естественно воспринимать действительность, не выживать в обществе. А жить достойной жизнью, реализовывать свои способности. В современных условиях активизируется еще одна функция учебного процесса – научить человека использовать полученные знания в своей практической, профессиональной, общественной деятельности, быту. Процесс обучения становится процессом деятельности ученика. Направленный на становление его сознания и личного «Я» в целом. Эта философия образования, методологический идея происходят в инновациях, именно за такими дидактическими подходами строятся конкретные инновационные технологии, которыми должен сегодня пользоваться педагог.

Практически во всех инновационных технологиях на первом месте стоит направление педагогической деятельности на становление личности, точнее ее «самостановление» в процессе деятельности, а не накопления знаний, умений и навыков в предметной области. Инновационные подходы к организации учебно-познавательного процесса призваны преодолеть разрыв между образованием и требованиями жизни. Все инновационные технологии, внедряемые в образовании, ориентируются на изменение конечного результата, воспитание личности, умеющей самостоятельно действовать в школьной и общественной средах. К сожалению, к этому времени качественным результатом все же считается высокий уровень усвоения знаний, умений,

навыков учащимися, а социальный компонент, что выражается степенью самостоятельности в решении проблем человеческого бытия путем их «встраивания» в реальность, остается за пределами внимания во время оценивания качества образования.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact», где «inter»- взаимный и «akt» - действовать. Таким образом, интерактивный – способен к взаимодействию, диалогу. Интерактив - не обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретную, предполагаемую цель – создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это пение обучение, взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами учебе, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций. использование ролевых игр, совместное решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящему нем лидером детского коллектива. Интерактивное взаимодействие исключает как доминирование одного участника учебного процесса над другими, так и одной мысли над другой. Во время интерактивного обучения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения [2]. Что же это за интерактивные технологии? Предлагаю к рассмотрению такие технологии, которые можно применять на различных типах урока математики. Это:

1. Технологии кооперативного обучения.

2.Технологии коллективно-группового обучения

3. Технологии ситуативного моделирования

1.Технологии кооперативного обучения.

Парная и групповая работа организуется как на уроках усвоения, так и на уроках применения знаний, умений и навыков. Это может происходить сразу же после изложения учителем нового материала, в начале нового урока вместо опроса, на специальном уроке, посвященному применению знаний, умений и навыков, или быть частью повторительно-обобщающего урока.

К таким относятся такие технологии, как :

1. Работа в парах (один против одного, один – вдвоем – все вместе «Думать работать в паре, обменяться мнениями»)

Технология особенно эффективна на начальных этапах обучения учащихся работе в малых группах. Ее можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоения, закрепления, проверки знаний и тому подобное. Во время работы в парах можно быстро выполнить упражнения, которые при других условиях требуют большой затраты времени [1].

2. Ротационные (изменяющиеся) тройки

Деятельность учащихся в этом случае аналогична работе в парах. Этот вариант кооперативного обучения способствует активному, основательному анализу и обсуждению нового материала с целью его осмысления, закрепления и усвоения[1]. .

3. Два-четыре-все вместе.

Еще один вариант кооперативного обучения, который является производным от парной работы, эффективный для развития навыков общения в группе, умений убеждать и вести дискуссию[1]. .

4. Карусель

Этот вариант кооперативного обучения наиболее эффективен для одновременного включения всех участников в активную работу с различными партнерами по общению для обсуждение дискуссионных вопросов[1].

Важными моментами групповой работы являются проработка содержания и представление группами результатов коллективной деятельности.

Важным моментом групповой работы есть проработка содержания и представление группами результатов коллективной деятельности. В зависимости от содержания и цели обучения возможны различные варианты организации работы групп. Это такие методы кооперативного обучения, как "Диалог", " Синтез мыслей", " Совместный проект"," Поиск информации", "Круг идей" (раунд Робин, круговая система), " Аквариум".[1].

2.Технологии коллективно-группового обучения.

1. Обсуждение проблемы в общем круге - это общеизвестная технология, которая применяется, как правило, в комбинации с другими. Ее целью является прояснение определенных положений, привлечение внимания учащихся к сложным или проблемным вопросам в учебном материале, мотивация познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и тому подобное. 2 Уча - учусь(«Каждый учит каждого», «Броуновское движение»). Метод "Уча - учусь" используется при изучении блока информации или при изучении и повторении изученного. Он дает возможность ученикам принять участие в передаче своих знаний одноклассникам. Использование этого метода дает общую картину понятий и фактов, которые необходимо изучить на уроке, а также вызывает определенные вопросы и повышает интерес к учебе.

3. Ажурная пилка ("мозаика«", " Джиг-со"). Технология используется для создания на уроке ситуации, которая дает возможность ученикам быть вместе для усвоения информации за короткий промежуток времени. Эффективна и может заменить лекции в случае, когда начальная информация должна быть донесена до учащихся перед проведением основного (базисного) урока или дополняет такой урок. Поощряет учеников помогать друг другу учиться, обучая.

4. Решение проблем. Целью применения такой технологии является научить учащихся самостоятельно решать проблемы и принимать коллективное решение

3. Технологии ситуативного моделирования

Модель обучения в игре - это построение учебного процесса с помощью включения ученика в игру. Использование игры в учебном процессе сталкивается с противоречием: обучение есть всегда процесс целенаправленный, а игра по своей природе имеет неопределенный результат (интригу). Поэтому задача педагога при применении игры в обучении заключается в подчинении игры определенной дидактической цели. В последнее время в организации самой игры происходит смещение акцентов с драматизации ( форм, внешних признаков игры) на ее внутреннюю сущность (моделирование события, явления, исполнение определенных ролей). В западной дидактике постепенно отходят от термина «игра», который ассоциируется с развлечениями, и употребляют понятия «симуляция, имитация» и тому подобное [4]. Арсенал интерактивных игр достаточно велик, выделим основные, относящиеся к данной интерактивной технологии.

1. Симуляция или имитационные игры.

Имитационные игры называют процедуры с выполнением определенных простых, известных действий, которые воспроизводят, имитируют любые явления окружающей действительности. Симуляции - это созданные учителем ситуации, во время которых учащиеся копируют в упрощенном виде процедуры, связанные с деятельностью общественных институтов, которые существуют в настоящей экономической, политической и культурной жизни. Это своеобразные ролевые игры с использованием четко определенных (по закону или по традициям) и известных ролей и шагов, которые должны осуществить исполнители: судебные, парламентские, общественные слушания, собрания, ассамблеи, заседания комиссий, политические дебаты и тому подобное [2].

2. Разыгрывание ситуации по ролям. Цель ролевой игры - определить отношение к конкретной жизненной ситуации, приобрели опыт путем игры, помочь научиться через опыт и чувства. Может также использоваться для получения конкретных навыков. В ходе ролевой игры участники разыгрывают в ролях» определенную проблему или ситуацию. Сейчас очень много в сети

Интернет предложено ролевых игр, который любой учитель может взять себе на вооружение и применить на том ил ином уроке.

Содержание обучения само по себе, без специального формирования приемов умственного труда, не может «автоматически» развивать интеллект учащихся. Он является лишь предпосылкой, основой для развития мышления.

Сегодня от системы образования ждут выпускника личность, которая должна овладеть : самостоятельность в выборе и принятии решений; умением выполнять и отвечать за свои решения; готовностью нести ответственность за себя и за своих близких; готовностью действовать в нестандартных ситуациях; приемами учиться самостоятельно и воспринимать естественно изменения и постоянную переподготовку; ключевыми компетентностями из различных областей знаний; толерантностью, то есть пониманием того, что, кроме собственного мнения, которое надо уметь отсеивать, аргументировать и защищать, есть другие, которые также имеют право на существование. Жизнь в социуме - это постоянный поиск разумных компромиссов; умением идентифицировать одновременно себя как члена того или иного этноса. Носителем национальной культуры и просто гражданином мира.

Понятно, что вырастить за годы школьной жизни личность с такими качествами – задача довольно сложная, но иного пути нет, если мы хотим достойно жить в сегодняшний денем и завтрашнем обществе.

А закончить хочется словами П. Ф. Каптерева: «Не школа и образование являются основой и источником самовоспитания и самообразования, напротив, саморазвитие является той необходимой основой, на которой школа только и может существовать».

Список литературы:

1. Букатова В.М., Ершова А.П. Я ИДУ НА УРОК : Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.

3. Кларин М.В. Инновации в обучении : Метафоры и модели .- М.: Наука, 1997.

4. Платонов К. К. О знаниях, умениях и навыках // Советская педагогика. – 1963. – № 11. – С. 98-103.

5. Далингер, В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.omsk.edu. / «Вестник Омского государственного педагогического университета» // В.А. Далингер., С. 36-39.− 2007


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!