СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Искусство. Виды искусства.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка по учебной дисциплине "Мировая художественная культура" является первым уроком в разделе "Художественная культура первобытного мира".

Просмотр содержимого документа
«Искусство. Виды искусства.»


Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма урока: лекция-диалог.

Цель: создать условия на занятии для успешного освоения обучающимися понятия «Искусство», видов и функций искусства.

Задачи:

  1. Образовательная: дать обучающимся представление об искусстве; познакомить с различными видами искусства, показать отличия и основные особенности; определить функции искусства.

  2. Развивающая: развивать познавательный интерес к изучению предмета, творческий потенциал, образное мышление; расширять кругозор обучающихся.

  3. Воспитательная: прививать интерес к предмету, воспитывать художественно-эстетический вкус.

Методическая цель урока: продемонстрировать применение на уроке изучения новых знаний такой формы обучения как лекция-диалог.

Формы обучение: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Средства обучения:

Для учителякомпьютер, проектор для показа слайдов, указка.

Для обучающихся – ручка, карандаш, тетрадь, раздаточный материал (Схема «Виды искусства», правила построения синквейна, карточка с заданием). 

Ключевые понятия: Искусство, виды искусства, художественный образ, функции искусства.



Ход урока

(45+45 мин.)

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент

1-3 мин.

Проверка готовности группы к занятию.

Самоконтроль готовности к уроку.

II. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

2 мин.

Упражнение на синтез.

Выполняют задание по обобщению понятия.

Слушают объяснения преподавателя.

III. Постановка цели и задач урока.

2 мин.

Оглашение темы и целей урока, постановка проблемного вопроса.

Записывают тему и определяют цели занятия вместе с преподавателем.

IV.Усвоение новых знаний.







Физкультминутка



4.2. Первичная проверка понимания темы.




4.3. Усвоение новых знаний.








4.4. Первичное закрепление.


20-25 мин.


Лекция преподавателя.

Воспринимают материал и конспектируют основные понятия, анализируют схему, наблюдают за демонстрациями преподавателя.

1 мин.

Проведение физкультминутки.

Выполняют физические упражнения.

10-13 мин.



Организация индивидуальной работы.

Выполняют задание самостоятельно.

20 мин.

Фронтальная работа с группой (лекция, диалог).

Слушают материал и конспектируют основные понятия, отвечают на серию вопросов преподавателя в ходе лекции, анализируют демонстрируемый материал.

15 мин.

1. Презентация примеров различных видов искусства родного города.


2.Составление синквейна.

Отвечают на вопросы, слушают и анализируют ответы одногруппников.


Выполняют задание.

V. Подведение итогов.

5 мин.

Повторная постановка проблемного вопроса.

Обобщение.

Отвечают на проблемный вопрос.

VI. Домашнее задание.

5 мин.

Инструктаж по выполнению д/з.

Записывают д/з


  1. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию. Проверка отсутствующих.

  1. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

Преподаватель рисует на доске солнце и на его лучах пишет: музыка, литература, театр, архитектура, ИЗО, кино.

-Как можно назвать все это одним словом? (Искусство). Пишет ответ посередине рисунка. (Приложение №1).

-Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой, и совершенством. Планета Земля не смогла существовать бы без солнца. Так и человечество не смогло бы существовать и развиваться без искусства. Обратите внимание на эпиграф на доске «Жизнь коротка, искусство вечно». Это латинское крылатое выражение можно взять не только эпиграфом к этому уроку, а и к изучению всего курса Мировой художественной культуры.



III. Постановка цели и задач урока.

    1. Оглашение темы урока преподавателем.

    2. Постановка проблемного вопроса.

– Известный французский деятель культуры ХХ Жан Кокто говорил: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем». К концу нашего занятия вы, ребята, должны ответить на вопрос «Зачем необходимо искусство человеку?» (преподаватель пишет проблемный вопрос на доске.

    1. Определение цели урока (варианты ответов обучающихся).

– Это получится, когда мы реализуем следующие задачи:

- дадим определение искусству;

- познакомимся с различными видами искусства,

- выясним функции искусства.

IV. Усвоение новых знаний.

    1. Что же такое искусство на ваш взгляд? (варианты ответов).

– Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

 – А теперь запишем значение слова «искусство».

СЛАЙД (Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. 

– Из скольких частей состоит определение? (из 3-х).  Прочитайте 1-ю часть, искусство – это что? (художественное творчество в целом). О чем идет речь во второй части определения? (перечисляются виды искусства).

– Обратите внимание на слайд «Виды искусства». На ваших партах тоже есть такие схемы, которые вы вклеите себе в тетрадь. (Приложение 2) Все виды искусства можно разделить на три группы: пространственные, временные, пространственно-временные (зрелищные) СЛАЙД. В первую очередь мы остановимся на таких пространственных видах искусства, которые

  • воспринимаются зрением,

  • существуют в пространстве,

  • не изменяются во времени…

  • говорят на своём языке…(пояснить)

Это все – Изобразительные искусства.

Рассказ преподавателя (сопровождается показом слайдов).

В известной сказке поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку - и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким видом искусства познакомился Буратино? (с живописью).

. 1. Живопись - само слово означает “писать жизнь”. Ведь живописцы изображают предметы “как в жизни”. Живописью называют и само произведение искусства, выполненное красками. Живопись - один из наиболее ярких и распространенных видов изобразительного искусства, передающий мир с помощью цвета, красок. Основные виды живописи: станковая, монументальная.

К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски и т. д.). Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон, на картоне, в прошлом широко применялись деревянные доски, могут использоваться любые плоские материалы.

Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, поэтому применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке — секко, позднее росписи выполнялись мало подходящими для монументальной живописи масляными красками.

– Помните песенку: Точка, точка, запятая - Вышла рожица кривая Палка, палка, огуречик -Получился человечек. Такого же человечка рисовал на стене пещеры углем и самый первый художник на свете. Рисовал, не подозревая о том, что открывает новый вид изобразительного искусства. Как вы думаете какой? (Графика)

2. Графика - искусство в первую очередь рисунка. Её название происходит от греческого “графо” - пишу, черчу, рисую. Именно этот вид искусства был наиболее древним. Графика использует сочетание черного и белого, (белая - бумага, черный - карандаш, уголь, другой сухой материал).

Линия и сочетание черных и белых пятен - язык графики. Она может быть и цветной - например работы пастелью.

3.Скульптура. Какое же удовольствие лепить! Видеть как пластилиновая или глиняная масса превращается в колобка, змею, рожицу, цветы, зверюшек, фрукты и т. д. Многие взрослые художники делают примерно то же самое, что и дети, вот только материала у них побольше и лепят они получше. Эти художники называются скульпторами, а их произведения – скульптурами. Среди скульптур чаще всего нам встречаются статуи (фигуры, стоящих людей или животных) а дома украшают полки маленькие скульптуры - статуэтки.

Самые первые скульптуры первобытные мастера лепили из глины, выдалбливали из камня, вырезали из дерева или из кости. Они были очень примитивными, т. к. не было ни удобных инструментов, ни удобных материалов, таких как мрамор, воск, гипс, металлы и сплавы.

Способ работы, когда скульптор высекает или вырезает свое произведение из твердого материала и удаляет лишнее - называется ваянием. Под умелыми руками мастера мертвая толща чудесно оживает. Первыми это чудо совершили древнегреческие скульпторы. Они придавали камню бархатистость кожи, локоны волос, лёгкая одежда, собранная в складки.

Другой способ работы - лепка (пластика). Лепят из мягкого материала - он послушен. Но не прочен. Вы сами знаете, как быстро ломаются пластилиновые фигуры. Чтобы надолго сохранить лепные работы скульпторы придумали отливку. При её помощи произведение переводится в твердый материал - металл или гипс и при этом очертания становятся лёгкими и мягкими.

4.Архитектура.

«Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.»

С ней мы сталкиваемся повсюду, само её название от греческого “архитек” - строитель, говорит, что это искусство создания для людей удобной и красивой среды обитания. Куда мы ни посмотрим, наш взгляд радуют здания и улицы, площади и парки, города и посёлки.

И чем бы мы ни занимались - учебой, спортом, танцами и пр. для этого должны иметься хорошие сооружения.

Есть три вида архитектуры:

а) объёмные - в которые можно войти (церковные и гражданские).

б) ландшафтная (от нем. ланд - земля ) - бульвары, скверы, парки.

в) градостроительство - новых городов и реконструкция старых.

5. Декоративно-прикладное искусство. Этот термин слышали все, но с ходу сказать, чем же декоративно-прикладное искусство отличается от, например, изобразительного искусства, может не каждый. Латинское слово «decoro» означает «украшаю», и оно объясняет основное предназначение данного направления.

Итак, декоративно-прикладное искусство объединяет в себе два рода искусств – декоративное и прикладное. Эти изделия могут не только украшать (декорировать), их можно использовать. Примеры декоративно-прикладного искусства: резьба, вышивка, вязание, валяние, выжигание, ковка, лепка, плетение, ювелирное дело, кожевенное дело и др.

6. Более современный вид ИЗО –Фотоискусство. Пластическое искусство, произведения которого создаются средствами фотографии.

Ко второй группе относятся временные виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — музыка, литература.

1.Му́зыка (от греч — муза) — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. Музыка - вид временного искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей.

Музыка может передавать эмоции, чувства людей, что выражается в ритме, интонации, мелодии. По способу исполнения она делится на инструментальную и вокальную.

Музыка делится также на:

  • народную

  • современную

  • джазовую

  • военную

  • классическую

2.Художественная литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь.

Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова».

Литература - письменная форма искусства слова. Различают художественную, научную, публицистическую, справочную, критическую, куртуазную, эпистолярную и др. литературу.


3.Пространственно-временные (зрелищные) виды искусства:

1) танец;

2) театр;

3) киноискусство;

4) эстрадно-цирковое искусство.

1) Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.

Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах

Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона. Сценический танец - один из основных видов танца, предназначенный для зрителей предполагающий создание хореографического образа на сцене.

2)Театр - род искусства, отражающий действительность, характеры, события, конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актера перед публикой.

В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности: драматический, оперный и балетный театры.

3)Киноискусство - вид искусства, произведения которого (фильмы или кинокартины) создаются с помощью киносъемки реальных, или специально инсценированных, или с привлечением средств мультипликации событий, фактов, явлений действительности. Это синтетический вид искусства, соединяющий в себе литературу, театр, изобразительные искусства и музыку.

4) Цирк - вид искусства, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости. Включающий акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т.п.

Очень популярна эстрада - вид зрелищного искусства, в котором короткие концертные номера составляют целостную программу, рассчитанную на массовое восприятие.


Физкультминутка

Закройте глаза и представьте себя художниками. Вы рисуете необычно, двумя руками: солнце, дерево, смешную рожицу.

Теперь, встряхнули руки, открыли глаза и представили себя пианистами: проиграйте мелодию, которая соответствует вашему настроению.

За минутку отдыха вы получили настрой на дальнейшую работу.


    1. Первичная проверка понимания темы.

Индивидуальная работа

1. Соединить вид искусства с характеристикой .



литература

искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду

музыка

произведения с помощью киносъёмки

живопись, графика, скульптура

искусство строить и украшать здания

архитектура

искусство изображения

декоративно-прикладное искусство

искусство движения

танец

искусство слова

театральное искусство

искусство фотографии

Киноискусство

искусство звука

Фотоискусство

драматическое действие на сцене

цирк

демонстрация силы, ловкости и смелости


    1. . Усвоение новых знаний.

– Кроме многочисленных видов, искусство существует в огромном разнообразии направлений, жанров, течений и стилей. Многие направления искусства вы знаете из курсов музыки, истории, литературы. Стили – романский и готический, барокко, классицизм, романтизм, реализм.  Течения: авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и т.д.). В современном мире нет какого–то одного главенствующего вида искусства. Авторы используют разные способы передачи собственного видения мира.

– Прочитайте 3-ю часть определения искусства. Искусство – это художественное освоение мира в форме художественного образа. Результатом познания в искусстве являются художественные образы. Рассмотрим образ ночного неба на картинах разных художников (Презентация 2). Опрос обучающихся. Какая картина больше понравилась, какая меньше? Каждый по-своему воспринимает различные произведения искусства. К этой особенности искусства очень подходит поговорка «На вкус и цвет товарищей нет».

На этих картинах отражена действительность. Но каждый изобразил ее по-своему. Почувствовали, что такое художественный образ?

Художественный образ – это результат освоения мира, отражение действительности, он обладает свойствами реально существующего предмета, но не является самим предметом, событием, явлением. Запишите в тетрадях это определение.

Как вы считаете, искусство необходимо в жизни людей? (ответы: да или нет).

Обратимся к назначению искусства. В чем оно состоит? Как вы думаете, какие функции выполняет искусство в обществе? (формирует эстетические вкусы и потребности человека, доставляет людям удовольствие...)

Функции искусства (Записываются в тетрадь).

  1. Познавательная (Эффективное средство познания мира человеком. Произведения искусства – незаменимые источники информации о сложных общественных процессах целых периодов человеческой истории).

  2. Воспитательная (Формирует личность, чувства, мысли людей; пропускаем через сердце, душу).

  3. Коммуникативная (Искусство способно, разорвав реальные пространственные и временные рамки существования отдельного человека, предоставить ему возможность переноситься из эпохи в эпоху, из страны в страну. Оно может в своих произведениях соединять несоединимое в реальной жизни – жизненный опыт людей прошлого, настоящего и будущего.

  4. Гедонистическая (Доставляет наслаждение).

  5. Эстетическая (Формирует вкусы).

  6. Рекреационная (Оздоравливающая, психотерапевтическая).

    1. Первичное закрепление.

  1. Примеры на слайдах различных видов искусства родного города. (Презентация 3) (Преподаватель показывает примеры – обучающиеся называют вид искусства). Подводят итог, что все виды искусства представлены в родном городе.

  2. Преподаватель предлагает обучающимися составить синквейн по теме, знакомит с правилами построения синквейна. Приложение №3

(Примеры синквейна. Приложение №4

V.Подведение итогов.

– О чем мы сегодня говорили на уроке? (варианты ответов).

– Давайте дадим ответ на вопрос, поставленный в начале урока «Зачем необходимо искусство человеку?»

Обобщение:

Каждый вид искусства говорит на своём языке. Он нам повествует о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира, красоте человеческой души, о высоте помыслов и устремлений.

VI. Домашнее задание.

1. Уровень. Выучить записи в тетрадях.

2. Уровень. Написать мини-сочинение «Мой любимый вид искусства». 

3. Уровень. Подготовить презентацию по теме «Виды искусства» (любой вид искусства с примерами произведений искусства известных художников, скульпторов, архитекторов и т.д.).



Приложение №3


Правила построения синквейна.

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным (Искусство).

  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.



Приложение №4

Искусство.
Великое, современное.
Постигают, обучают, преуспевают.
Творческая художественная деятельность человека.
Жизнь.

2. Искусство.
Изобразительное, кулинарное.
Осваивают, владеют, учатся.
Мастерство и умение в каком-либо деле.
Наука.

3. Искусство.
Театральное, актерское.
Практикуются, увлекаются, ценят.
Оно требует знаний, усилий и таланта.
Идея.

4. Искусство.
Музыкальное, танцевальное.
Вдохновляет, затягивает, впечатляет.
Деятельность, которой занимается человек.
Хобби.

5. Искусство.
Архитектурное, живописное.
Рисуешь, придумываешь, строишь.
Умение, ловкость, тонкое знание дела.
Талант.


6. Искусство.
Национальное, зарубежное.
Увлекаться, изучать, интересоваться.
Человек читает много книг об этом.
Урок.

7. Искусство.
Цирковое, вокальное.
Посвятить, специализироваться, процветать.
Для многих это не только работа.
Душа.

8. Искусство.
Прикладное, сценическое.
Стремиться, уметь, разбираться.
Самореализация людей во всем мире.
Известность.

9. Искусство.
Древнее, новое.
Удивляет, поражает, дает.
Помогает понять, что тебе нравится.
Мировоззрение.

10. Искусство.
Разное, музейное.
Посещать, любоваться, думать.
У каждого своя точка зрения.
Мысли.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!