СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды осетинскогоДПР

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

Тема занятия: Виды осетинского декоративно-прикладного искусства на примере эскизного проекта.

Характеристика: Занятие проводится по модифицированной программе. Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст учащихся 10-12 лет, 2й год обучения. Количество детей в группе 12 человек. В объединение принимаются все желающие обучиться различными навыками видам рукоделия как девочки, так и мальчики.

Обучающиеся имеют возможность реализовывать свой творческий потенциал, создавая оригинальные неповторимые изделия и участвуя в различных выставках, конкурсах. Также положительным аспектом работы творческого объединения является социальная адаптация обучающихся, обретение навыков общения. Особенно актуально это для детей с ограниченными возможностями, которые также способны, талантливы и имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве и достижениях.

Тип занятия: Получение новых теоретических знаний, комплексно обобщение познавательных сведений.

Цель занятия: Знакомство с основными видами женского осетинского декоративно-прикладного искусств и применение полученных знаний на практике.

углубление эстетического познания о декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах.

-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, формирование нравственных основ личности.

-развитие интереса к декоративно-прикладному искусству народа;

-развитие памяти, творческих способностей и умение систематизировать полученную информацию и применить на практике.

Задачи: Образовательная:

- познакомиться с видами декоративно-прикладного творчества народа;

- показать преемственность поколений в рукоделия;

- уяснить, что без опыта прошлого нет успеха в настоящем;

- развивать познавательные и творческие способности;

- Уметь применить полученные навыки и умения.

Воспитательная:

-воспитывать аккуратность, чувство меры, фантазию, художественный вкус, трудолюбие,

терпеливость, усидчивость;

- пробудить интерес к своим истокам;

-воспитать чувство любви к родному краю.

Развивающая:

-формирование потребности к саморазвитию, самосовершенствованию;

- развитие памяти;

-развитие конструктивных способностей;

-физическое развитие-развитие мелкой моторики рук;

-развитие чувства коллективизма и сотрудничества.

Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом-слушать собеседника, излагать свое мнение, умение договариваться и работать в коллективе

Материалы, оборудование: Эскизный проект-образцы видов декоративно-прикладного искусства, пряжа различных цветов, цветов, ножницы, клей бумажный, тетради рабочие, старинная шаль ручной работы доска, мел, ноутбук.

Этапы урока:

-Организационно-подготовительный:

Добрый день друзья, я рада вас видеть. Сегодня у нас очень интересное занятие, речь пойдет о видах женского декоративно-прикладного искусства известных нам из прошлого и не утративших своего значения и сегодняшние дни.

Давайте вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство и какое оно имеет значение для людей? Да, слово декор-это умение украсить любую вещь, дать ей особое значение, оформить ее. Что такое искусство? Искусство это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность. Прикладное, от слова прикладывать, т. е прикладывать руки, то что делается руками.

Основная часть:

Среди всех видов декоративно-прикладного искусства, которые широко распространены не только у древних осетин-алан, но и у всех народов, далеко не последнее место занимает искусство рукоделие.

На прошлых занятиях мы знакомились с историей возникновения декоративно-прикладного искусства. Если девушка владела навыками ручного труда,она несомненно пользовалась уважением у окружающих, а чем больше техник ей были известны, тем талантливее и искусней она была. Это было необходимостью и искусству рукоделия придавали большое значение в обществе. На сегодняшний день это тоже актуально.

Я думаю, именно поэтому вы с легкостью назовете основные виды декоративно-прикладного искусства.

-вязание спицами;

-вязание крючком;

-плетение тесьмы «Алдынбыд»;

-искусство орнаментики;

-золотое шитье;

-тканное полотно;

-плетение осетинской косынки узлами.

Записываем их в тетради.

Нужно отметить, что это далеко не весь перечень видов декоративно-прикладного искусства. Это лишь самые распространенные и наиболее любимые виды.

Остановимся на вышеперечисленных видах декоративно прикладного искусства поподробнее.

Вязание спицами один из интересных и полезных видов ручного труда. Выполняется как вам известно спицами. Техника его прошла через века, зародилось еще в 3-5 веках н. э. Где брали материал в то время для вязания? Использовалась шерсть-овечья, собачья. Пряже пряли тоже сами. Использовалась и сама кожа. Для этого она нарезалась на нужного размера тесемки, примерно так как это показано на эскизе. Вязание как вы помните придумали мужчины, а женщины всего лишь делали шерсть. Материал конечно же и растительного происхождения-хлопковые нити, вискозные, льняные. В настоящее время и синтетические нити.

Мы уже немного знакомы с этим видом рукоделия и мы можем сказать что к удивлению, все творчество вязания спицами состоит из всего лишь двух основных видов петель-лицевых и изнаночных, а разные их комбинации дают нам в итоге невообразимые волшебные узоры. Вы уже умейте с этими видами петель, которые мы использовали в нашей коллективной работе-на эскизном проекте. В дальнейшем мы научимся и сложным узорам.

Здесь же я хочу сказать о таком виде как техника тканного полотна. Техника тканного полотна очень проста, умея вязать лицевые и изнаночные петли. Просто пряжа пропускается зигзагом между нитями, получается совсем другой вид. Используя цвета различного цвета, можно получить очень интересное решение.

Вязание крючком следующий вид декоративно-прикладного искусства. Это один из наиболее популярных и любимых видов женского рукоделия. Вязание крючком многие предпочитают, считая, что работа крючком выполняется проще, легче. Так же можно выполнить большее количество разнообразных узоров.

Здесь тоже есть основные виды петель, на которых и держится все вязание. Какие это виды петель? Это полу столбики, столбики, и столбики с накидами. Приметно отметить, что история вязания крючком сохранила эти виды петель и кроме как их комбинаций других не придумала. На наших занятиях мы так же будем знакомиться с более сложными техниками.

Так появилось кружево. Это старинный вид вязания, красивейший и очень интересный в исполнении. Есть техники,которые встречаются сразу у нескольких народов. Например, данный вид кружева называют ирландским и а то же время брюссельским кружевом.

«Алдынбыд»-это старинный осетинский вид плетения вручную. Оно было очень распространенно у мастериц – осетинок. Он служил для декорирования женской, но чаще мужской одежды-бурок, пуговиц, обуви, сумок. Как плетут алдынбыд вы немного знайте. Для этого нужно два человека. Один плетет, другой помогает. Можно плести до семи нитей. Это увлекательное, очень занимательное ремесло. В отличии от предшествующих видов рукоделия о которых мы говорили выше, до наших дней оно сохранилось чудом, благодаря владению им очень узкого круга мастериц. Нужно отметить, что здесь важное значение имел цвет. Белый это цвет жрецов, красный - цвет войнов, желтый указывал на тех кто занят хозяйственной деятельностью.

Искусство орнаментики-опять таки искусство орнаментики уходит корнями в далекое прошлое. С древних времен орнамент имеет широкое распространение в народном творчестве. То, что сегодня выглядит простым украшением, имело глубокий жизненный смысл. Орнамент являлся средством выражения мироощущения и имел магоческое значение. Орнамент до сих пор остается одним из основных форм художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Орнамент не имеет самостоятельного значения, он лишь оформляет, украшает изделия. На формирование осетинского орнамента повлияла, несомненно, фантастически красивая природа Кавказа. Присмотревшись можно увидеть очертания птиц, животных, растений, цветов и даже человеческого тела.

Осетинское золотое шитье- это наследие Аланских мастериц. Необычайно красивейший и дорогой вид искусства. Вышивка делается простой иглой. Зародилось оно еще во 2м веке до н. э.! Осетинские женщины не имели себе равных в искусстве золотого шитья. Украшают золотым шитьем в основном праздничную одежду, а так же платочки, кисеты. Это искусство передавали из поколение в поколение. Золотое шитье это национальные сложные узоры со своей символикой. Нить выделывали особенным способом. Как правило нить была золотистого или серебристого цветов. Это великолепие не могут донести нам слайды, где приведены примеры золотого шитья.

Плетение узлами осетинской косынки

Из элементов традиционного женского головного убора осетинок до наших дней дошли большие белые и черные платки ручной работы, украшенные богатым орнаментом. Такие платки осетинки изготавливали с большим вкусом, украшали длинными кистями, богатой вышивкой. Работа над таким платком требовала большого терпения, мастерства и художественного вкуса. В нашей семье сохранился такой платок, связанный моей пробабушкой. Для меня он является бесценным атрибутом. Через него я даже ощущаю связь с моими конями. В этом году воспитанница нашего объединения в этом платке имела возможность продемонстрировать свой наряд под названием «Сарматы» в г. Москва в доме моды С. Зайцева на 20 Всероссийском конкурсе детских театров мод «Детская мода всех времен. Играем в моду», где костюм был высоко оценен. Мы завоевали 2 место. (Слайд).

Обычно девушка задолго до свадьбы начинала плести себе такой платок, так как он должен был стать необходимой принадлежностью ее свадебного костюма. Но такие платки одевали не только невесты, их носили и молодые женщины в особо торжественных случаях – при гостях или, отправляясь в гости. В печальных случаях надевали черный платок. В наше время эти платки вновь обретают популярность. У многих народов издревле существует техника плетения сеточки, известная под названием « филе» или «филейная сетка». Осетинские платки плели по тому же принципу, но вышитый на них орнамент имел четко выраженный национальный характер. Как правило, это был линейно-геометрический или растительный орнамент. Края платка отделывали рисунком с причудливым переплетением ниток, присущим только осетинским платкам. На слайдах видно, как сложна и в то же время как красиво выглядят эти изделия.

Вы внимательно слушали и запоминали, теперь нам нужно немного отвлечься и отдохнуть. - Упражнения для рук, двигательного аппарата: круговые вращения кистей рук, «Замок», «Гости».

- Физминутка для глаз:

1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения.

2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу.

3. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза

4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз.

5. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение).

После физминутки продолжение практической работы.

Практическая часть.

Декорирование плаката эскизного проекта шнуром алдынбыд. Прочитайте на доске поговорку: «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?

Нужно не бояться, а стремиться взяться и выполнить любую работу, даже если на первый раз не все может получиться так, как нам хотелось бы.

После ознакомления с видами декоративно-прикладного искусства, я думаю, что у каждого из вас появилось желание изготовить что-то своими руками. И сегодня такая возможность у вас есть.

Из пряжи различного цвета выберите тот цвет, который по-вашему можно применить для отделки. Разделяемся по два человека. Делаем заготовки тесьмы для декорирования нашего эскизного проекта. Плетем тесьму из 5ти нитей.

Теперь можно их приклеить по краям нашего ватмана. После декорирования работа приобретает совершенно законченный и эстетически приятный вид, а вы получили удовлетворение от выполненной работы.

Анализ работы:

Огромное вам спасибо за урок, вы с интересом слушали и запоминали и как видно, вы прекрасные мастерицы. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием. Мы вспомнили и узнали с вами основные и наиболее распространенные виды женского декоративно-прикладного искусства их значение и подчеркнули их актуальность во все времена и конечно же в наше время. Применили наши знания и умения. Выполнили коллективную работу все вместе.

Приложения

01.10.2016 18:56

© 2016, Хестанова Лариса Касполатовна

Просмотр содержимого документа
"виды осетинскогоДПР"


Скачать

© 2016 848 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!