ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА (III – II ВВ. ДО Н.Э.)
2 класс
Подготовила преподаватель ИЗО
МБУ ДО ДШИ а. Тахтамукай
Саида Юрьевна Джасте
Филипп II Македонский
- Македония была независимым государством Древней Греции, к которой из-за низкого развития ее культуры остальные греческие города относились с пренебрежением. Но царь Филипп II Македонский в конце 4 в. захватывает всю Грецию.
Филипп II Македонский
- Согласно историческим записям, Филипп II был ранен в ногу во время битвы со скифами в 345 г. до н. э. « В этом сражении Филипп был ранен в бедро, и притом так, что оружие, пройдя через тело Филиппа, убило его коня », после чего он хромал всю оставшуюся жизнь
Филипп II Македонский
- Филипп готовил вторжение в Персию, но был убит одним из своих телохранителей.
Александр Македонский
- На смену ему пришел его сын Александр III известный в истории как Александр Македонский. Он продолжил завоевательные походы и основал огромную империю от Дуная до Инда.
- С его именем связывают начало эпохи эллинизма, когда на почве слияния греческой культуры с местными традициями народов Востока родилось качественно новое искусство
Немецкий историк, профессор Берлинского, Кильского, Йенского университетов. Первым обратился к систематическому исследованию эллинизма, введя этот термин. Википедия
Немецкий историк, профессор Берлинского, Кильского, Йенского университетов. Первым обратился к систематическому исследованию эллинизма, введя этот термин. Википедия
Родился:
Родился:
6 июля 1808 г.
6 июля 1808 г.
Умер:
Умер:
19 июня 1884 г. (75 лет)
19 июня 1884 г. (75 лет)
Эллинизм
- Эллинизм (эллинская – греческая культура), этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334—323 до н. э.) завершившегося в 30 г. до н. э. подчинением Египта, до завоевания этих стран Римом. Термин «Эллинизм» введён в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И. Г. Дройзеном .
Иоганн Густав Бернхард Дройзен (6.07. 1808— 19. 06. 1884) — немецкий историк, профессор Берлинского, Кильского, Йенского университетов. Первым обратился к систематическому исследованию эллинизма, введя этот термин
Эллинистическое зодчество
- Эллинистическое зодчество отличают стремление к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения.
Особенность эллинистических городов
- — величественные архитектурные ансамбли, для которых характерны согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада.
Мавзолей в Галикарнасе. Реконструкция.
Архитектурные типы зданий
- Архитектурные типы общественных, жилых и культовых зданий большей частью восходили к эпохам греческой архаики и классики, но интерпретировались в духе времени;
- появились новые виды зданий — библиотеки.
- Самой знаменитой античной библиотекой считалась Александрийская библиотека папирусных свитков. Она насчитывала около 700 тыс. единиц хранения. В 47 г. до н.э. часть произведений сгорела. Остатки были уничтожены в 391 г. вовремя столкновений между язычниками и христианами.
Александрийская библиотека
Мусейоны
- Александрийский мусейон ( греч . место пребывания муз) – научное учреждение, созданное в 3 в. до н.э., в котором занимались исследованиями в области филологии, астрономии, математики, ботаники и зоологии с использованием самого современного для того времени оборудования. Мусейон был разрушен в 3 в. н.э.
Инженерные сооружения.
- «Башня ветров» сооруженная древним ученым-астрономом Андроником из Кирра в середине I в. до н.э. представляет собой древнейшее метеорологическое здание высотой 12 м и диаметром около 8 м, на трехступенчатом основании.
- На замковом камне конусообразной мраморной крыши здания находилась бронзовая фигурка тритона, служившая флюгером. Палочка, которую тритон держал в руке, всегда указывала на направление дующего в данный момент ветра. Для большей ясности в верхней части каждой грани башни были даны рельефные изображения крылатых фигур, олицетворяющих каждая один из восьми ветров, и соответствующие пояснительные надписи – Борей, Кайкяс, Апелион, Эвр, Нот, Липс, Зефир и Скирон.
«Башня ветров» в Афинах.
«Башня ветров» в Афинах.
- Северный ветер — Борей — мужчина в толстой мантии, дующий в изогнутую раковину. Северо-восточный ветер — Кайкяс — мужчина, несущий и опустошающий корзину с градинами. Восточный ветер — Апелион — юноша, придерживающий плащ, полный фруктов и зерна. Юго-восточный ветер — Эвр — бородатый старик, плотно укутавшийся в мантию от стихии.
- Южный ветер — Нот — мужчина, который опустошает сосуд, создавая ливень.
Юго-западный ветер — Липс — мальчик, толкающий корму корабля, обещая хороший ветер для мореплавания. Западный ветер — Зефир — юноша, несущий и разбрасывающий цветы. Северо-западный ветер — Скирон — бородатый мужчина с бронзовым горшком, полным горячей золы и углей.
«Башня ветров» в Афинах.
Лучи на фасаде башни Ветров, бывшие частью системы солнечных часов
- Рельефные фигуры ветров нарушают тектоническую логику архитектурных форм, так как они пересекают линию архитрава. Подобный прием свидетельствует уже об известной утрате понимания логики архитектурной композиции.
- Снаружи на башне были помещены солнечные часы, внутри - механизм для водяных часов - клепсидры. От этого механизма, к сожалению, ничего не осталось, кроме труб и трубопровода, соединяющего его с резервуаром – главным источником Афин. Перед дверьми, ведущими в башню с двух сторон, прежде находились коринфские портики.
- Башня ветров впоследствии послужила прообразом обсерватории Радклиффа в Оксфорде (1794 г.) и одноименной башни в Севастополе (1849 г.).
Александрийский маяк
- был первой башней с сигнальным огнем в истории судоходства и самым выдающимся творением Сострата из Книда, вознесшимся на высоту около 384 фута (высота 42-этажного дома).
- Строительство маяка продлилось 5 лет и в 279 году до н.э. было закончено.
- Он считался одним из семи чудес света, но до нашего времени не сохранился.
- Башня состояла из трёх ярусов.
Александрийский маяк
- (1 уровень) прямоугольная башня высотой 70 м, слегка сужавшийся кверху. Маяк также служил крепостью и в этой башне располагался большой гарнизон, с наблюдательным пунктом для обнаружения неприятеля, поэтому в подземной части находилась цистерна с питьевой водой на случай осады.
- (2 уровень) На прямоугольной башне возвышалась восьмигранная башня высотой около 40 м, облицованная полированными мраморными плитами и сориентированная по направлению восьми главных ветров. Эту часть маяка украшали женские статуи из позолоченной бронзы. Это были не просто статуи, а сложные хитроумные автоматы.
Александрийский маяк
- Одна статуя поворачивалась вслед за солнцем и луной. При восходе протягивала руку в его сторону. Когда солнце или луна прятались за горизонт, рука опускалась.
- Вторая постоянно смотрела на море и во время тумана и непогоды предупреждала трубным звуком, издаваемым золотым рогом.
- Третья стояла на верху гранитных колонн и пристально вглядывалась вдаль. Когда приближался вражеский флот, она поднимала тревогу громким криком.
- Четвёртая указывала направление ветра, как флюгер.
- Пятая - силу морских волн и ветра, передвигая золотые стрелки на огромных синих циферблатах.
Александрийский маяк
- В середине восьмигранной башни имелась шахта с пологой винтовой лестницей и спиральным пандусом, ведущими вверх к осветительной системе. Топливо для огня (смола и масло) доставляли наверх мулами и лошадьми по пандусу.
Александрийский маяк
- (3 уровень) Круглая башня с 8-ю цилиндрическими колоннами. В ней размещалась осветительная система маяка. В фонаре постоянно горел огонь, свет которого усиливался с помощью системы зеркал - отражателей из бронзовых полированных вогнутых пластин. За огнём постоянно следили служители маяка, свет был направлен в море и виден издалека. Идея использования береговых костров для облегчения ориентирования мореплавателей использовалась задолго до строительства Александрийского маяка. Новшеством александрийских инженеров являлось именно использование зеркал-отражателей которые усиливали и концентрировали световой пучок.
Александрийский маяк
- Завершалась крыша куполом, опирающимся на гранитные колонны, на вершине стояла бронзовая скульптура бога морей Посейдона, высотой 7 метров. По некоторым сведениям позолоченная статуя Посейдона имела лицо основателя города – Александра Великого.
- Снаружи маяк был облицован белым мрамором. На строительство было израсходовано 800 талантов.
- Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали. К XII веку н. э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты.
Александрийский маяк
7 чудес света - Александрийский маяк монета Палау.
- В мае 1100 г. он был разрушен почти до основания сильным землетрясением. В 1480 г. мамлюкский султан Кайт-Бей построил на фундаменте маяка крепость, которая стоит поныне и носит имя своего создателя. Крепость впоследствии не раз перестраивалась.
- От одного из семи “чудес древнего мира”, казалось, ничего не осталось, кроме руин, встроенных в Кайт-Бей, где они существуют и поныне, да имени. Поскольку до Александрийского маяка других маяков не было, не существовало и названия для подобных сооружений, поэтому его называли по имени острова, на котором он стоял "Фарос". Это слово впоследствии перешло во все романские языки и стало обозначать любой маяк. Отсюда и современное слово “фара”.
Эллинистический ордер
- Эллинистический ордер отличается свободным отношением к традиционной схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформительной функции за счёт конструктивной.
- В восточно-эллинистическом искусстве греческие ордера подверглись местной интерпретации («псевдокоринфские» капители колонн в Ай-Хануме).
Коринфская капитель храма Зевса в Афинах.
Известняковая капитель колонны из Ай-Ханума.
Изобразительное искусство эпохи эллинизма
Новые направления развития изобразительного искусства: 1. Идеализирующая традиция . 2. Традиция реалистического искусства .
Искусство призвано было прославлять победы царей – новых владык Греции и завоеванных Александром Македонским стран востока.
Искусство воплощало новую идею величия мира , объединенного на громадном пространстве эллинской культуры.
Новые центры скульптурного творчества эпохи эллинизма
- В эпоху эллинизма появляются новые центры скульптурного творчества, это Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Первое поколение скульпторов находилось под влиянием великого мастера Лисиппа.
Пергам
Александрия
Антиохия
Родос
Лисипп
- Придворный скульптор А.Македонского; Создал 1500 статуй;
Геракл и Телефос
Александр Македонский
Отдыхающий Гермес
Геракл, борющийся со львом
Эрот
Сократ
Гермес
Аристотель
Харет из Линда
- Один из учеников Лисиппа, Харет из Линда, прославился созданием знаменитого « Колосса Родосского », еще одного чуда света. Скульпторы все больше грешили гигантоманией.
- Обратимся для начала к истории строительства Колосса Родосского. Согласно древней легенде, Гелиос, бог солнца спас осажденных жителей острова Родос от полководца Деметрия Полиоркета, пытавшегося захватить остров. В итоге, благодаря совету Гелиоса, полководцу пришлось отступить а остров был освобожден.
- В честь этого события в 304 году до нашей эры было принято решение построить огромную статую бога, ставшего покровителем острова, и сохранить на века память о великой победе.
«Колосс Родосский»
- Скульптор Харет решил построить Колосса стоящим во весь рост и вглядывающимся вдаль.
- Над этой небывалой статуей Харет из Линда трудился 12 лет, затратив на ее изготовление более 500 талантов меди и 300 талантов железа (1 талант = 262 кг.).
- Статуя Колосса простояла всего 50 лет, после чего ее разрушило землетрясение в 222 году до н.э. Самым слабым ее местом оказались колени, сразу же дав трещину. Отсюда и пошло знаменитое выражение:"Колосс на глиняных ногах"
- Еще долгое время Колосс лежал на земле, поражая всех своими размерами. Плиний Старший в своих летописях писал, что мало кому удавалось обхватить обеими руками большой палец на руке громадины.
«Колосс Родосский»
- Обломки громадной статуи пролежали на земле около тысячи лет, пока арабы, захватившие в 977 году Родос, не продали его неизвестному купцу, которому пришлось перевозить их на 900 верблюдах
- В 2008 году было принято решение восстановить Колосс Родосский в виде световой инсталляции, на оригинальном месте. Немецкий ценитель искусства Герт Хоф планирует выделить около 200 млн. евро на этот проект. Высота нового Колосса будет выше оригинала — примерно 60-100 метров.
Евтихид
- Другой ученик Лисиппа, Евтихид изваял богиню счастья Тюхе (Тихе) в Антиохии.
Тихе (Фортуна) города Антиохии. Римская копия с греческого оригинала I в. н. э. Ватикан. Богиня увенчана крепостными стенами города, а у её ног плывёт юноша, символизирующий реку Оронт
«Афродита Мелосская»
- Статуя Афродиты с о.Мелос (Милос) или Венера Милосская. 2 в. до н.э. Белый мрамор. Считается, что создателем её является скульптор Агесандр или Александрос Антиохийский (надпись неразборчива). Скульптура представляет собой тип Афродиты Книдской (Венера стыдливая): богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние (впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель, ок. 350 до н. э.). Пропорции — 86х69х93 при росте 164см. Была найдена в 1820 г. на о. Мелос (Милос) в Южной Греции, одном из Кикладских островов Эгейского моря крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение. База с подписью автора также утрачена.
«Аполлон Мусагет»
- существовала также тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения, например, статуя Аполлона Мусагета , начало 3 в. до н. э.
Ника Самофракийская
- Характерные для эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в статуе "Ники Самофракийской", воздвигнутой на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда- то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.
Алтарь Зевса в Пергаме
- Эксцентричность эллинистического зодчества нашла выражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме).
- Алтарь был построен пергамским царём Эвменом II в период между 180-159 гг. до н. э. В его царствование Пергамское царство достигло зенита своего могущества, а Пергам стал соперничать с Александрией за статус главного центра эллинистической культуры.
Фриз алтаря Зевса в Пергаме
- Горельефный фриз алтаря Зевса в Пергаме, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами земли – гигантами.
« Битва Афины с Алкионеем »: богиня со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову лавровым венком. Гигант безуспешно пытается освободиться от руки богини. Афина схватила за волосы громадного крылатого гиганта Алкионея и легко отрывает его от матери-земли Геи. Лица гиганта и Геи полны муки физической и душевной.
«Битва Зевса с Порфирионом»: Зевс ведёт борьбу одновременно с тремя противниками. Поразив одного из них, он готовится метнуть свою молнию в предводителя врагов — змееголового исполина Порфириона.
Нерей, Дорида и Океан
Три мойры своими бронзовыми булавами наносят смертельные удары Агрию и Фоанту.
«Лаокоон»
- Фриз Пергамского алтаря оказал влияние на более поздние античные работы.
- Например, группа «Лаокоона», которая, как доказал Бернард Андре, была создана на двадцать лет позднее пергамского горельефа. Авторы скульптурной группы работали непосредственно в традиции создателей алтарного фриза и возможно даже участвовали в работе над ним (авторы – Агесандр, Полидор и Афинадор).
В основе этой скульптурной группы лежит миф о троянском жреце Аполлона Лаокооне, убеждавшем троянцев не вносить в город деревянного коня и за это задушенный вместе с сыновьями двумя змеями.
«Дары Аттала»
- Это бронзовые скульптурные группы, созданные по заказу Аттала I (царь Пергама 241 до н. э. — 197 до н. э.) в память об его победе над варварами-галлами (галатами).
- Авторы: Эпигон (придворный скульптор), Пиромах, Стратинник и Антигон.
- «Дары Аттала» стояли на Пергамском акрополе рядом со святилищем Афины Никефоры, а их повторения были выставлены на южной стороне Афинского акрополя как дар богам за победу.
- Они изображали сцены гигантомахии, амазономахии, битвы греков с персами и галлами.
«Галл, убивающий себя и свою жену» . Пергамская школа. Мрамор. 3 в. до н. э..
Умирающий галл. Мрамор. 3 в. до н. э. Пергамская школа.
Галл изображён лежащим на щите, нагим, за исключением обруча на шее. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой. Еще одна особенность: в скульптуре точно передан этнический тип галла.
Эллинистическая скульптура
- Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов,
Камея Гонзага. Птолемей II и Арсиноя. Сардоникс. Эрмитаж. Идеализированные образы.
Портрет царя Антиоха III Великого. Лувр
- Создавались гротескные мифологические статуи силенов и сатиров,
«Силен с младенцем Дионисом»
Пракситель. Отдыхающий сатир
терракоты Танагры
- или горделиво величественных образов терракот Танагры,
- острохарактерных изображений стариков,
Старый рыбак. Александрийская школа. 2 в. до н. э.
«Старый учитель»
- драматических «портретов философов».
Демокрит - древнегреческий философ, основоположник атомизма.
Аристотель систематизатор античной философии.
Портрет философа.
2 в. до н. э.
Жанровое направление в эллинистической скульптуре
«Приглашение на танец»
« Мальчик с гусем»
« Пьяная старуха »,
« Танцовщица с кастаньетами »
«Спящая торговка»
Садово-парковая скульптура
- Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями покоя.
Мозаика
- В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения и более строгая, классицизирующая.
«Битва при Иссе Александра Македонского с Дарием III» - фрагмент мозаики из "Дома фавна" в Помпеях; римская копия картины Филоксена кон. IV в. до н.э.
Охота на льва
Живопись
- В живописи встречались бытовые,
- пейзажные, мифологические,
Вилла мистерий
Одиссей обнаруживает переодетого Ахилла
Медея
Вопросы для повторения
с пренебрежением
- Как относились к Македонии в Древней Греции?
- Что принесла империя Александра Македонского на Восточное Средиземноморье и в Западную Азию?
- Кем и когда введён в историографию термин «Эллинизм»?
- Какое самое выдающееся творение (инженерное сооружение) Сострата из Книда вы можете назвать?
- Назовите скульптурное чудо света эпохи эллинизма, кто его автор?
Эллинизм
И. Г. Дройзеном
Александрийский маяк
Колосс Родосский, автор – Харет из Линда
Вопросы для повторения
- Какие еще скульптурные памятники эллинизма вы можете назвать?
- В каком горельефном фризе очень ярко показаны драматизм, экспрессия и патетическая страстность?
- Какими статуями представлено жанровое направление в эллинистической скульптуре?
- Какая скульптура получила широкое развитие в эпоху эллинизма?
богиня счастья Тюхе,
Афродита Мелосская,
Аполлон Мусагет
Фриз алтаря Зевса в Пергаме
«Мальчик, душащий гуся», «Пьяная старуха», «Танцовщица с кастаньетами», «Спящая торговка», «Приглашение на танец»
садово-парковая скульптура
источники
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.: Искусство. – Вып. 1, 1985, С. 90–97;
- Мэйсон Энтони. Древние цивилизации. Иллюстрированный атлас для детей. Пер. с англ. Е. Б. Щабельской. – М.: Оникс, 1997, С.42–43;
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. В.К. Ронина. – М.: Высш. Шк., 1990, С. 167–174;
- Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. – М.: Искусство, 1989, С. 253–283.
- http ://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/3_1_2_Iskusstvo_Drevnej_Grecii_Jellinizm.html
- http://www.ancientcity.ru/goroda-drevney-gretsii/rodos.html
- http://www.sno.pro1.ru/lib/ha/illustr/orig/242.html