СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интерактивные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей из опыта работы на республиканском конкурсе "Инноватор-педагог 2017г". 

Просмотр содержимого документа
««Интерактивные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания».»

Лекция на тему «Интерактивные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания». Учитель истории и обществознания ГБОУ «ЧРССШИОР им Д.П. Коркина» Прокопьев В.Н

Лекция на тему «Интерактивные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания».

Учитель истории и обществознания ГБОУ «ЧРССШИОР им Д.П. Коркина» Прокопьев В.Н

Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.  Китайская пословица   Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда. Китайская пословица

  • Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям. Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.

Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.

Пассивный метод обучения Учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы-это лекция, чтение, опрос.

Пассивный метод обучения

Учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы-это лекция, чтение, опрос.

Активный метод обучения Обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

Активный метод обучения

Обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

Интерактивный метод обучения Обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Интерактивный метод обучения

Обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Парная работа.  В заимопроверка, например, знания исторических дат  (устный опрос или письменный), затем учащиеся оценивают друг друга;
  • Парная работа. В заимопроверка, например, знания исторических дат  (устный опрос или письменный), затем учащиеся оценивают друг друга;
Прием парной работы  «Хочу спросить» Ученик задает любому из класса свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, ученик, не давший правильного ответа, выбывает из игры, игра детям очень нравится, полезна при работе с текстом.

Прием парной работы «Хочу спросить»

  • Ученик задает любому из класса свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, ученик, не давший правильного ответа, выбывает из игры, игра детям очень нравится, полезна при работе с текстом.

Прием парной работы «Горячий стул» Ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают, он выбирает самый интересный для него вопрос - при этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу), особенно удачно этот прием проходит в 5-6 классах

Прием парной работы «Горячий стул»

  • Ученики, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший ученик садится на «горячий» стул перед классом, отвечает на вопросы одноклассников, затем ученики его оценивают, он выбирает самый интересный для него вопрос - при этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу), особенно удачно этот прием проходит в 5-6 классах
Игра «Аукцион» Каждый желающий стать кандидатом в победители должен назвать новое, не названное ранее понятие из заранее оговоренного круга. Кто назовет последнее – победил.

Игра «Аукцион»

  • Каждый желающий стать кандидатом в победители должен назвать новое, не названное ранее понятие из заранее оговоренного круга. Кто назовет последнее – победил.
Прием «Альтернатива» После изучения нового материала, учащиеся, разделенные на группы, должны написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Этот прием позволяет не только проверить усвоенные знания, но и способствует развитию образного восприятия ушедших эпох, людей, судеб, воспитанию толерантности.

Прием «Альтернатива»

  • После изучения нового материала, учащиеся, разделенные на группы, должны написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Этот прием позволяет не только проверить усвоенные знания, но и способствует развитию образного восприятия ушедших эпох, людей, судеб, воспитанию толерантности.
Прием «Оставьте комментарии»

Прием «Оставьте комментарии»

Проектная работа в 7 классе после изучения темы «Виды и формы бизнеса» очень интересно и полезно проходит проектная работа «Мой (или наш) бизнес план». Важно, чтобы ребята проектировали свой бизнес –план исходя из реалий окружающей действительности. Например очень популярна среди ребят тема «Открытие магазина спортивных товаров в Чурапче» или «Молодежное кафе в Чурапче».

Проектная работа

  • в 7 классе после изучения темы «Виды и формы бизнеса» очень интересно и полезно проходит проектная работа «Мой (или наш) бизнес план».
  • Важно, чтобы ребята проектировали свой бизнес –план исходя из реалий окружающей действительности. Например очень популярна среди ребят тема «Открытие магазина спортивных товаров в Чурапче» или «Молодежное кафе в Чурапче».
Прием «Машина времени» Ученики 5-6 классов с удовольствием выполняют мини сочинения на такие темы как «Один день в Древнем Риме», «Я участник Куликовской битвы», «Воспоминания монгола в 1240г» и тд.

Прием «Машина времени»

Ученики 5-6 классов с удовольствием выполняют мини сочинения на такие темы как «Один день в Древнем Риме», «Я участник Куликовской битвы», «Воспоминания монгола в 1240г» и тд.

Прием «Создай свой демотиватор» Демотива́тор (демотивационный постер) — разновидность настенного  плаката . Демотиватор  пародирует   мотиваторы (плакаты, предназначенные для создания рабочего настроения), используя схожие с мотиваторами изображения, но с подписями.

Прием «Создай свой демотиватор»

  • Демотива́тор (демотивационный постер) — разновидность настенного  плаката . Демотиватор  пародирует   мотиваторы (плакаты, предназначенные для создания рабочего настроения), используя схожие с мотиваторами изображения, но с подписями.
Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии Отрицательные стороны  Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся  Трудности установления дисциплины и ее поддержания  Строгий лимит обучающихся  Объем изучаемого материала небольшой  Требуется большое количество времени   Положительные стороны Расширение ресурсной базы  Высокая степень мотивации  Максимальная индивидуализация обучения  Акцент на деятельность, практику  Широкие возможности для творчества  Прочность усвоения материала

Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии

Отрицательные стороны

Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся

Трудности установления дисциплины и ее поддержания

Строгий лимит обучающихся

Объем изучаемого материала небольшой

Требуется большое количество времени

Положительные стороны

Расширение ресурсной базы

Высокая степень мотивации

Максимальная индивидуализация обучения

Акцент на деятельность, практику

Широкие возможности для творчества

Прочность усвоения материала

Заключение  В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.  Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.  

Заключение

В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!