СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Мастер - класс ,

выступление на научно - практической конференции

"Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

учителя истории и обществознания

Париновой Екатерины Евгеньевны

от 29.03.2017 

Просмотр содержимого документа
««Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории»»

Мастер - класс ,

выступление на научно - практической конференции

"Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

учителя истории и обществознания

Париновой Екатерины Евгеньевны

от 29.03.2017

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории»

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики».

Л.Н. Толстой

Этот эпиграф выбран мною не зря, так как интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем.



  • Цель мастер-класса: повышение мотивации педагогов к применению интерактивных методов обучения. 

  • Задачи:

Напомнить коллегам понятием “интерактивное обучение”, а так же показать методы и приемы интерактивного обучения, применяемые на уроках истории.

Вашему вниманию хочу представить разработки игр для организации учебного процесса и внеклассной работы по истории, которые я применяю на своих уроках. Они не требуют длительной подготовки, просты в организации и не нуждаются в особом реквизите .

Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача формирования у учащихся активного подхода к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно получать новую информацию, перерабатывать (систематизировать, анализировать) полученные знания, ставить и решать проблемные задачи; при этом важно создавать ситуацию успеха.

Таковым является интерактивное обучение.  Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога

То есть, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Существует большое многообразие интерактивных методик. Я выбрала наиболее приемлемые для уроков истории и наиболее популярные при обучении истории.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1) пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы-это лекция, чтение, опрос.



2) активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.



3) интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”), таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают собой обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.








Основные характеристики интерактивного обучения:

-комфортные условия, при которых ученик чувствует свою успешность;

- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

- стоит задача – не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;

- все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения;

- развиваются коммуникативные умения и навыки;

- применяется индивидуальная, парная и групповая работа и разнообразные приемы деятельности;

- обсуждаемые темы неоднозначны.

Меня, как учителя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных учеников, мне эта форма работы интересна самой и поэтому в последние годы я стараюсь все больше внедрять в преподавании истории интерактивное обучение.

Главная цель всех педагогических приемов - научит учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результаты своей работы.

Мне хотелось бы познакомить вас с методами и приемами, которые можно использовать в разных классах и на разных этапах урока.



«Эпиграф»

В начале урока ученикам предлагается осмыслить эпиграф, написанный на доске, и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока. Учащиеся самостоятельно формули­руют тему урока.

Например: О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Учащиеся сразу понимают, что речь идет об отрывке из "Медного всадника" А.С.Пушкина и тема урока будет связанна непосредственно с преобразованиями Петра Великого.

    Далее я приведу некоторые примеры из своей практики: интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке;

«Корзина идей, понятий, имен...»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

  2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетра­ди все, что знает по той или иной проблеме (строго индивиду­альная работа, продолжительность 1-2 минуты).

  3. Затем происходит обмен информацией в парах или груп­пах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (груп­повая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это об­суждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

  1. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно све­дение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (состав­ляется список идей).

  2. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учите­лем в «корзинке идей» (без комментариев), даже если они оши­бочны. В «корзину идей» можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логи­ческие цепи.

  3. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


«Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизиро­вать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «Корзина...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показы­вающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кла­стер» в переводе означает «гроздь, пучок, созвездие». Составле­ние кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные сто­роны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной дея­тельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного ма­териала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что уча­щиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации ин­дивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.Например:

«Час редактора»

А. Группы получают исторический текст по изучаемому ма­териалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты...

Используя на уроке данное задание, вы не только можете проверить знания учащихся как в группе, так и индивидуально, но и подготовить учеников к выполнению аналогичных заданий на ЕГЭ.

Б. Задание может быть усложнено тем, что в одном тексте даётся перепутанная информация, связанная с разными собы­тиями. Необходимо разделить данный текст на две статьи, допол­нить недостающей информацией, чтобы получился логичный текст, наиболее полно отражающий те или иные исторические события.

В. Учащиеся, работающие в группах, должны найти истори­ческие неточности в тексте и исправить все ошибки в тексте.

Пример 1: Тема урока: Петр I. Россия на рубеже веков.

Задание .Текст с ошибками. Найди ошибки в предложенных текстах. Подчеркни их. Устно исправь их. Объясни свой выбор.

Детство и юность Петра I.

«Петр был сыном царя Федора Алексеевича и Марии Милославской. После смерти царя правительницей стала старшая родная сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу, где Петр изучал военное дело. Он создал два игрушечных полка - Семеновский и Преображенский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».

Пример 2: Тема: Усиление Московского княжества.

Задание: заполните пропуски в тексте ,предварительно проработав с текстом учебника на с.43.

Иван получил свое прозвище от …….. .

В…… году он помог хану ……… подавит восстание против ордынцев в г. ………. .

За что и получил ……… и право собирать …… для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел ……….. в русских землях, набеги ………. прекратились.

Московское княжество при Иване Калите стало ……………. в Северо –Восточной Руси

ОТВЕТ: Иван получил свое прозвище от названия кошелька(«калита» –денежная сумма).

В 1327 году он помог хану Узбеку подавит восстание против ордынцев в г. Твери. За что и получил ярлык и право собирать дань для Орды с подвластных земель.

Иван Калита навел порядок в русских землях, набеги ордынцев прекратились.

Московское княжество при Иване Калите стало сильнейшим в Северо –Восточной Руси.

Как говорил великий педагога А.С.Макаренко "У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворять".

Игра «Занимательные задачи»

Для облегчения запоминания дат, нужно чтобы дата обязательно сочеталась с событием, чтобы учащиеся могли от чего-то оттолкнуться. Для облегчения данной работы представляю разработки занимательных задач по истории. Причем задачи построены так, что, не зная событие, можно оттолкнуться от другого, призвать на помощь математику и решить. Решив задачу, у учащихся складывается алгоритм действия, выявляется причинно-следственная связь, и учащиеся легко запомнят даты. Для примера приведу следующую задачу.

Задача № 1

Указом Петра I в России было введено европейское летоисчисление. До этого счет годам велся от сотворения мира. В Европе счет годам велся от Рождества Христова. Известно, что разница между сотворением мира и Рождеством Христовым составляет 5508 лет. Какому году от сотворения мира соответствовал 1700 год от Рождества Христова?

Решение № 1

5508 + 1700 = 7208 год



Задача №2.

А следующую задачу попробуйте решить сами. (слайд 16)

На этом месте в устье Невы выдающийся новгородский князь разбил шведов. А спустя 463 года здесь застучали топоры, по приказу царя началось строительство новой столицы? (слайд 17)

1. О каком князе идет речь, и когда произошло это событие?

2. По приказу, какого царя началось строительство новой столицы?

3. Когда была заложена новая столица, и как ее назвали?

4. Что связывает два этих события?

Решение задачи № 2 (слайд 18)

1. Александр Ярославич (Невский); 1240 — Невская битва.

2. Петр I.

3. 1240 + 463 = 1703, где 1240 — Невская битва; 1703 — основание Санкт-Петербурга.

4. 1240 — битва со шведами; 1703 год шла Северная война (1700 —  1721) в которой Россия также воевала со шведами.

Данная задача позволит запомнить не так, что Санкт-Петербург основан в 1703 году, а основан в третью годовщину Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход к морю. Что город основан на том месте, где Александр Ярославич в 1240 году разбил шведов, что Санкт-Петербург был основан не по прихоти царя, а государственной необходимостью.



Задача 3: Галльские жрецы нашли безотказный способ быстрой мобилизации воинов в случае войны. Для этого они приносили в жертву только одного человека. Какого?

Ответ: Пришедшего последним.

Задача 4: Магическое число 333, составляющее половину от "звериного числа Апокалипсиса" (666) обладает одним любопытным свойством: до сих пор не найдено ни одного подлинного исторического документа, датированного "333 год до Рождества Христова". Сможете объяснить, почему?

Ответ: Летоисчисление "от Рождества Христова" было введено римским аббатом Дионисием Малым лишь в 525 году нашей эры, поэтому и документов, датированных "333 год от Р.Х." быть не может. Тогда этого летоисчисления по просту не было, а само число 333 здесь не причём.

Конкурс “Блеф–клуб”

Суть игры – участники должны ответить верят они или нет в то или иное утверждение. И я с вами проведу эту игру. Ответьте, пожалуйста на вопросы:

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?

(Нет. Александр II является племянником Александра I.)

3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?

(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?

(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)

5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.

(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)

6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались? (Да)

7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?

(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению).

Данная игра тоже интересна для учащихся, они с удовольствием принимают в нем участие.

«Архивариус»

После изучения нового материала учащиеся, разделённые на группы, должны написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Например: «Взгляд на Граждан­скую войну глазами участников "белого", "красного", "зелёно­го" движений, а также представителей творческой интеллиген­ции». Этот приём позволяет не только проверить усвоенные знания, но и способствует развитию образного восприятия ушедших эпох, людей, судеб, воспитанию толерантности.

Например: Тема: Столетняя война 1337 - 1453

А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне, для этого сыграем в ролевую игру. Класс делится на три творческие группы.

  • Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 20, от имени французского воина охарактеризуйте свое войско.

  • Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 20, от имени английского воина характеризуйте свое войско.

  • Задание для третьей группы: выполните роль экспертов и определите, в чью пользу должны сложиться боевые действия

«Представление к награждению»

Учащиеся, работающие в группе, должны подготовить пред­ставление к награждению исторического лица, защитника Отечества, деятеля культуры и науки. Представление должно содержать весомые аргументы, доказательства заслуг награж­даемого лица перед Отечеством.

«Обмен знаниями»

Класс делится на группы, перед которыми учитель ставит равнозначные проблемы в рамках темы урока. Затем каждая группа самостоятельно изучает свой вопрос по источникам и готовит выступление перед классом. В итоге происходит обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят с результатами своей работы. Во время выступления представи­телей других групп учащиеся являются не пассивными слуша­телями, а выполняют разные варианты заданий, предварительно подготовленные учителем: заполнение таблиц; использование рабочего листа; «распаковка кластера» и другие.

В ходе работы ученики осваивают такие умения, как извле­чение и систематизация информации, анализ исторических про­цессов и явлений, публичная презентация, оценивание деятель­ности своих товарищей.

Синквейн

В переводе с французского слово «синквейн» означает «сти­хотворение, состоящее из пяти строк», которое пишется по оп­ределенным правилам.

1-я строка - существительное (название темы).

2-я строка - два прилагательных (определение темы).

3-я строка - три глагола, показывающих действия в рамках темы.

4-я строка - фраза из 4 слов, показывающая отношение авто­ра к теме.

5-я строка - вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.

В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Составление синквейна позволяет раз­вивать творческое мышление, выражать свое отношение к изу­чаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Пример1: Петру І

Пётр

Великий могучий

Выиграл , обучил, создал

Сделал Россию европейской державой

Император

Пример 2:Екатерине ІІ

Екатерина

Вторая Великая

Воевала, строила, создавала

Помню, уважаю, буду помнить

Мать Отечества



"Мозговой штурм"

это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей.

Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом

называя идеи, нельзя повторяться;

чем больше список идей, тем лучше;

подходить к решению проблемы с разных сторон.

Вторая группа – аналитики, получают от первой группы списки вариантов и не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по их мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два, третья – один. Идея, набравшая наиболее большее количество голосов, и есть - решение.

Задачами мозгового штурма являются:

включение в работу всех членов группы;

определение уровня знаний и основных интересов участников;

активизация творческого потенциала участников.

Во время проведения мозгового штурма педагог выступает в роли “заказчика”. Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей.

При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Дискуссия – специфическая форма беседы, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме.

  • форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией);

  • симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме);

  • дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение);

  • судебное заседание” (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела);

  • аквариум”(Учитель делит класс на 3 группы. Обычно они располагаются по кругу в виде аквариума. При обсуждении первая группа говорит, вторая - слушает, третья - замечают их ошибки, добавляют, исправляют. )

"Интервью"

Также учащимся предлагается инсценировать интервью с исторической личностью, это могут быть Иван Грозный, Петр I, А.Суворов, Степан Разин и др. Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист;

Интервью в 6 классе по теме "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед учащимися ставится задача - восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы;

Следующие интерактивные методы, используемые на уроках истории -это:

Сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов. Эти виды работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания.

" Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как...",

«Бизнес – это удел молодых, так как…» и т.п;

Например (фрагмент урока истории России ,6 класс): Зарождение родового строя
(Третья группа представляет свою работу в форме фантастического рассказа. Группа художников может оформить комиксы по этому рассказу.)

План фантастического рассказа «Как я попал в первобытный мир»

Сон ученика 6 класса, заснувшего над учебником истории.

1.Изменение условий жизни на Земле около 80 тыс. лет назад.

  • Начало ледникового периода.

  • Лед сковал север Европы, Азии, Северной Америки.

  • Изменение природных условий: тундра и холодные степи.

  • Теплолюбивые животные и растения исчезли.

  • Появление новых животных: мамонтов, бизонов, шерстистых но­сорогов, северных оленей, диких лошадей.

2.Попытки человека приспособиться к новым условиям:

  • появление загонной охоты;

  • «приручение» огня;

  • изменение техники обработки камня;

  • совершенствование орудий труда;

  • разделение труда между мужчиной и женщиной;

  • изменение физического облика человека;

  • появление родовой общины;

  • характерные черты родовой общины;

  • первобытное общество: отличительные черты.

Пробуждение ученика и его блестящий ответ на уроке истории.

 

Например(фрагмент урока истории России, 6 класс):Совершенствование орудий труда

  • Представьте, что вы попали на экскурсию в музей, экспозиция которого посвящена древним орудиям труда.

(Четвертая группа представляет свою работу в форме экскурсии, используя подготовленные учителем слайды.)

Слайд 1. Изменились климатические условия — закончился ледниковый период. Многие животные не смогли приспособиться к новым условиям (например, мамонты).

Слайд 2. Изменились занятия древних людей — больше внимания они были вынуждены уделять собирательству и рыболовству.

Слайд 3. Загонную охоту сменила охота из засады.

Слайд 4. Появились микролиты — орудия труда из составных пласти­нок, а также наконечники копий и дротиков, гарпуны, бумеранги, лук и стрелы, рыболовные снасти и т. д.

Слайд 5. Используя более совершенные орудия труда, человек стал лучше обеспечивать себя продовольствием, повысилась его безопас­ность.

Слайд 6. Появились новые средства передвижения: лыжи, сани, лод­ки, и человек смог быстрее осваивать новые территории.

Интерактивный урок предполагает широкое использование разнообразных приемов. Назову еще приемы, которые прочно вошли в практику моей работы:



  •  «Минута разминки»: формы могут быть разные: блиц-опрос, «хронологический диктант»,»исторический диктант», кроссворд, открытый микрофон, тест и др.

  • «Огонь по стоящим»- вопросы задаются стоящим у доски нескольким ученикам.

  • «Повторение с расширением»: ученики самостоятельно готовят и задают вопросы учителю или одноклассникам, расширяющие и дополняющие изучаемый материал.

 Через  интерактивное обучение  я выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности,  причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Вот некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания:

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.

  2. Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение учеников за активное участие в работе.

  3. Количество учащихся не должно быть не много (не более 25). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме.

  4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

  5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.

  6. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.

А теперь рассмотрим положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии:

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Расширение ресурсной базы

Высокая степень мотивации

Максимальная индивидуализация обучения

Акцент на деятельность, практику

Широкие возможности для творчества

Прочность усвоения материала

Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся

Трудности установления дисциплины и ее поддержания

Объем изучаемого материала небольшой

Требуется большое количество времени

Сложность индивидуального оценивания



В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.


Послесловие

  • Использование интерактивных методов и приемов - это не самоцель.Важен результат.

  • Учитель должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

  • Разнообразные методы и приемы повышают мотивацию обучения и интерес учащихся к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в школьниках чувст­во собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

И в завершении своего выступления, хочу привести своеобразную «мудрость в назидание»:


"Настоящий урок - это совместный поиск истины учителем и учеником, лаборатория культуры мышления. Где этого нет, там скука..."

Т. И. Гончарова

Уважаемые коллеги, я желаю чтобы ваши уроки не были скучными не для вас не для ваших учеников.


Литература

  1. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории [Текст] / Е. Е. Вяземский. - М. : Владос, 2003.

  2. Коростылева, Л. А. Психологические барьеры и готов­ность к нововведениям [Текст] / Л. А. Коростылева. - СПб., 1996.

  3. Кукушина, В. С. Педагогические технологии [Текст] / В. С. Ку-кушина. - Ростов н/Д. : МАРТ, 2002.

  4. Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения: спец. семинар для учителей [Текст] / Т. А. Мясоед. - М., 2004.

  5. Пидкасистый, П. И. Технологии игры в обучении и развитии [Текст] : учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. -М. : Роспедагентство, 1996.

  6. Суворова, К Г. Интерактивное обучение: Новые подходы [Текст] / Н. Г. Суворова. - М. : Прогресс, 2005.

  7. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Текст] / А. В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2004. - С. 240.

  8. Т. И. Сечена и др., Справочник учителя истории и обществознания/ авт.-сост. Т. И. Сечена. Волгоград: Учитель, 2013.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!