СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивное занятие для школьников «стань командой!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель интерактивного мероприятия: 

  • Сплочение класса
  • Командообразование

Просмотр содержимого документа
«Интерактивное занятие для школьников «стань командой!»»

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

«СТАНЬ КОМАНДОЙ»


Цель интерактивного мероприятия:

  • Сплочение класса

  • Командообразование


Продолжительность занятия: 1 час 30 минут.


СХЕМА ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ:


/№

Время

(мин)

Активность, форма работы

Материалы

10

Введение в тему тренинга, бриф-опрос


5

Упражнение «Мой портрет»

Листочки А5 по числу участников, фломастеры, мешочек из ткани.

15

Упражнение «Общий счет» или упражнение «Счет по порядку»

(упражнение выбирается на усмотрение ведущего или даются сразу оба, если группа легко справилась с одним)


15

Упражнение «Единый механизм»


10

«Камень – ножницы – бумага»

Ватман, фломастеры, клей, листы А4

15

«Остров»

Канат, толстая веревка/листы газеты

15

«Спасибо»

Мешочек с рисунками из задания «Мой портрет»

5

Рефлексия



ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИИ

  1. Введение в тему тренинга, бриф-опрос.

Ведущий говорит примерно следующее:

Сегодня мы поговорим на тему команды.

  • Что такое команда? – бриф-опрос (ассоциации).

  • Что делает команду командой?

  • Насколько это важно и почему?

Помимо обучения, классу приходится еще решать какие-то общегрупповые задачи, добиваться общей цели, а также общаться друг с другом.

  1. Упражнение «Мой портрет».

Ведущий дает инструкцию: «Сейчас я раздам каждому из вас лист бумаги и фломастер. Ваша задача – за 3 минуту нарисовать свой «портрет» - образ в виде метафоры (символа, эмблемы, знака, чего угодно). На рисунке нужно будет так же написать свое имя, а если в классе есть повторяющиеся имена, но и фамилию».

Ведущий с помощью кого-то из участников раздает листочки формата А5 и фломастеры. Через минуту, когда рисунки выполнены, ведущий дает задание свернуть листочек 8 раз рисунком внутрь, после чего с загадочным видом достает мешочек и молча проходит по кругу, собирая рисунки. Затем ведущий так же хитро убирает мешочек в сторонку со словами «Пусть пока полежит».

  1. Упражнение «Общий счет» или упражнение «Счет по порядку»

Упражнение выбирается на усмотрение ведущего или даются сразу оба, если группа легко справилась с одним.

Все участники стоят в кругу лицом друг к другу.

Ведущий дает следующую инструкцию: «Задание очень простое. Вам предстоит сосчитать по порядку от 1 до (крайнее число равно количеству участников. Например, от 1 до 25, если сейчас на тренинге 25 человек). Номера нужно будет называть по порядку, но вы друг за другом (как стоите) называть их не можете. Каждый номер может быть назван только одним человеком. Если какой-то номер называется хором, все начинаем с начала. Нельзя заранее договариваться о последовательности. Один участник может назвать номер только один раз. Таким образом каждый должен назвать по одному номеру. Игра продолжается до тех пор, пока вы не сосчитаете без ошибок и нарушений от 1 до …. Начали!».

В ходе упражнения ведущий следит за тем, чтобы группа соблюдала правила: номера назывались по порядку, один номер называет один участник (а не в два, три и т.д. голоса); участники не называют номера; если один раз уже назвали, участники не договариваются и не обмениваются знаками.

Если в ходе упражнения у группы возникают трудности, ведущий берет стоп-кадр и задает группе вопросы:

- Как вам кажется, что сейчас происходит?

- Какие есть идеи, почему не получается? (шумно, никто никого не замечает, нет сосредоточенности, нет нацеленности на результат)

- Что можно изменить, чтобы группа справилась с заданием?

Обсуждение упражнения:

- Что помогало взаимодействовать друг с другом?

- На что похоже упражнение в реальной жизни? Как вы обычно взаимодействуете друг с другом?

- Какие качества, необходимые в команде, проявились в упражнении?

Упражнение «Кратное трём! Считаем до 33!»

Участники стоят в кругу лицом друг к другу.

Ведущий дает следующую инструкцию: «Задание очень простое: вам сейчас предстоит считать от 1 до бесконечности, названия номера по порядку и в том порядке, как вы стоите (друг за другом). НО! Если вам попадается цифра 3, или цифра, делящаяся на 3, или цифра, которая содержит в себе цифру 3, вы ее не называете, а молча делаете хлопок. Если кто-то сбивается или произносит цифры про тройку вслух, или забывает хлопнуть, все начинаем сначала. Есть вопросы? Все ли понятно? Поехали!».

Основная сложность для группы – ряд от 30 до 40 (десять хлопков подряд и громкое «40»). Дальше упражнение можно не продолжать.

Если в ходе упражнения у группы возникают трудности, ведущий берет стоп-кадр и задает группе вопросы:

- Как вам кажется, что сейчас происходит?

- Какие есть идеи, почему не получается? (шумно, никто никого не замечает, нет сосредоточенности, нет нацеленности на результат)

- Что можно изменить, чтобы группа справилась с заданием?

Обсуждение упражнения:

- Что помогало взаимодействовать друг с другом?

- На что похоже упражнение в реальной жизни? Как вы обычно взаимодействуете друг с другом?

- Какие качества, необходимые в команде, проявились в упражнении?

  1. Упражнение на совместную деятельность «Единый механизм».

Участники садятся на свои места.

Ведущий дает инструкцию: «Знаете ли вы, что такое механизм? Приведите примеры механизмов (участники называют) Что общего у всех механизмов? Что делает механизм механизмом? (взаимосвязь и слаженная работа частей).

Следующее задание для вас будет таким: вам предстоит создать модель любого механизма, в котором каждый из вас будет играть роль одной из частей, и продемонстрировать мне его работу.

Для начала в течение 3 минут вам нужно всем вместе обсудить и договориться, какой механизм вы будете строить. Далее у вас будет 10 минут на строительство. Готовы? Время договариваться! (3 минуты)

Ведущий следит за процессом переговоров и если у группы ничего не получается, берет стоп-кадр и задает группе следующие вопросы:

- Как вам кажется, что сейчас происходит?

- Какие есть идеи, почему не получается? (шумно, никто никого не замечает, нет сосредоточенности, нет нацеленности на результат)

- Что можно изменить, чтобы группа справилась с заданием?

Если все идет хорошо, через 3 минуты группа называет ведущем, какой механизм она будет строить.

Через 20 минут ведущий просит участников продемонстрировать механизм в действии. В ходе «работы» механизма ведущий вправе подойти к каждому участнику и спросить «какая ты деталь?», «в чем твоя роль в механизме?».

Ведущий может так же выводить из механизма участников и спрашивать у всех остальных, работает ли механизм без этой детали, изменилось ли что-нибудь.

Обсуждение упражнения:

- Легко или сложно вам было? Что было самым сложным?

- Легко ли было на этапе обсуждения механизма? Сразу ли пришли к единому мнению? Что вам в этом помогало? Что мешало?

- Как вам было строить механизм? Что было самым сложным? Что бы вы сделали по-другому в следующий раз?

- На что похоже упражнение в реальной жизни? Как вы обычно взаимодействуете друг с другом?

- Какие качества, необходимые в команде, проявились в упражнении?

  1. Упражнение на достижение общей цели «Камень – ножницы – бумага».

Все участники делятся на пары. Лучше, если это будет сделано методом расчета первый-второй, чтобы пары получились смешанные. Ведущий дает инструкцию и говорит примерно следующее: все вы знаете игру «камень-ножницы-бумага» или су-е-фа. Всем вам известен главная цель этой игры - победить соперника, выбросить более сильную фигуру. У нас все будет наоборот. Вы должны, не договариваясь, выбросить одинаковую фигуру. Начинать с ножниц запрещено! После того, как вам это удастся, вы возьметесь за руки и сделаете высокий прыжок вверх с возгласом «Ура!». Готовы? Начали!».

После того, как все пары справились с заданием и «отпраздновали», ведущий объединяет пары в четверки и дает то же задание. Затем – в шестерки, в восьмерки и наконец весь класс встает в один круг. Задание то же – не договариваясь выбросить одинаковую фигуру. Ножницы на первом этапе запрещены. После того, как класс справляется с заданием, все дружно берутся за руки, подпрыгивают и кричат «Ура!».

Обсуждение упражнения проводится по той же схеме, что и упражнения выше.

Примечание: ведущий может сразу построить участников в круг и дать самое сложное задание – су-е-фа на всех. Сам ведущий может также встать в круг с участниками и играть роль Джокера, усложняя участникам выполнение упражнения.

  1. Упражнение на поиск совместного решения «Остров».

Ведущий просит всю группу встать в одну кучу как можно теснее друг к другу и обвивает «кучу» на уровне пола один раз плотным канатом, завязав узел. Далее ведущий просит всех выйти из круга.

Фабула: Далеко-далеко на просторах бескрайнего Тихого океана есть маленький остров. С каждым годом уровень воды в океане повышается, затапливая островок. За последнее время он уменьшился вот на столько (ведущий уменьшает кольцо из каната на пару сантиметров). Ваша задача – разместиться на острове, который уменьшился. Все участники должны быть внутри. Ничья пятка не должна стоять на веревке. Готовы? Начали!».

После того, как участники справятся с заданием, ведущий может уменьшить остров еще два раза.

На этом задании важно, чтобы у всех участников было удобная одежда и обуви, вокруг не было предметов с острыми углами. Желательно, чтобы на полу было мягкое покрытие.

Обсуждение упражнения проводится по той же схеме, что и упражнения выше.

  1. Упражнение на установление доверия «Благодарность».

Участники вновь возвращаются на свои места в круг. Ведущий достает из укромного места мешочек с рисунками, которые участники рисовали в первом задании. Каждый участник вытягивает из мешочка по одному свернутому рисунку. Если кому-то достается свой листочек, записка возвращается в мешочек и берется другая.

После того, как все листочки разобраны, ведущий предлагает участнику, сидящему рядом (№1), обратиться к тому, чей рисунок ему достался (№2), и сказать этому человеку за что-нибудь «Спасибо».

Не принимаются варианты ответов:

Спасибо за то, что ты есть!

Спасибо, что ты учишься в моем классе!

Спасибо за этот рисунок! Если такие фразу звучат, ведущий просит подумать и произнести более теплую благодарность своему партнеру.

После того, как участник №1 сказал спасибо, ход переходит к участнику №2, и теперь уже он говорит спасибо тому, чей листочек ему достался. И так по порядку, пока все не скажут и не услышат Спасибо. Ведущий при необходимости модерирует процесс, чтобы каждый нашел, ща что поблагодарить одноклассника / одногруппника / партнера по команде.

Обсуждение упражнения:

- Что было сложнее: говорить или слышать благодарность?

- Что нужно сделать, чтобы поблагодарить человека? (вспомнить что-то хорошее)

- Часто ли вы благодарите друг друга в реальной жизни?

- Какие качества, необходимые в команде, проявились в упражнении?

Это упражнение требует мягкой, спокойной и безопасной атмосферы, а также внимательности и поддержки со стороны ведущего. Сокращать время на проведение этого упражнения настоятельно не рекомендуется.

  1. Завершение занятия. Обсуждение, выводы.

Вопросы для сбора обратной связи:

  • Что было сегодня самым полезным?

  • Самым простым?

  • Самым сложным?

  • С чем уходим? Что возьмем в последующую жизнь?

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!