СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкции для выполнения лабораторных работ в 9 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздаточный материал -- инструкции для выполнения лабораторных работ в 9 классе

Просмотр содержимого документа
«Инструкции для выполнения лабораторных работ в 9 классе»

Памятка для учащихся


  1. Внимательно прочтите название работы, ее цели, условия выполнения.

  2. Проверьте наличие оборудования и материалов.

  3. Ознакомьтесь с основными этапами проведения.

  4. Перед началом работы обязательно запишите дату, ее номер, название и цель.

  5. В процессе выполнения работы все наблюдения записывайте в тетрадь.

  6. Сформулируйте выводы.

























Правила работы с микроскопом


  1. Установите микроскоп штативом к себе, предметным столиком от себя.

  2. Поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения. Когда объектив займет центрированное положение, в револьвере сработает устройство-защелка (слышится легкий щелчок).

  3. Глядя в окуляр левым глазом, вращайте зеркало в разных направлениях, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.

  4. Положите на предметный столик, приготовленный препарат (покровным стеклом вверх), чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

  5. Под контролем зрения медленно опустите тубус с помощью макровинта, чтобы объектив находился на расстоянии 2 мм от препарата.

  6. Смотрите в окуляре и одновременно медленно, поднимайте тубус до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение объекта.

  7. Для того чтобы перейти к рассмотрению объекта при большом увеличении микроскопа, необходимо отцентрировать препарат, т. е. поместить объектив в центр поля зрения.

  8. Вращая револьвер, переведите в рабочее положение объектив большого увеличения.

  9. Опустите тубус под контролем глаза (смотрите не в окуляр, а сбоку) почти до прикосновения с препаратом.

  10. Глядя в окуляр, медленно поднимайте тубус, пока не появится изображение.

  11. Для тонкой фокусировки используйте микрометрический винт.

  12. При зарисовке препарата смотрите в окуляр левым глазом.




Методика приготовления временного препарата


  1. Возьмите предметное стекло, держа его за боковые грани, положите на стол.

  2. Поместите в центр стекла объектив.

  3. Пипеткой нанесите на объект одну каплю воды.

  4. После этого возьмите покровное стекло (обязательно за боковые грани, иначе оставите отпечатки пальцев на поверхности) и положите его сверху на предметное стекло.

  5. Рассмотрите готовый препарат под микроскопом.

  6. Зарисуйте в альбом, как выглядит объект под микроскопом при малом увеличении.

  7. Переместите в рабочее положение объектив большого увеличении, найдите изображение.

  8. Сравните размеры объекта при разных увеличениях и зарисуйте в альбом, правильно отразив имеющиеся отличия.















Правила оформления лабораторных работ при работе с микрообъектом


Необходимым элементом микроскопического изучения объекта является его зарисовка в альбоме.


  1. Рисовать можно только на одной стороне листа.

  2. До начала зарисовки вверху страницы надо записать название темы.

  3. Рисунок должен быть крупным, детали хорошо различимы.

  4. Главное требование к рисунку: правильное отображение формы, соотношения объема и размеров отдельных частей и целого. Сначала нарисуйте общий контур объекта (крупно), затем внутри контура наметьте контуры остальных деталей и после этого четко вырисовывайте их.

  5. Рисуйте не абстрактно, а точно, повторяя все линии объекта. Для этого надо учиться, не отрывать глаз от микроскопа, а только переключать внимание с объекта на рисунок.

  6. Вокруг рисунка не нужно рисовать контуры поля микроскопа.

  7. К каждому рисунку дать обозначение его частей. Надписи выполняются только простым карандашом. Все надписи должны быть параллельны друг другу. К отдельным частям объекта ставят стрелочки, против каждой пишут названия.

  8. Если работа выполнена правильно, в конце занятия ее оценивает учитель. Если работа не соответствует представленным требованиям, ее необходимо переделать.


Для выполнения лабораторных работ каждый ученик должен иметь тетрадь для записи текстового материала и выполнения схем.


Лабораторная работа № 1

Изучение приспособленности организмов к среде обитания


Цель работы: рассмотреть на конкретных примерах приспособленность организмов к среде обитания.


Оборудование: коллекции разных типов конечностей насекомых, живое растение кактус (опунция, алоэ, другие растения засушливых мест обитания), источники дополнительной информации.


Ход работы:

  1. Рассмотрите различные типы конечностей насекомых (бегательная, прыгательная, плавательная, копательная и др.)

  1. Приведите примеры насекомых, имеющих такие типы конечностей.

  2. Что общего в их строении?

  3. Что различного?

  4. Объясните причины этих отличий.

  1. Рассмотрите предложенное растение.

  1. Определите среду его обитания.

  2. Выявите черты приспособленности изучаемых видов к среде обитания (во внешнем и внутреннем строении и др.)

  3. Какие преимущества, по сравнению с другими видами, получили данные виды растений в связи с возникновением приспособления?

  4. Приведите доказательства относительного характера приспособлений у данных организмов.

  1. Сделайте вывод о приспособленности конкретных живых организмов к условиям обитания.






Лабораторная работа № 3

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах


Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток бактерий, растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование: готовые микропрепараты бактериальной клетки, растительной клетки, животной клетки, микроскопы, дополнительные материалы и таблицы.


Ход работы:

  1. Вспомните правила работы с микроскопом.

  2. Рассмотрите готовые микропрепараты бактериальной, растительной и животной клеток.

  3. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

  4. Сравните между собой клетки и сделайте вывод:

  1. В чём заключается сходство и различие клеток?

  2. Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?

  3. Попытайтесь объяснить, как шла эволюция растений, животных.














Лабораторная работа № 2

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений


Цель работы: закрепить на практике знания учащихся о критериях вида, его структуре.


Оборудование: живые растения; гербарий с растениями, относящимися к разным видам одного рода (клевер гибридный и клевер пашенный, овсяница луговая и овсяница желобчатая, акация белая и акация желтая и др.); изображения живых организмов из источников дополнительной информации, электронная энциклопедия домашних животных.


Ход работы:

  1. Составить морфологическую, физиологическую, эколого – географическую характеристики для данных живых организмов.

  2. Сравнить их и сделать вывод о видовой принадлежности этих организмов, причинах сходства и различий.

  3. На основании сравнения заполнить таблицу:

Критерии вида

Показатели критерия для объекта № 1

Показатели критерия для объекта № 2

  1. Морфологический



  1. Физиологический



  1. Эколого - географический



  1. Ответьте на вопросы:

  1. Можно ли только на основании рассмотренных вами критериев судить о видовой принадлежности данных организмов? Почему?

  2. Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для определения видовой принадлежности?

  3. Какова роль изменчивости в жизни организмов?

  1. Познакомьтесь с предложенными материалами о сортах огородных растений, материалами из электронной энциклопедии домашних животных. Выберите два сорта культурных растений (томат, огурец, капусту и др.) или две породы собак или кошек. Сравните их между собой, выявите черты сходства и различия.

  2. Сделайте вывод о результатах искусственного отбора на примере культурных растений или домашних животных.






























Лабораторная работа № 4

Решение генетических задач и построение родословных


Цель работы: на конкретных примерах рассмотреть наследование признаков, условия их проявления.

Оборудование: готовые микропрепараты бактериальной клетки, растительной клетки, животной клетки, микроскопы, дополнительные материалы и таблицы.


Ход работы:

  1. Решите задачу на моногибридное, дигибридное или анализирующее скрещивание.

  2. Составьте свою родословную, используя условные обозначения

3. Для чего необходимо знание законов генетики? Сформулируйте вывод.


Задачи

Моногибридное скрещивание

  1. От чёрной крольчихи получили 22 чёрных крольчонка и 21 белый. Каков был самец по генотипу и фенотипу, если чёрный цвет доминирует.

  2. При скрещивании гороха с серой окраской семенной кожуры с таким же растением получено 118 растений с серой и 39 с белой кожурой; если же исходное растение скрестить с растением, имеющим белую кожуру, получается половина растений с серой кожурой, а половина – с белой. Какой генотип имеют исходные растения?

  3. При скрещивании красноцветковых растений с белоцветковыми первое поколение оказалось розоцветным. Во втором поколении было 30 растений с красными цветками, 33 с белыми и 64 с розовыми. Каковы генотипы родителей и потомства? Каков характер наследования окраски венчика цветка?



Дигибридное скрещивание

  1. Темноволосая (А) женщина с кудрявыми (В) волосами, гетерозиготная по первому типу гамет, вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные гладкие волосы, гетерозиготным по первой аллели.

Каковы вероятные генотипы детей?

  1. У матери густые брови (А) и гладкий подбородок (в), а у отца обычные брови (а) и ямка на подбородке (В). У сына густые брови и ямка на подбородке. а дочь похожа на мать.

  1. каковы генотипы отца? матери?

  2. сына? дочери?

Анализирующее скрещивание

  1. У львиного зева красные цветки и широкие листья – доминантные признаки. Скрещены красноцветковое узколистное растение и розоцветковое широколистное. Из гибридных семян выросло: ¼ часть растений с красными цветками и широкими листьями, ¼ с красными цветками и узкими листьями, ¼ с розовыми цветками и широкими листьями, ¼ растений с розовыми цветками узкими листьями. Каковы генотипы скрещенных растений?

Наследование групп крови

  1. Мать имеет вторую группу крови, отец тоже вторую. Какие группы крови можно ожидать от детей?

  2. У матери первая группа крови, у отца – неизвестна. Ребёнок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?

  3. У матери третья группа крови, у отца – неизвестна. Ребёнок имеет первую группу. Может ли у отца быть вторая группа крови?








Лабораторная работа № 5

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)


Цель работы: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.

Оборудование: листья тополя, дуба, вишни, любого другого растения, семена боба; могут быть использованы антропометрические данные учащихся, например рост, раздельно для девушек и юношей..

Ход работы:

  1. Измерьте длину семян фасоли (20 – 30 штук) или листьев, рост учащихся, запишите полученные данные..

  2. Постройте вариационный ряд, в котором V – длина семян, а Р – частота встречаемости.


V















P
















  1. Постройте вариационную кривую. Отметьте на кривой наивысшую точку.

P

V

  1. Какими биологическими причинами вызвано распределение вариант в вариационном ряду? Что показывает вариационная кривая? Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 6

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)


Цель работы: расширить знания о биотических факторах среды, цепях питания.


Оборудование: материалы с изображениями организмов, составляющих цепи питания.


Ход работы:

1. Рассмотрите выданные материалы и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.


________________ →________________→_______________→_____________


________________ →________________→_______________→_____________



2. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.


________________ →________________→_______________→_____________



________________ →________________→_______________→_____________



3. Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.


Практическая работа № 1

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме


Цель работы: рассмотреть структуру экосистемы на конкретных примерах; сформировать у учащихся умение выявлять существующие в природе виды взаимоотношений между живыми организмами и объяснять их.

Оборудование: таблицы, фотографии и рисунки с изображением экосистемы смешанного леса и её обитателей; коллекции насекомых, гербарные экземпляры, чучела животных, картинки с различными живыми организмами.

Ход работы:

  1. Используя текст учебника и предложенные материалы, дайте характеристику пространственной организации биогеоценоза смешанного леса.

  2. Охарактеризуйте видовой состав растительного мира смешанного леса.

  3. Охарактеризуйте видовой состав животного мира смешанного леса.

  4. Ответьте, какие отношения между видами, составляющими данную экосистему являются ведущими и каково их экологическое (биологическое) значение.

  5. Заполните таблицу.

«Взаимоотношения живых организмов»

Нейтрализм

Симбиоз

Антибиоз

Бабочка и жук

Лишайник

Гриб трутовик и дерево

Сова и насекомые и т.д.

Микориза и т.д.

Волк и заяц и т.д.

  1. Объясните многообразие существующих в природе видов взаимоотношений.



Практическая работа № 2

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах


Цель работы: изучить последствия хозяйственной деятельности человека в экосистемах.


Оборудование: раздаточный материал, источники дополнительной информации.


Ход работы:

  1. Используя текст учебника и дополнительную информацию, охарактеризуйте влияние хозяйственной деятельности человека на состояние экосистем по следующим позициям: а) химические изменения; б) физические изменения.

  1. Проблема загрязнения воздуха, причины загрязнений.

  2. Основные источники загрязнения природных вод.

  3. Влияние деятельности человека на состояние почвы.

  4. Последствия сплошной вырубки леса.

  5. Негативное влияние хозяйственной деятельности человека на животный мир.

  6. Радиоактивное загрязнение экосистем.

  1. Предложите свои варианты решения экологических проблем.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!