Просмотр содержимого документа
«Инструкции по лабораторным работам по темам "Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа", "Измерение кровяного давления", "Подсчет пульса в покое и при физической нагрузке"»
Тема: практическая работа «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение»
Цели и задачи: закрепить материал о нервной регуляции в человеческом организме; обобщить знания о клеточном строении организма, видах тканей, системах органов в организме и уровнях организации организма; подготовиться к контролю знаний по изученным темам; развивать знания о строении человеческого организма; воспитывать интерес к познавательной и творческой деятельности, интерес к предмету, пополнять словарный запас учащихся.
Оборудование: учебник А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Биология 8 класс», р/т, таблицы а-2 «Схема строения нервной системы», а-3 «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги», тетради для практических работ.
Ход урока:
1.Организационный момент (наличие у учащихся необходимых принадлежностей к уроку, приветствие).
Повторение изученного:
3.Мотивация.
4.Выполнение практической работы по схеме:
Цель работы: на основе получения мигательного рефлекса выяснить действие высших центров мозга на работу низших центров.
Оборудование: материал текста стр. 29 учебника биологии.
Ход работы:
В течение короткого времени прикасался (лась) к внутреннему углу глаза. Мигания не возникло. Считаю, что это произошло из-за того что наносимые мною раздражения были неопасны для глаза, поэтому рефлекс через некоторое время угас. Если бы в глаз попала соринка, то в этом случае, наоборот, происходило бы мигание до полного удаления соринки.
Вывод: (формулировка вывода: «благодаря мигательному рефлексу можно понять, что высшие центры мозга способны регулировать работу низших центров: усиливать или затормаживать рефлексы»)
Динамическая пауза (в середине урока).
6.Подведение итогов урока.
7.Домашнее задание: повторить §1-5, стр.32-33 учебника.
Лабораторная работа № 2. «Изучение коленного рефлекса»
Цель: Изучить коленный рефлекс. Оборудование: резиновый молоточек или линейка.
Ход работы:
Пояснение. Коленный рефлекс - это рефлекс, центр которого находится в спинном мозге. Он проявляется у всех здоровых людей. В условиях данного опыта он никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушены.
1. Испытуемый усаживается на стул и забрасывает одну ногу на другую. Резиновым молоточком или ребром ладони производится легкий удар в область нижней части сухожилия коленной чашечки. Возбуждение, возникающее при этом в сухожильной связке, передается на мышцы передней стенки бедра, и нога выбрасывается вверх-вперед, разгибаясь в коленном суставе. Разгибание происходит за счет чувствительного и двигательного нейронов, что и называется коленным рефлексом.
2. Запишите свои наблюдения.
4. Сформулируйте вывод.
80
1
Лабораторная работа № 1.
Тема: «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга».
Цель познакомиться с некоторыми безусловными рефлексами человека.
Оборудование: неврологический молоточек, карандаш с укреплённым на его конце ластиком.
Ход работы.
1. Корнеальный (мигательный) рефлекс.
Работа проводится в парах. Испытуемый сидит. Экспериментатор делает хлопок перед лицом испытуемого. Ответная реакция-................
2.Надбровный рефлекс.
Испытуемый сидит. Экспериментатор прикасается ластиком, укрепленным на конце карандаша к краю надбровной дуги испытуемого. Ответная реакция-..........
3. Коленный рефлекс.
Испытуемый в положении сидя кладет правую ногу на левую. Экспериментатор наносит легкий удар неврологическим молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы правой ноги (эксперимент повторить с левой ногой). Сравните рефлексы справа и слева. Ответная реакция ................
Форма отчетности: выполните задание и ответьте на вопрос: Что называют
безусловным рефлексом? Нарисуйте схему соматической рефлекторной дуги. Каково биологическое значение безусловных рефлексов?