Третье заседание МС района по теме
«Особенности организации образовательного процесса в СЭО, опыт использования ИКТ»
Доклад зам.УВР
КГУ «Приозерная средняя школа
отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Репетухас Е.В.
«Информационные технологии в управлении образовательным процессом»
«Профессионалы способны сделать дело
и отвечать за него,
могут обеспечить инновационное развитие общества,
настроенное на непрерывное обновление»
Информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информационные технологии неизбежно ведут к изменениям в организации учебного процесса. Наиболее важно определить их истинную роль и место, которое им должно быть отведено в организации учебного процесса, а также в управлении образовательным учреждением. Поэтому информатизация системы образования имеет два направления – внедрение информационных технологий непосредственно в процесс обучения
информатизации системы управления образованием.
Деятельность образовательного учреждения непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволило на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Основными факторами, способствующими повышению эффективности образовательного процесса при условии комплексной информатизации системы образования, являются:
оперативность получения информации из структурных подразделений и учебных заведений;
снижение прямых и обратных потоков информации;
оперативное получение и обработка отчетности;
системное хранение и оперативное использование нормативной базы, информации о материально-технической базе, кадровом составе учебных заведений, периодичности прохождения педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, опыте работы учебных заведений, педагогов; (НОБД)
снижение затрат времени специалистов на осуществление функций анализа, контроля, подготовку текущей информации;
унификация компьютерной техники, программной продукции;
использование новых форм предоставления информации, новых форм учебных занятий, новых информационных технологий педагогического и управленческого назначения;
реализация системы компьютерного сопровождения механизма оценки качества образования;
активизация методической работы педагогов за счет широких возможностей компьютерных образовательных сетей.
В рамках педагогической деятельности в образовательном процессе компьютер используется:
в качестве дидактических средств для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, проведении лабораторных и практических работ;
для систематизации и логического упорядочивания содержания образования, тренировки и контроля знаний;
для психолого-педагогического мониторинга для развития учащихся и их здоровьем. В этом направлении мы применяем как готовые программные продукты, так и созданные учителями-предметниками и учащимися.
Это электронные учебники, справочники и базы данных учебного назначения, электронные пособия (26 сентября учитель русского языка Репетухас Е.В. прошла успешно экспертный совет в «Дарыне», залицензировав свою работу «Электронное пособие для учащихся 5 класса «Изучаем русский язык с Каракулькой и ее друзьями-Анимашками»)
Представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией, позволяют мультимедийные презентации, создаваемые и используемые учителями-предметниками.
В последние годы современное обучение невозможно представить без применения ресурсов Интернета. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг. По сети осуществляется заказ книг через Интернет-магазины, связь с библиотеками,. Постоянно ведется работа по изучению образовательных ресурсов Интернета.
Проблемы внедрения информационных технологий актуальны и для деятельности управленческих кадров. Современные руководители, чтобы ориентироваться в нарастающих информационных потоках, должны уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и современных средств связи. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем подготовки кадров. Ведь использование IT-технологий в административной деятельности позволяет активизировать работу педагогов. Если руководитель образовательного учреждения сам использует информационные технологии в управлении и глубоко осознаёт необходимость их внедрения в образовательный процесс, то он способен оказать всемерную поддержку учителю, который в конечном итоге и формирует личность информационного общества.
Управленческая деятельность современного руководителя школы становится всё более интеллектуальной и научной. Администрация школ применяют ИКТ-технологии при составлении отчетности, формировании баз данных учащихся и педагогических работников, в делопроизводстве, работе с нормативно-правовыми документами, организации учебно-методической работы и договорной деятельности.
Целью внедрения ИКТтехнологий в процесс управления школой является повышение качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на безбумажную технологию работы. Достичь данной цели можно только при соответствующем оснащении школ компьютерной техникой и свободным доступом к электронным ресурсам.
. В настоящий момент все члены администрации школы, а также учителя-предметники владеют компьютером и имеют его в личном пользовании.
Налажена связь с странами ближнего зарубежья. Общение и обмен опытом с другими педагогами не только области, но и других стран СНГ через электронную почту, позволяющую экономить время и дающую оперативность при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.
Работа в таких программах как Microsoft Excel, Microsoft Word позволяет своевременно, быстро составить и отправить отчет по школе, педагогическую картотеку, банк данных для организаторов ЕНТ и прочие документы.
Табличный процессор Excel позволяет легко проводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм, что в целом создает основу информационного обеспечения управления качеством образования.
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим использование современных информационных технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса и важнейшим направлением реализации программы развития нашей школы и стратегии подготовки учащихся к жизни в информационном обществе. Этот процесс требует сегодня от руководителя и административного аппарата в целом постоянного включения в процесс познания и овладения новыми информационными технологиями с целью повышения инновационного потенциала образовательного учреждения.
В школе учителя ежегодно проходят курсы повышения квалификации.Учитель физики Микитин В.А. заочно обучался в КГПИ дистанционно 2 года. В прошлом году он повышал свою квалификацию, пройдя дистанционные трехмесячные курсы по физике.
Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность: обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах.
Участие в режиме он-лайн конференциях, международных вебинарах, дистанционных олимпиад по предметам, он-лайн-тестированиях ,а также участие в работе образовательных сайтах как Казахстана так и стран СНГ нашими учителями и учениками, показывает что наша школа действительно имеет возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности.
Эффективное применение информационных технологий возможно только в том случае, когда соответствующие технологии не являются некоторой надстройкой к существующей системе, а обоснованно и гармонично интегрируются в традиционную систему, обеспечивая новые возможности всем участникам образовательного процесса. Следовательно, информационные технологии должны быть органично связаны со всеми функциями и стадиями управления образовательным учреждением.
(презентация прилагается)