СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный объект текста

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок, как я и обещал, будет посвящён измерению информационного объёма текста. Хотя компьютеры изначально создавались для быстрого счёта, в частности, для быстрого решения уравнений, и предполагали работу с числовой информацией, в 60-х годах прошлого века увидели свет первые текстовые редакторы. Каким же образом компьютеры, нацеленные на обработку числовой информации, вдруг оказались способны обрабатывать текст? Давайте разберёмся с этим вопросом!

Просмотр содержимого документа
«Информационный объект текста»

Директор МКОУКШИ «ДКК-1»

Генерал-майор КК

Муртазалиев А.М.



Учитель информатики Гасанова Наида Магомедхановна

Конспект урока

Информатика (7 класс)

Тема урока: Информационный объект текста

Цели:

Образовательные: 

  • познакомить учащихся с методами измерения информации: содержательным и алфавитным;

  • ввести понятие алфавита, понятие мощности алфавита;

  • научиться вычислять количество информации в тексте, составленном из символов определенного алфавита;

  • ввести понятие минимального и достаточного алфавита, скорости информационного потока.

  • познакомить с единицами измерения информации;

  • научить определять информационный объем сообщения

Воспитательные:

  • воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;

  • контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК;

  • прививание навыков самостоятельной работы.

  • привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность

Развивающие 

  • развитие мышления (умение строить по аналогии с раннее изученным, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать)

  • развитие речи

  • развитие познавательного интереса у учащихся, уверенности в

  • собственных силах, интереса к информатике как науке;


Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.


План урока:
I. Орг. момент. (1 мин)
II. Актуализация знаний. (1 мин)
III. Теоретическая часть. (20 мин)
IV. Практическая часть. (9 мин)
V. Д/з (2 мин)
VI. Вопросы учеников. (5 мин)
VII. Итог урока. (2 мин)


Ход урока

I. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок, как я и обещал, будет посвящён измерению информационного объёма текста. Хотя компьютеры изначально создавались для быстрого счёта, в частности, для быстрого решения уравнений, и предполагали работу с числовой информацией, в 60-х годах прошлого века увидели свет первые текстовые редакторы. Каким же образом компьютеры, нацеленные на обработку числовой информации, вдруг оказались способны обрабатывать текст? Давайте разберёмся с этим вопросом!

II. Актуализация знаний.

  1. Что такое информация?

  2. Как может быть представлена информация? Приведите примеры.

  3. Зависит ли смысл, содержание информации от способа представления?

  4. Какие формы представления информации вы знаете?

  5. Какие свойства информации вы знаете?

  6. Представьте информацию о погоде в различной форме.


III. Изучение нового материала.

Наборы символов (кодировки)

В наше время для представления текста в компьютере используются различные наборы символов или, как их ещё называют, таблицы кодировок. Будем употреблять слова «набор символов» и «кодировка» как синонимы. Представьте себе таблицу, имеющую два столбца – символ и его код. В такой таблице каждому символу задано однозначное соответствие в виде числа, с помощью которого этот символ представляется в памяти компьютера.

Формула Хартли

Для кодирования одного символа в наборе символов может потребоваться различное количество бит, которое зависит от количества символов в наборе. Чем больше различных символов будет в наборе, тем большее количество бит нам для этого потребуется. Представьте себе, что мы должны закодировать два символа. Как вы думаете, сколько бит для одного символа потребуется? Естественно, 1 бит: первый символ мы будем кодировать, например, нулём, а второй – единицей. Если нам потребуется закодировать 3 или 4 различных символа, то одним битом на символ мы не обойдёмся, нужно два бита, которые могут находиться в таких состояниях: 00, 01, 10, 11. Если потребуется закодировать 4 разных символа, то каждому из рассмотренных состояний мы поставим в соответствие определённый символ, а если потребуется закодировать 3 символа, то одно состояние окажется не использовано. 3 бита на символ позволят нам закодировать уже до 8 символов, 4 бита – до 16 различных символов. Примеры вы сейчас видите на экране.

Я думаю, что вы наверняка заметили закономерность: 1 бит позволяет нам придумать коды для 2 символов, 2 бита – для 4 символов, 3 бита – для 8 символов, а 4 – для 16. С возрастанием количества бит на единицу каждый раз мы сможем закодировать в 2 раза больше символов! Эту закономерность выразил в виде формулы  американский учёный Ральф Винтон Лайон Хартли:

N = 2I

Вы сейчас видите формулу, известную как формула Хартли. Переводя наши примеры с количеством символов и соответствующим количеством бит на язык математики, буква N в формуле обозначает количество символов, а I – количество бит, используемых для представления одного символа. Справа от знака равенства вы видите запись, которая читается как «два в степени I». Эта запись означает, что нужно перемножить количество двоек, равное I, друг на друга.

При 1 бите на символ можно закодировать 2 символа: N = 21 = 2

При 2 битах на символ можно закодировать 4 символа: N = 22 = 2*2 = 4

При 8 битах на символ можно закодировать 256 символов: N = 28 = 2*2*2*2*2*2*2*2 = 256

Так, имея один бит на символ, получим количество символов, равное двум, а имея 8 бит на символ (как вы помните, это 1 байт), получим возможность закодировать целых 256 различных символов!

П рименение формулы Хартли не ограничивается вычислением объёма информации для одного символа из набора. На прошлом уроке мы останавливались на вопросах кодирования растровых изображений в памяти компьютера и рассматривали пиксели изображения в оттенках серого. Чем светлее был пиксель, тем ближе было его значение к 255. И наоборот: чем больше значение пикселя приближалось к 0, тем темнее становился пиксель, приближаясь к чёрному цвету. От 0 до 255 включительно 256 целых значений, и, применяя формулу Хартли, можно установить, что для кодирования цвета одного пикселя потребуется один байт или 8 бит.

256 = 2I – I = 8

Когда пиксель принимает одно из 256 различных значений, говорят, что он находится в одном из 256 состояний. В общем случае N в формуле Хартли означает количество состояний системы, в которых система пребывает с равной вероятностью, или количество различных сообщений о состоянии системы. I означает количество информации, необходимое для кодирования одного состояния или одного сообщения.

Различные наборы символов

Для кодирования текста используются различные наборы символов. Примеры кодировок – ASCII (читается как «эски» или «аски»), КОИ-8 и современный Unicode. ASCII и КОИ представляют аббревиатуры, эти слова были получены из первых букв других слов. ASCII – это аббревиатура от American Standard Code for Information Interchange, что переводится как «Американский стандартный код для обмена информацией». Аббревиатура КОИ образована от слов «Код обмена информацией». Первые два набора символов, первые две кодировки в настоящее время – однобайтовые. Это означает, что может использоваться только один байт на символ, и, соответственно, с помощью формулы Хартли мы можем вычислить количество символов в этих наборах или кодировках. В кодировках ASCII и КОИ их всего 256. Изначально многие кодировки были 7-битными, и это означало, что могло быть закодировано только 128 различных символов. В эти 128 символов входили прописные и строчные символы английского алфавита, цифры, специальные и управляющие символы. Обратите особое внимание, что и пробел, табуляция и перевод строки – это тоже символы, и они также требуют места в памяти компьютера. Посмотрите на примеры символов и их ASCII-кодов в таблице.

Символ

Десятичный код ASCII

Управляющий символ Esc

27

Пробел

32

Прописная латинская буква A

65

Строчная латинская буква a

97

Специальный символ ~ (тильда)

126

Прописная русская буква А

192

Строчная русская буква а

224

Несомненно, наборов символов гораздо больше, но разница между ними заключается лишь в количестве бит для кодирования одного символа и в соответствии символов и их кодов. Из-за того, что в разных кодировках одному и тому же символу ставятся в соответствие различные числа,  в Рунете, российском сегменте глобальной сети Интернет, в 90-е годы один и тот же сайт мог быть представлен сразу в трёх кодировках. На главной странице таких сайтов пользователь сначала выбирал операционную систему, от которой зависела используемая кодировка, и только затем мог просматривать страницы сайта. Если вы вдруг выберете неверную кодировку, то рискуете не прочитать текст, расположенный на таком сайте. Для борьбы с этой проблемой, а вы понимаете, что это было действительно неудобно, была придумана многобайтовая кодировка под названием Unicode. Создатели Unicode пишут, что Unicode – это уникальный код для любого символа, независимо от платформы, независимо от программы, независимо от языка. Поскольку 1 байт, с помощью которого можно представить только 256 различных символов, слишком мал для представления «любого символа», как нам обещают создатели обсуждаемой кодировки, Unicode – это кодировка многобайтная, один символ в ней может занимать от 1 до 6 байт.

Примеры вычисления информационного объёма текста

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

Вычислим информационный объём следующих предложений, записанных в кодировке ASCII, в которой каждый символ занимает 1 байт. В качестве предложений возьмём цитату Стива Джобса, одного из основателей компании Apple:

Моя работа — не облегчать жизнь людям. Моя работа — делать их лучше.

Ответ выразим как в байтах, так и в битах.

Итак, приступим к решению этой задачи. Я дважды пересчитал все символы в двух предложениях, включая пробелы, тире и точки. Всего у меня получилось 68 символов. Когда я заставил программу «Notepad++» вычислить количество символов, у неё получился такой же результат. Если вдруг у вас получился другой результат, то обратите внимание, что перед и после тире стоят пробелы. Также пробелы принято ставить после знаков препинания: точек, запятых, точек с запятыми, двоеточий, восклицательных и вопросительных знаков. Поскольку используется кодировка ASCII, один символ кодируется одним байтом, а это значит, что для кодирования 68 символов нам потребуется 68 байт. Это число и будет ответом, выраженным в байтах. Умножьте 68 на 8, и вы получите ответ, выраженный в битах.

Рассмотрим следующую задачу:

Текст рассказа, набранного на компьютере, занимает 8 страниц. На каждой странице расположено 16 строк, в каждой строке – 32 символа. Была использована кодировка Unicode, в одном из представлений которой 1 символ занимает 2 байта. Определите информационный объём данного текста. Ответ выразите в Килобайтах.

Для ответа на поставленный вопрос перемножим количество символов в строке на количество строк на странице, в результате получим количество символов на одной странице. Умножим 32 на 16, получим 512 символов на одной странице. Всего имеем 8 страниц. Умножив количество символов на одной странице на количество страниц, получим общее количество символов в рассказе. Умножим 512 на 8, получим 4096 символов во всём рассказе. В нашей задаче один символ занимает 2 байта, поэтому, умножив количество символов в рассказе на 2, получим информационный объём рассказа в байтах. У нас получится 8192 байта. Ответ надо выразить в Килобайтах, поэтому, вспоминая изученное на первом уроке, 8192 байта нужно разделить на 1024. В качестве ответа получим 8 Килобайт.

Тренировочные задания (Самостоятельная работа)

1. Многобайтная кодировка для любого символа, независимо от платформы, программы и языка, в которой один символ может занимать от 1 до 6 байт, называется __________

2. _______ таблица, задающая кодировку конечного множества элементов текста: букв, цифр, знаков препинания.

3. Формула   позволяет определить количество информации, которая содержится в информационном   длины n.

4. Однобайтовая кодировка, разработанная и стандартизованная в США в 1963 году, в которой может использоваться только один байт на символ и с помощью формулы Хартли можно вычислить количество символов в этой кодировке. Аббревиатура этой кодировки —  , и количество символов в ней  .

5. Вычислите информационный объём цитаты, записанной в кодировке Unicode, в одном из представлений которой 1 символ занимает 2 байта:
Кто счастлив сам, другим зла не желает.
Для кодирования цитаты, состоящей из   символов, потребуется   байта, или   бит.

6.Вычислите информационный объём цитаты, записанной в кодировке ASCII:
Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни.
Для кодирования цитаты, состоящей из   символов, потребуется   байта, или   бит.

7.Вычислите информационный объём цитаты, записанной в кодировке ASCII:
Нет никаких ключей от счастья. Дверь всегда открыта.
Для кодирования цитаты, состоящей из   символов, потребуется   байта, или   бит.

IV. Закрепление

Знать 2 подхода в измерении информации, формулы для вычисления объема информации,  единицы измерения объема информации.

Решить задачи:

1) Сколько информации содержит сообщение о том, что из колоды карт достали король пик?(В колоде  32 карты).

2) Сколько информации содержит сообщение о том, что на поле 4х4 клетки одна из клеток закрашена?

3) Мощность некоторого алфавита равна 64 символам. Каким будет объем информации в тексте, состоящем из 100символов.
4) Информационный объем сообщения равен 4096 бит. Оно содержит 1024 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого составлено это сообщение?

V. Вопросы учеников.
Ответы на вопросы учащихся.

Домашнее задание

Дома запишите любимую цитату любимого автора (возможно, это цитата из прозы или из фильма) и вычислите её информационный объём в кодировке ASCII, где один символ занимает один байт, и в одном из представлений Unicode, в котором один символ занимает 2 байта. Также выучите формулу Хартли

VI. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.
На уроке мы узнали, что существуют 2 подхода в измерении информации: содержательный и алфавитный, познакомились с формулами для вычисления объема информации, узнали в каких единицах измеряется информация, научились определять количество информации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!