СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.). 

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий в 9 классе является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и языка программирования Pascal. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  •  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА



«Утверждаю»

Директор МБОУ Парамоновская ООШ

Приказ от 31.08.2020г. № 31 ____________________/Е.А. Ермолова/




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




По информатике


Уровень общего образования (класс): основное общее, 9 класс


Количество часов: 31 ч


Учитель: Сухова Лариса Петровна



Срок реализации: 2020-2021 учебный год


























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программы МБОУ Парамоновской ООШ на 2020-2021 учебный год по реализации ФГОС ООО;

Примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ», авторской программы  Угриновича Н.Д.  

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуника­ционные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

·  определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

·  комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

·  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;

·  владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы ориентированы на выполнение в операционной системе Windows.  

Цели обучения:

  • формирование у учащегося системы базовых знаний по информатике;

  • освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows;

  • формирование знаний по техническому обеспечению информационной технологии;

  • освоение технологии работы приобретений знаний и умений целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;

  • ознакомление с основами алгоритмизации и программирования;

  • ознакомление с основами алгебры логики и логическими основами построения компьютера;

  • понимание необходимости соблюдения этических и правовых норм информационной деятельности.

Общая характеристика информатики и ИКТ 9 класса

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий в 9 классе является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и языка программирования Pascal. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;

  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.

  • познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;

  • раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;

  • продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;

  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Pascal; обучить навыкам работы с системой программирования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета информатики

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности информатики: Формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Информатики и ИКТ» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.

На изучение информатики и ИКТ в 9 классе отводится 1 час в неделю.

Рабочая программа составлена на 31 час в год в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2020-2021 учебный год.

(Праздничные дни: 23.02.21г. - вторник, 08.03.21г. – понедельник, 01.05.21г. - суббота, 03.05.21г. – понедельник, 10.05.21г. – понедельник).



Основное содержание программы 9 класс

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(19ч)

Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Pascal.

Практические работы:

  • Практическая работа №1. «Основы работы в Pascal»

  • Практическая работа №2 «Сложение и вычисление».

  • Практическая работа №3 «Разработка и программирование задач с ветвящейся структурой»

  • Практическая работа №4 «Разработка и программирование задач с циклической структурой»

  • Практическая работа №5 «Составление программ с использованием функций»

  • Практическая работа №6 «Составление программ с использованием процедур»

  • Практическая работа №7 «Составление программ с использованием процедур и функций»

  • Практическая работа №8 «Задачи на построение графических примитивов»

  • Практическая работа №9 «Составление программ с использованием текстовых файлов»

  • Практическая работа №10 «Разработка и программирование задач с массивами»

2.Формализация и моделирование(10 ч)

3.Основы логики (5 ч)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами

Практические работы:

  • Практическая работа №* 5.1. Проект «Бросание мячика в площадку»

  • Практическая работа 5.2. Проект «Графическое решение уравнения»

  • Практическая работа 5.3. Проект «Распознавание удобрений»

  • Практическая работа 5.4. Проект «Модели систем управления»

Проверочные работы:

  • Проверочная работа «Моделирование и формализация»

4.Информатизация общества (1 ч.)

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Тестирование:

  • Информатизация общества.



Календарный график 9 класс информатика и ИКТ

п/п

Раздел

Количество

часов

Сроки изучения

Дата

к/р

1.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

19

02.09-17.02

17.02

2.

Моделирование и формализация

8

24.02-07.04.


3.

Логика и логические основы компьютера

5

14.04-12.05

12.05

4.

Информатизация общества

1

19.05




Итого

31


2








Календарно-тематическое планирование
9 класс


№ урока

Тема урока

Вид деятельности

Содержание

Д/З

план

факт

примечание

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования 19 часов

1

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма.

Изучение нового теоретического материала

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком.

1.1.

02.09



2

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.




09.09



3

Линейный алгоритм. Алгоритмические структуры «ветвление», «цикл».

Изучение нового теоретического материала

Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

1.2, вопросы, стр 43-46

16.09



4

Алгоритмическая структура «цикл».




23.09



5

Переменные: имя, тип, значение.

Арифметические, строковые и логические выражения.

Решение задач и выполнение практической работы

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения

1.3, вопросы

30.09



6

Знакомство со средой Pascal.

Программа, структура, написание.

Практическая работа №1 «Основы работы в Pascal».

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики.


Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка - тестирование..

1.4, вопросы

07.10



7

Программирование линейных алгоритмов

Практическая работа №2 «Сложение и вычисление».

практикум "Нахождение площади фигуры"

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения

1.2,

14.10



8

Программирование линейных алгоритмов

Практическая работа №2 «Сложение и вычисление»

практикум "Решение линейных уравнений"


1.2,

21.10



9

Программирование алгоритмов с "ветвлением". Практическая работа №3

«Разработка и программирование задач с ветвящейся структурой»

практикум "Сравнение двух чисел"

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления

1.2

11.11



10

Программирование алгоритмов с "ветвлением".

Практическая работа №3

«Разработка и программирование задач с ветвящейся структурой»

практикум "Максимум трех чисел"

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления

1.2

18.11



11

Программирование алгоритмов с "цикл".

Практическая работа №4

«Разработка и программирование задач с циклической структурой»

практикум "Рассчет координат точек"

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления

1.2

25.11



12

Практическая работа №4

«Разработка и программирование задач с циклической структурой»



1.2

08.12



13

Практическая работа №4

«Разработка и программирование задач с циклической структурой»



1.2

15.12



14

Практическая работа №5

«Составление программ с использованием функций»

Практические работы Разработка проекта «Дата и время». Разработка проекта «Сравнение кодов символов»

Написание программы в среде объектно - ориентированного программирования

стр 52-57, 57-60

22.12



15

Практическая работа №6

«Составление программ с использованием процедур»


Практическая работа

Написание программы в среде объектно - ориентированного программирования

стр 57-60, 60 -63

13.01



16

Практическая работа №7

«Составление программ с использованием процедур и функций»

Практическая работа

Написание программы в среде объектно - ориентированного программирования

стр 63-65

20.01



17

Практическая работа №8

«Задачи на построение графических примитивов»


Практическая работа

«Графический редактор»

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.

1.6, стр 65-69

27.01



18

Практическая работа №9

«Составление программ с использованием текстовых файлов»


Практическая работа

Написание программы в среде объектно - ориентированного программирования

стр 65-69, 69-71

03.02




Практическая работа №10

«Разработка и программирование задач с массивами»

Практическая работа

Написание программы в среде объектно - ориентированного программирования

стр 71-74, подготовка к К/Р

10.02



19

Контрольный работа№1 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Контрольная работа


повторение

17.02



Моделирование и формализация 8 часов

20

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация

Изучение нового теоретического материала

Окружающий мир как иерархическая система

2.1, вопросы

24.02



21


Материальные и информационные модели.

Формализация и визуализация информационных моделей

Изучение нового теоретического материала

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.

Формализация и визуализация моделей.

2.2, лекция, вопросы

2.2, лекция, вопросы

03.03



22

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование моделей из курса физики

Практическая работа «Бросание мячика в площадку»

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование физических моделей.

2.3, вопросы

2.4, вопросы, стр 99-105

10.03



23

Приближенное решение уравнений. Проект «Графическое решение уравнения»

Практическая работа «Графическое решении уравнения»

Приближенное решение уравнений

стр 99-105

17.03



24

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа «Выполнение геометрических построений в КОМПАС»

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения.

2.5, вопросы, стр 108-117

31.03



25

Экспертные системы распознавания химических веществ

Изучение нового материала в режиме интеграции теории и практики. Практическая работа Разработка проекта «Распознавание удобрений»

Экспертные системы распознавания химических веществ

2.6, вопросы, стр 117-120

07.04



Основы логики – 5 часов

26

Алгебра логики. Логические переменные и логические высказывания

Изучение нового материала.



14.04



27

Логические функции. Законы логики.

Практическая работа Таблицы истинности логических функций


Подготовка к К/Р

21.04



28

Упрощение логических функций




28.04



29

Логические основы компьютера

Изучение нового материала. Практическая работа Модели электрических схем логических элементов и, или, не



05.05



30

Контрольный работа№2

по теме «Основы логики»

Контрольный работа



12.05



Информационное общество и информационная безопасность 1час

31

Информационное общество. Информационная культура

Изучение нового теоретического материала

Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

4.1, вопросы

4.2, вопросы

19.05






Формы текущего контроля: фронтальный опрос, тестовая работа, защита проектов.


Результаты освоения курса информатики 9 класса и система их оценки

Личностные результаты освоения информатики:

1. Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социаль­ное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоз­зрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.

Формирование информационной картины мира проис­ходит через:

• понимание и умение объяснять закономерности про­текания информационных процессов в системах раз­личной природы, их общность и особенности;

• умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, раз­вития, управления в природных, социальных и тех­нических системах;

• анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.

2. Формирование коммуникативной компетентно­сти в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других ви­дов деятельности.

Указанный возраст характеризуется стремлением к об­щению и совместной полезной деятельности со сверстника­ми. Возможности информатики легко интегрируются с воз­можностями других предметов, на основе этого возможна организация:

• целенаправленного поиска и использования инфор­мационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помо­щью средств ИКТ;

• анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных систе­мах;

• оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;

• применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различ­ных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.

3. Приобретение опыта выполнения с использовани­ем информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.

Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.

4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.

5. Формирование представлений об основных на­правлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной дея­тельности, связанных с информатикой и информа­ционными технологиями.

В контексте рассмотрения вопросов социальной ин­форматики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащи­еся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информа­ции и информационным правам других людей.

6. Формирование на основе собственного опыта ин­формационной деятельности представлений о ме­ханизмах и законах восприятия и переработки ин­формации человеком, техническими и социальными системами.

Освоение основных понятий информатики (информа­ционный процесс, информационная модель, информаци­онный объект, информационная технология, информаци­онные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:

• получить представление о таких методах современно­го научного познания, как системно-информацион­ный анализ, информационное моделирование, ком­пьютерный эксперимент;

• использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач инфор­матики;

• освоить основные способы алгоритмизации и форма­лизованного представления данных.

Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:

• развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, ри­сунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных ин­струментальных средств;

• осуществление целенаправленного поиска информа­ции в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информа­ции с точки зрения решаемой задачи;

• целенаправленное использование информации в про­цессе управления, в том числе с помощью аппарат­ных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;

• умения самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель­ности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, при­нятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, само­стоятельно выбирать основания и критерии для клас­сификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключе­ние (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.

Среди предметных результатов ключевую роль играют:

• понимание роли информационных процессов в совре­менном мире;

• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компью­тере как универсальном устройстве обработки инфор­мации; развитие основных навыков и умений исполь­зования компьютерных устройств;

• формирование представления об основных изучае­мых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;

• развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструк­циях, логических значениях и операциях; знаком­ство с одним из языков программирования и основ­ными алгоритмическими структурами — линейной, ветвлением и циклической;

• формирование умений формализации и структурирова­ния информации, выбора способа представления дан­ных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соот­ветствующих программных средств обработки данных;

• формирование навыков и умений безопасного и целе­сообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нор­мы информационной этики и права.

Большое значе­ние в курсе имеет тема «Коммуникационные техно­логии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся приме­нять их на практике.

.


Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний


Критерии оценки устного ответа

  Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

  Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

  Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

  Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

  Отметка «1»: отсутствие ответа. 


Критерии оценки практической работы (компьютерный практикум)


Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий:

  • проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;

  • соблюдает правила техники безопасности;

  • в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления;

  • правильно выполняет анализ ошибок.

  Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя.

  Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.

  Отметка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

  Отметка «1»: работа не выполнена.



Критерии оценки письменной работы (контрольной работы, проверочной работы)


Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;

Отметка «4»: работа выполнена в полном объеме, но при наличии 1-2 недочётов;

Отметка «3»: работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей

Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину;

Отметка «1»: работа не выполнена.


Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятие определения;
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
Недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определённые программой обучения;
Мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. 

Критерии оценки творческой работы

  При выполнении творческих работ оценивается оформление по следующим критериям:

Баллы Критерии Параметры критериев

3

Форма проекта

  • Стиль (единый стиль )

  • Фон (спокойный, привлекающий внимание)

  • Использование цвета

5

Представление информации

  • Содержание информации на объектах (короткие слова и предложения)

  • Расположение объектов на форме (объекты на форма систематизированы, их расположения удобно для работы с приложением)

  • Шрифты на объектах (не рекомендуется смешивание шрифтов )

  • Способы выделения информации на объектах (основная информация выделяется жирным шрифтом, курсивом)

  • Объем информации (главная форма содержит основные аспекты приложения, дополнительная информация вынесена в отдельный файл или форму)

5

Функциональность объектов

  • Форма (при наличии нескольких форм в проекте все основные формы должны иметь один размер)

  • Текстовые поля (При запуске приложения поля должны быть очищены от текста)

  • Метки (при запуске приложения метки для вывода информации должны быть очищены от текста)

  • Кнопки (функционируют, присутствие кнопок Сброс, Выход)

  • Радиокнопки, Флажки и т.д. (при запуске приложения радиокнопки, флажки и т.д. не должны быть включены)

2

Назначение проекта

  • Практическая значимость проекта в учебном процессе

  1. Всего 15 баллов


    • Отметка «5» - 13 - 15 баллов

    • Отметка «4» - 10 - 12 баллов

    • Отметка «3»- 7 – 9 баллов

    • Отметка»2» - менее 7 баллов


Критерии оценки тестовой работы

Тестовые работы:

  • Отметка «5» - 85% и более

  • Отметка «4» - от 70 % до 84 %

  • Отметка «3»- от 50% до 69 %

  • Отметка «2»- менее 50%







Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса по информатике и ИКТ для 9 класса

Технические средства обучения

1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

2. Наушники (рабочее место ученика).

3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

4. Колонки (рабочее место учителя).

5. Микрофон (рабочее место учителя).

6. Проектор.

7. Лазерный принтер черно-белый.

8. Лазерный принтер цветной.

9. Сканер.

10. Цифровая фотокамера.

11. Цифровая видеокамера.

12. Модем ADSL

13. Локальная вычислительная сеть.

Программные средства

1. Операционная система Windows ХР.

2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

5. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

7. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы). 8. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

9. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

10. Программа-архиватор WinRar.

11. Клавиатурный тренажер «Руки солиста».21

12. Офисное приложение Microsoft Office 2003, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access. 13. Программа-переводчик ABBYY Lingvo 12.

14. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0.

15. Система программирования TurboPascal.

Учебно-методический комплект

  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Угринович Н.Д. Уроки информатики в 8 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  4. Семакин И.Г.. Хеннер Е.К., Информатика. Задачник-практикум в 2 т. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  5. Угринович Н.Д. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 8». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  6. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  7. Материалы авторской мастерской Угринович Н.Д. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  8. Операционная система Linux

  9. Пакет офисных приложений Openoffice.







СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МС

МБОУ Парамоновской ООШ

№ 1 от 31.08.2020г.

___________ /Л.П. Сухова/

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

МБОУ Парамоновской ООШ

от 31.08.2020г.

_________________ /Л.П. Сухова/
























































Контрольно-измерительные материалы

по информатике

9 класс


















Урок 19 17.02

Контрольная работа №1 Основы алгоритмизации и программирования.

  1. Запишите команду на алгоритмическом языке и на турбо паскаль.

  1. Присвоить величине Х значение 5

  2. Увеличить величину К в два раза

  3. Присвоить величине Р значение «нет корней»

  4. Присвоить величине Х значение суммы квадратов А и В

  5. Уменьшить величину В в два раза

  6. Ввести значение величин А и С

  7. Сообщить значение площади треугольника

  8. Сообщить о том, что все действия выполнены

2. В таблице исполнения алгоритма отразите изменения значений переменных в ходе выполнения команд присваивания.

А) а:= 5
с:= 7+а
а:= а+с
с:= а+2

Б) а:=4
с:=а*а/а+4
в:=а
а:= с+в

В) х:= 4
у:=7
с:= х
х:= у-2
у:=с*х

  Вариант 2

  1. Запишите команду на алгоритмическом языке и на турбо паскаль.

  1. Вывести значение величины  К

  2. Присвоить величине  А  значение «число положительное»

  3. Ввести значение величин  К, С

  4. Уменьшить величину В на 5

  5. Сообщить о том, что все действия выполнены

  6.  Сообщить значение периметра треугольника

  7. Увеличить величину А  в 3 раза

  8. Присвоить величине У значение  - 30

 

  1. В таблице исполнения алгоритма отразите изменения значений переменных в ходе выполнения команд присваивания.

А) с:= 5 а:= 7-с а:= а*с с:= а+2
Б) в:=4 с:=в^в/в+4 в:=с а:= с+в
В) а:= 4
в:=7
с:= а
а:= в+2
в:=с*а-2


Урок 30 12.05

Контрольная работа №2

«Логика и логические основы компьютера»

1 вариант

  1. Форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства предмета, отличающие его от других предметов, - это

    1. понятие;

    2. высказывание;

    3. умозаключение;

    4. доказательство.

  2. Объединение двух или нескольких высказываний в одно с помощью союза «И» – это

    1. конъюнкция;

    2. дизъюнкция;

    3. импликация;

    4. инверсия.

  3. Какой операции соответствует таблица истинности:

    А

    В


    0

    0

    1

    0

    1

    1

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    1. конъюнкция;

    2. дизъюнкция;

    3. импликация;

    4. эквивалентность.

  4. Для обозначения операции «конъюнкция» используют символ:

    1. +

  5. - закон

    1. противоречия;

    2. поглощения;

    3. исключения;

    4. идемпотентности.

  6. Построить таблицу истинности высказывания

  7. Доказать, используя законы логики, что высказывание тождественно ложно.

  8. Построить логическую схему для выражения: НЕ х1 И х2 ИЛИ х3

  9. На вопрос, какая завтра будет погода, синоптик ответил: «если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя», «если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра», если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра». Так какая же будет погода? Решите задачу с помощью логических операций.

2 вариант

1.Форма мышления, посредством которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах и отношениях между ними, - это

1.понятие;

2.высказывание;

3.умозаключение;

4.доказательство.

2.Объединение двух или нескольких высказываний в одно с помощью союза «ИЛИ» – это

  1. конъюнкция;

  2. дизъюнкция;

  3. импликация;

  4. инверсия.

3.Какой операции соответствует таблица истинности:

А

В


0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1

  1. конъюнкция;

  2. дизъюнкция;

  3. импликация;

  4. эквивалентность.

4.Для обозначения операции «дизъюнкция» используют символ:

  1. &

5. - закон

  1. идемпотентности;

  2. поглощения;

  3. исключения;

  4. противоречия

6.

7.Построить таблицу истинности высказывания

8.Доказать, используя законы логики, что высказывание тождественно истинно.

9.Построить логическую схему для выражения: х1 И (НЕ х2 ИЛИ х3)

10. В нарушении правил обмена валюты подозреваются четыре работника банка – A, B, C, и D. Известно, что: «если А нарушил, то и В нарушил правила обмена валюты», «если В нарушил, то и С нарушил или А не нарушал», «если D не нарушил, то А нарушил и С не нарушал», «если D нарушил, то и А нарушил». Кто из подозреваемых нарушил правила обмена валюты? Решите задачу с помощью логических операций.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!