Имидж современного учителя в начальной школе.
Выполнила:
Студентка 303 гр.НО
Шевченко Мария
Имидж педагога - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Основные составляющие педагогического имиджа
- Внешний облик;
- Использование вербальных и невербальных средств общения;
- Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я»;
- Личностные качества;
- Профессиональные умения.
Внешний облик.
Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Особое значение здесь имеют и одежда, и аксессуары, и макияж, и прическа.
Одежда является визитной карточкой учителя. «Одежда и одевает, и открывает человека». Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. Для женщины – это может быть и красивое, но элегантное платье.
Использование вербальных и невербальных средств общения;
Голос – звучащий имидж педагога, его главное орудие труда на уроках, внеклассных занятиях, родительских собраниях. Так называемый «невербальный» имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимика, поза, взгляд, осанка, походка.
Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – все это влияет на восприятие нас другими людьми. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание на умение представить себя окружающим наиболее благоприятным образом.
Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я»;
Внешний образ – это техника игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Внутренний образ – это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.
Личностные качества
Обязательность у педагога таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т.е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии.
Профессиональные умения. В каждой профессиональной деятельности свойствами личности опосредуется технология работы, но только опосредуется, а не определяется”(академик В.П. Беспалько)
Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.
Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который учитель применяет для решения педагогических ситуаций.
Педагогическое мышление и интуиция необходимы учителю для предвидения развития ситуации без полного ее анализа. Педагогическая рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе.
Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.
Педагогическое общение , являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание благоприятного психологического климата на уроке.
Основные функции педагогического общения
1) информационная (обмен познавательной и аффективно-оценочной информацией),
2) социально-перцептивная (восприятие социальных объектов),
3) самопрезентативная (вступая во взаимоотношения с детьми, учитель как бы “предлагается” им в качестве партнера по общению),
4) интерактивная (состоит в обмене образами, идеями, действиями),
5) аффективная (заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, создание социально значимого аффективного отношения).
В целом необходимо научиться приемам, снимающим напряжение и стимулирующим учебную деятельность учащихся на уроке.
Образ современного учителя начальных классов
- - Современный учитель должен идти в ногу со временем;
- - должен быть эрудированным;
- -должен быть готовым оказать помощь и поддержать в трудную минуту;
- -должен быть современных взглядов;
- -модно и современно одетым.
Образ учителя начальных классов глазами работодателя
- Учитель должен быть творческой личностью;
- быть грамотным в своей области;
- уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями;
- постоянно заниматься самообразованием;
- в современной педагогической практике, чтобы достичь эффективности на уроках учитель должен быть фасилитатором, т.е. дать возможность ученику самому найти пути и решения поставленной задачи.
Образ учителя начальных классов глазами родителей
- заботливо вести своих учеников в мир школьных наук;
- учить упорству, настойчивости, трудолюбию;
- добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;
- должен уметь создать творческую атмосферу в классе, так, чтобы дети любили не только предмет, но и своего учителя тоже.
Образ учителя начальных классов глазами учеников
Каждому ученику свойственен субъективный образ идеального учителя, представление о том, что должен и чего не должен делать педагог. Тем не менее, обобщенное представление учеников об идеальном учителе неизменно включает в его образ такие черты, как:
- добрый, доброжелательный;
- внимательный, отзывчивый;
- хорошо объясняет, чтоб всё понятно было;
- не ругается, а объясняет, когда не получается;
- строгий, но справедливый;
- внимательный к детям, другим учителям, родителям;
- должен уметь с легкостью заинтересовать детей
Каким учителем буду – Я
Преданным своему делу и своим ученикам
Образованным
Трудолюбивым
Вежливым и любящим детей
Стрессоустойчивым
Стану другом для своих учеников
Спасибо за внимание!