СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ. Подготовка к заданию 9: сопоставление произведений 2

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ. Подготовка к  заданию 9: сопоставление произведений 2

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ. Подготовка к заданию 9: сопоставление произведений 2»

ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ  Подготовка к заданию 9 (С2) : сопоставление произведений «Человек и природа в русской литературе;  тема дуэли в русской литературе;  образ города в русской литературе;  мотив сна в русской литературе;  тема отечественной истории в русской литературе» Кудинова Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская СОШ №3 Белгородского района Белгородской области»

ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ Подготовка к заданию 9 (С2) : сопоставление произведений

«Человек и природа в русской литературе; тема дуэли в русской литературе; образ города в русской литературе; мотив сна в русской литературе; тема отечественной истории в русской литературе»

Кудинова Юлия Александровна,

учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская СОШ №3

Белгородского района Белгородской области»

Человек и природа в русской литературе Вопрос В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы и что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина» А. Пушкина?

Человек и природа в русской литературе

Вопрос

  • В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы и что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина» А. Пушкина?
Человек и природа в русской литературе Контекст И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир», М. Шолохов «Тихий Дон», В. Астафьев «Царь-рыба», В. Распутин «Прощание с Матёрой» и др.

Человек и природа в русской литературе

Контекст

  • И. Тургенев «Отцы и дети»,
  • Л. Толстой «Война и мир»,
  • М. Шолохов «Тихий Дон»,
  • В. Астафьев «Царь-рыба»,
  • В. Распутин «Прощание с Матёрой» и др.
Человек и природа в русской литературе Обоснование для сопоставления Соотнесённость природной и человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа.

Человек и природа в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • Соотнесённость природной и человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа.
Тема дуэли в русской литературе Вопрос Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?

Тема дуэли в русской литературе

Вопрос

  • Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?
Тема дуэли в русской литературе Контекст А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин»,  М. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», А. Чехов «Дуэль», А. Куприн «Поединок».

Тема дуэли в русской литературе

Контекст

  • А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин»,
  • М. Лермонтов «Герой нашего времени»,
  • И. Тургенев «Отцы и дети»,
  • А. Чехов «Дуэль»,
  • А. Куприн «Поединок».
Тема дуэли в русской литературе Обоснование для сопоставления Тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.

Тема дуэли в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • Тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.
Образ города в русской литературе Вопрос В каких произведениях русской классики город становится предметом художественного изображения?

Образ города в русской литературе

Вопрос

  • В каких произведениях русской классики город становится предметом художественного изображения?
Образ города в русской литературе Контекст А. Пушкин «Медный всадник», Н. Гоголь «Шинель» (Петербург), Ф. Достоевский «Преступление и наказание», А. Островский «Гроза» (Калинов), М. Булгаков«Мастер и Маргарита» (Ершалаим, Москва).

Образ города в русской литературе

Контекст

  • А. Пушкин «Медный всадник»,
  • Н. Гоголь «Шинель» (Петербург),
  • Ф. Достоевский «Преступление и наказание»,
  • А. Островский «Гроза» (Калинов),
  • М. Булгаков«Мастер и Маргарита» (Ершалаим, Москва).
Образ города в русской литературе Обоснование для сопоставления а) Петербург – «мёртвый», «самый фантастический город», наделённый мрачной мистической силой, угнетающий личность. Парадный Петербург контрастирует с его изнаночной стороной. Этот город – особое духовное пространство, где всё приобретает символическое и психологическое значение. б) Петербург Гоголя – это мир невероятных происшествий, абсурда, будничной фантастики.

Образ города в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • а) Петербург – «мёртвый», «самый фантастический город», наделённый мрачной мистической силой, угнетающий личность. Парадный Петербург контрастирует с его изнаночной стороной. Этот город – особое духовное пространство, где всё приобретает символическое и психологическое значение.
  • б) Петербург Гоголя – это мир невероятных происшествий, абсурда, будничной фантастики.
Образ города в русской литературе Обоснование для сопоставления в) Вымышленный город Калинов («Гроза» Островского) изображён подробно и многосторонне. Калинов противоречив. С одной стороны – это прекрасное место на берегу Волги. С другой – жизнь в городе, где господствуют «жестокие нравы», ужасна. Красоту природы хозяева города подчинить себе не способны .

Образ города в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • в) Вымышленный город Калинов («Гроза» Островского) изображён подробно и многосторонне. Калинов противоречив. С одной стороны – это прекрасное место на берегу Волги. С другой – жизнь в городе, где господствуют «жестокие нравы», ужасна. Красоту природы хозяева города подчинить себе не способны .
Образ города в русской литературе Обоснование для сопоставления г) Москва 20-х гг. – город, где происходят плутовские похождения Воланда и его свиты, прибывших с «ревизией» нового мира. Город в произведениях русских писателей – не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа; самостоятельный художественный образ. Город – метонимия государства; пространственный образ, имеющий символическое значение.

Образ города в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • г) Москва 20-х гг. – город, где происходят плутовские похождения Воланда и его свиты, прибывших с «ревизией» нового мира.
  • Город в произведениях русских писателей – не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа; самостоятельный художественный образ. Город – метонимия государства; пространственный образ, имеющий символическое значение.
Мотив сна в русской литературе Вопрос Какую функцию выполняет сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался к изображению сновидений?

Мотив сна в русской литературе

Вопрос

  • Какую функцию выполняет сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался к изображению сновидений?
Мотив сна в русской литературе Контекст В.А. Жуковский «Светлана», А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны Лариной),  И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»), Н.Г. Чернышевский «Что делать?»(сны Веры Павловны),  Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Раскольникова).

Мотив сна в русской литературе

Контекст

  • В.А. Жуковский «Светлана»,
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны Лариной),
  • И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»),
  • Н.Г. Чернышевский «Что делать?»(сны Веры Павловны),
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Раскольникова).
Мотив сна в русской литературе Обоснование для сопоставления Сам Пётр Гринёв называет увиденный им сон «пророческим». Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например, «чёрная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегория будущих событий, их пророческая схема.

Мотив сна в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • Сам Пётр Гринёв называет увиденный им сон «пророческим». Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например, «чёрная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегория будущих событий, их пророческая схема.
Мотив сна в русской литературе Обоснование для сопоставления Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором.

Мотив сна в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором.
Мотив сна в русской литературе Обоснование для сопоставления Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны .

Мотив сна в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны .
Тема отечественной истории в русской литературе Вопрос Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением А. Блока «На поле Куликовом»?

Тема отечественной истории в русской литературе

Вопрос

  • Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением А. Блока «На поле Куликовом»?
Тема отечественной истории в русской литературе Контекст М. Лермонтов «Бородино», С. Есенин «Русь Советская», А. Ахматова «Реквием», А. Твардовский «Василий Тёркин».

Тема отечественной истории в русской литературе

Контекст

  • М. Лермонтов «Бородино»,
  • С. Есенин «Русь Советская»,
  • А. Ахматова «Реквием»,
  • А. Твардовский «Василий Тёркин».
Тема отечественной истории в русской литературе Обоснование для сопоставления Вовлечённость героев в круговорот социально-исторических событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство лирического героя (героини) и родины;

Тема отечественной истории в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • Вовлечённость героев в круговорот социально-исторических событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство лирического героя (героини) и родины;
Тема отечественной истории в русской литературе Обоснование для сопоставления взаимосвязь пути поэта и пути России; историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого и настоящего России; лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная образность.

Тема отечественной истории в русской литературе

Обоснование для сопоставления

  • взаимосвязь пути поэта и пути России; историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого и настоящего России; лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная образность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!