Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ. Подготовка к заданию 9: сопоставление произведений 2»
ЕГЭ по ЛИТЕРАТУРЕ Подготовка к заданию 9 (С2) : сопоставление произведений
«Человек и природа в русской литературе; тема дуэли в русской литературе; образ города в русской литературе; мотив сна в русской литературе; тема отечественной истории в русской литературе»
Кудинова Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Разуменская СОШ №3
Белгородского района Белгородской области»
Человек и природа в русской литературе
Вопрос
- В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы и что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина» А. Пушкина?
Человек и природа в русской литературе
Контекст
- И. Тургенев «Отцы и дети»,
- Л. Толстой «Война и мир»,
- М. Шолохов «Тихий Дон»,
- В. Астафьев «Царь-рыба»,
- В. Распутин «Прощание с Матёрой» и др.
Человек и природа в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Соотнесённость природной и человеческой жизни; психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев; социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая функция пейзажа; символическое значение пейзажа.
Тема дуэли в русской литературе
Вопрос
- Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?
Тема дуэли в русской литературе
Контекст
- А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин»,
- М. Лермонтов «Герой нашего времени»,
- И. Тургенев «Отцы и дети»,
- А. Чехов «Дуэль»,
- А. Куприн «Поединок».
Тема дуэли в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности героя, прошедшего испытание дуэлью.
Образ города в русской литературе
Вопрос
- В каких произведениях русской классики город становится предметом художественного изображения?
Образ города в русской литературе
Контекст
- А. Пушкин «Медный всадник»,
- Н. Гоголь «Шинель» (Петербург),
- Ф. Достоевский «Преступление и наказание»,
- А. Островский «Гроза» (Калинов),
- М. Булгаков«Мастер и Маргарита» (Ершалаим, Москва).
Образ города в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- а) Петербург – «мёртвый», «самый фантастический город», наделённый мрачной мистической силой, угнетающий личность. Парадный Петербург контрастирует с его изнаночной стороной. Этот город – особое духовное пространство, где всё приобретает символическое и психологическое значение.
- б) Петербург Гоголя – это мир невероятных происшествий, абсурда, будничной фантастики.
Образ города в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- в) Вымышленный город Калинов («Гроза» Островского) изображён подробно и многосторонне. Калинов противоречив. С одной стороны – это прекрасное место на берегу Волги. С другой – жизнь в городе, где господствуют «жестокие нравы», ужасна. Красоту природы хозяева города подчинить себе не способны .
Образ города в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- г) Москва 20-х гг. – город, где происходят плутовские похождения Воланда и его свиты, прибывших с «ревизией» нового мира.
- Город в произведениях русских писателей – не фон, на котором разворачивается действие, а один из героев романа; самостоятельный художественный образ. Город – метонимия государства; пространственный образ, имеющий символическое значение.
Мотив сна в русской литературе
Вопрос
- Какую функцию выполняет сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался к изображению сновидений?
Мотив сна в русской литературе
Контекст
- В.А. Жуковский «Светлана»,
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (сон Татьяны Лариной),
- И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»),
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»(сны Веры Павловны),
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (сны Раскольникова).
Мотив сна в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Сам Пётр Гринёв называет увиденный им сон «пророческим». Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например, «чёрная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегория будущих событий, их пророческая схема.
Мотив сна в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором.
Мотив сна в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны .
Тема отечественной истории в русской литературе
Вопрос
- Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением А. Блока «На поле Куликовом»?
Тема отечественной истории в русской литературе
Контекст
- М. Лермонтов «Бородино»,
- С. Есенин «Русь Советская»,
- А. Ахматова «Реквием»,
- А. Твардовский «Василий Тёркин».
Тема отечественной истории в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- Вовлечённость героев в круговорот социально-исторических событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к возрождению; единство лирического героя (героини) и родины;
Тема отечественной истории в русской литературе
Обоснование для сопоставления
- взаимосвязь пути поэта и пути России; историческое осмысление современности; философия истории; взаимосвязь прошлого и настоящего России; лирический герой (героиня): поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная образность.