СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я – гражданин России»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы внеурочной деятельности по курсу  «Я – гражданин России»

Просмотр содержимого документа
««Я – гражданин России»»

Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-го класса МБОУ «Гимназия №6» г. Брянск, составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение внеурочной деятельности «Я – гражданин России» по учебному плану образовательного учреждения – 35 ч. в год, 1 ч. в неделю.

Учебно-методический комплект

Интернет ресурсы.


Формирование универсальных учебных действий

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

  • умение выражать свои мысли;

  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;

  • оценка;

  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • осознание ответственности за общее благополучие;

  • развитие этических чувств;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • самооценка.


Требования к подготовке учащихся

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пе­ресказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершен­ствование логичности, доказательности суждений, умозаключе­ний, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания общество­ведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использо­вания историко-литературных источников, художественного на­следия для приобретения обобщенных представлений и перво­начальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по­лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первона­чальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанно­сти; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных приме­рах); международное сотрудничество, общечеловеческие про­блемы; история, предыстория;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории матери­альной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, круп­ных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; на­ходить на исторической и современной картах России места ис­торических событий; приводить примеры исторических и куль­турных памятников страны.


Предполагаемые результаты реализации программы:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

  • элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.



Содержание программы

  • Введение

Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с мероприятиями. Повторение пройденного материала.

Моя Родина – Россия.

Теоретическая часть: Ознакомление с народами России, городами, в которых живут люди разных национальностей, с особенностями их культуры и быта. Ознакомление с русскими сувенирами, русской берёзкой и медведем.

Практическая работа: Выполнение рисунка матрёшки, медведя, подбор стихов о берёзе.

Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, конкурс стихов.

Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: историческая карта, книги, картины., раздаточный материал, модели старинных предметов быта.

  • Семья. Наши права и обязанности

Теоретическая часть: Знакомство с конвенцией о правах ребёнка, правами детей в семье, обычаи в семье, моя родословная. Обязанности детей и взрослых в семье. Родословная семьи. Знакомство со значением имён.

Практическая работа: Составление альбома «Моя родословная»

Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, «Конвенция о правах ребёнка».

  • Праздники России

Теоретическая часть: Праздники, которые отмечаются в России (День государственного флага, День Конституции, День пожилых людей, День матери, День Защитника Отечества, праздник Весны и Труда, День Победы.

Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей, Участие в конкурсе рисунков ко Дню матери . Участие в конкурсе чтецов «Стихи о маме» Изготовление поделок на тему «Весна»

Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, календарь праздников России.

  • Родная Брянщина

Теоретическая часть: Знакомство с литературными произведениями о родине, знакомство с произведениями изобразительного искусства, достопримечательности родной области, знаменитые люди нашей области.

Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: карта России, Брянской области, раздаточный материал, книги писателей и поэтов.

  • Традиции и обычаи русского народа

Теоретическая часть: Знакомство с зимними русскими народными праздниками («Рождество», «Крещение Господне», «Масленица, «Старый Новый год, «Пасха» обычаями, традициями и атрибутами, их сопровождающими, Зимние приметы и пословицы.

Практическая работа: Разучивание народных песен, народных игр, обрядов.

Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.

Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.

Дидактическое оснащение занятий: карта России, Удмуртской Республики, книги, раздаточный материал, книги писателей и поэтов Удмуртии.

  • Итоговое занятие

Защита проектов.

Формы и методы работы:

- индивидуальные;

- групповые (викторины, беседы, обсуждение)

- работа в парах, в тройках, в четвёрках;

- беседа;

- рассказ;

- путешествие;

- игра;

- викторина;

- экскурсия;

- сказка.







































Календарно-тематическое планирование

Разделы программы и темы занятий

Количество часов


Дата проведения

Общее кол – во часов

Теория

Практика

1.

Введение

1

1



Моя Родина – Россия

4

2

2


2.

Народы России

1

1



3.

Русские сувениры. Изображение матрешки

1


1


4.

Медведь – символ России.

1


1


5.

«Восславим русскую берёзку…»

1

1



Семья. Наши права и обязанности

7

4

3


6.

Я и семья. На что имею право

1

1



7.

Я и семья. Мои обязанности

1

1



8.

Меня зовут…

1

1



9.

Наша дружная семья.

1

1



10.

Обычаи нашей семьи.

1


1


11.

Моя родословная.

1


1


12.

Я и моя родня.

1


1


Праздники России

11

6

5


13.

День России.

1

1



14.

День народного единства.

1

1



15.

Символы России

1


1


16.

День Конституции.

1

1



17.

День матери. Конкурс чтецов «Стихи о маме»

1


1


18.

День Героев Отечества

1


1


19.

День Защитников Отечества.

1

1



20.

8 Марта. Конкурс поздравительных открыток.

1


1


21.

День Космонавтики.

1

1



22.

Праздник Весны и Труда

1

1



23.

День Победы.

1


1


Родная Брянщина

4

1

3


24.

Достопримечательности Брянской области

1

1



25.

Достопримечательности г. Брянск

1


1


26.

Партизанское движение на Брянщине в годы ВОВ

1


1


27.

Знаменитые люди нашей области

1


1


Традиции и обычаи русского народа

8

1

7


28.

Традиции и обычаи русского народа.

1

1



29.

«Русская зима» Святки

1


1


30.

«Русская зима» Старый Новый год

1


1


31.

«Русская зима» Крещение Господне

1


1


32.

«Русская зима» Масленица

1


1


33.

«Пасха»

1


1


34.

Итоговое занятие. Защита проектов.

2


2



Итого:

35

15

20





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!