Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-го класса МБОУ «Гимназия №6» г. Брянск, составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение внеурочной деятельности «Я – гражданин России» по учебному плану образовательного учреждения – 35 ч. в год, 1 ч. в неделю.
Учебно-методический комплект
Интернет ресурсы.
Формирование универсальных учебных действий
Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД
умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
волевая саморегуляция;
оценка;
коррекция.
Личностные УУД
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Требования к подготовке учащихся
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Предполагаемые результаты реализации программы:
ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Содержание программы
Ознакомление учащихся с планом работы кружка, с мероприятиями. Повторение пройденного материала.
Моя Родина – Россия.
Теоретическая часть: Ознакомление с народами России, городами, в которых живут люди разных национальностей, с особенностями их культуры и быта. Ознакомление с русскими сувенирами, русской берёзкой и медведем.
Практическая работа: Выполнение рисунка матрёшки, медведя, подбор стихов о берёзе.
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская, конкурс стихов.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: историческая карта, книги, картины., раздаточный материал, модели старинных предметов быта.
Теоретическая часть: Знакомство с конвенцией о правах ребёнка, правами детей в семье, обычаи в семье, моя родословная. Обязанности детей и взрослых в семье. Родословная семьи. Знакомство со значением имён.
Практическая работа: Составление альбома «Моя родословная»
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, «Конвенция о правах ребёнка».
Теоретическая часть: Праздники, которые отмечаются в России (День государственного флага, День Конституции, День пожилых людей, День матери, День Защитника Отечества, праздник Весны и Труда, День Победы.
Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток для пожилых людей, Участие в конкурсе рисунков ко Дню матери . Участие в конкурсе чтецов «Стихи о маме» Изготовление поделок на тему «Весна»
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: «Конституция РФ», книги, картины., раздаточный материал, календарь праздников России.
Теоретическая часть: Знакомство с литературными произведениями о родине, знакомство с произведениями изобразительного искусства, достопримечательности родной области, знаменитые люди нашей области.
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: карта России, Брянской области, раздаточный материал, книги писателей и поэтов.
Теоретическая часть: Знакомство с зимними русскими народными праздниками («Рождество», «Крещение Господне», «Масленица, «Старый Новый год, «Пасха» обычаями, традициями и атрибутами, их сопровождающими, Зимние приметы и пословицы.
Практическая работа: Разучивание народных песен, народных игр, обрядов.
Формы занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, практическая работа, творческая мастерская.
Методы и приёмы: практический (наблюдение, конструирование, рисование, игра), словесный (рассказ, беседа, сказка, прослушивание музыкальных зарисовок), наглядный, метод проектов.
Дидактическое оснащение занятий: карта России, Удмуртской Республики, книги, раздаточный материал, книги писателей и поэтов Удмуртии.
Защита проектов.
Формы и методы работы:
- индивидуальные;
- групповые (викторины, беседы, обсуждение)
- работа в парах, в тройках, в четвёрках;
- беседа;
- рассказ;
- путешествие;
- игра;
- викторина;
- экскурсия;
- сказка.
Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы программы и темы занятий | Количество часов | Дата проведения |
Общее кол – во часов | Теория | Практика |
1. | Введение | 1 | 1 | | |
Моя Родина – Россия | 4 | 2 | 2 | |
2. | Народы России | 1 | 1 | | |
3. | Русские сувениры. Изображение матрешки | 1 | | 1 | |
4. | Медведь – символ России. | 1 | | 1 | |
5. | «Восславим русскую берёзку…» | 1 | 1 | | |
Семья. Наши права и обязанности | 7 | 4 | 3 | |
6. | Я и семья. На что имею право | 1 | 1 | | |
7. | Я и семья. Мои обязанности | 1 | 1 | | |
8. | Меня зовут… | 1 | 1 | | |
9. | Наша дружная семья. | 1 | 1 | | |
10. | Обычаи нашей семьи. | 1 | | 1 | |
11. | Моя родословная. | 1 | | 1 | |
12. | Я и моя родня. | 1 | | 1 | |
Праздники России | 11 | 6 | 5 | |
13. | День России. | 1 | 1 | | |
14. | День народного единства. | 1 | 1 | | |
15. | Символы России | 1 | | 1 | |
16. | День Конституции. | 1 | 1 | | |
17. | День матери. Конкурс чтецов «Стихи о маме» | 1 | | 1 | |
18. | День Героев Отечества | 1 | | 1 | |
19. | День Защитников Отечества. | 1 | 1 | | |
20. | 8 Марта. Конкурс поздравительных открыток. | 1 | | 1 | |
21. | День Космонавтики. | 1 | 1 | | |
22. | Праздник Весны и Труда | 1 | 1 | | |
23. | День Победы. | 1 | | 1 | |
Родная Брянщина | 4 | 1 | 3 | |
24. | Достопримечательности Брянской области | 1 | 1 | | |
25. | Достопримечательности г. Брянск | 1 | | 1 | |
26. | Партизанское движение на Брянщине в годы ВОВ | 1 | | 1 | |
27. | Знаменитые люди нашей области | 1 | | 1 | |
Традиции и обычаи русского народа | 8 | 1 | 7 | |
28. | Традиции и обычаи русского народа. | 1 | 1 | | |
29. | «Русская зима» Святки | 1 | | 1 | |
30. | «Русская зима» Старый Новый год | 1 | | 1 | |
31. | «Русская зима» Крещение Господне | 1 | | 1 | |
32. | «Русская зима» Масленица | 1 | | 1 | |
33. | «Пасха» | 1 | | 1 | |
34. | Итоговое занятие. Защита проектов. | 2 | | 2 | |
| Итого: | 35 | 15 | 20 | |