Школа России
Литературное чтение
3 класс
А чтобы урок пошёл каждому впрок - Активно включайся в работу дружок! На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Говорите четко, внятно Чтобы все было понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. А помочь захочешь другу, Подними спокойно руку.
Бобры храбры идут в боры;
Бобры для бобрят добры.
1) Прочитаем глазками.
2) Прочитаем скороговорку вместе.
3) Прочитайте с веселой интонацией.
4) Прочитайте с ускорением.
5) Прочитайте очень быстро.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с его произведением “Листопадничек”.
«Я занимаюсь литературным трудом. Основой и радостью этого труда всегда оставалась и остаётся любовь к людям, к родной стране, к её природе, к живому светлому миру, частицей которого я чувствовал себя неизменно»- писал незадолго до смерти И. С. Соколов – Микитов.
И.С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету. Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил
в доме на берегу Волги.
В этих сказочных местах он создан цикл
рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
Янтарная осень начальная, Срывается лист золотой. Картина немного печальная И грусть навевает порой. Темнеют далекие ели, Холодною стала река… Я помню, как птицы галдели – Сейчас уж летят в облаках.
Какие признаки наступления осени вы знаете?
- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья?
А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?
- Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием?
- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?
У нас в семье большая радость
Пусть листья падают, летят,
В канавке, тёплой под осинкой
Три листопадничка лежат.
Всё реже птичьи голоса, И под ногами листьев груда, Всё меньше сини в небесах , Но есть у осени причуда. В лесной таинственной тиши, (Не больше маминых перчаток ) - Ушастенькие малыши - На свет рождаются зайчата. Природа-мать сердечно рада: Листва им - праздничный салют! Рождённых в пору листопада, Их - ЛИСТОПАДНИЧКИ - зовут.
Локтева Наталья Владимировна
слушать
- долговязый -очень высокий, худой и нескладный
- плотина -перегородка на реке для поднятия уровня воды
- запрудили - перегородили реку плотиной
- настлано -настелено
- хатка -название небольшого дома на Украине
- зябнуть -испытывать чувство холода
- робеть -пугаться, стесняться ,бояться
- ходко работают - работают быстро
Как вы понимаете выражение
«долговязые журавли?»
-Почему Листопадничек решил бежать в теплые края?
-Как он попал к бобрам?
-Что можно сказать о бобрах? Какой чертой характера отличались бабры?
- Что должен был делать зайчик в бобровой хатке?
А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые
часто разрушают хатку бобров?
-Понравилось ли вам произведение? Чем?
- К какому литературному жанру это произведение относится ?
- Докажите.
- Назовите основных героев произведения.
- Какая мечта была у маленького зайчика?
- Почему она появилась?
- О ком это произведение?
- Почему зайчат называют листопадничками?
- Кто их так называет?
- Где живут зайцы?
- Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
- Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?
- Почему? Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
- Какие еще птицы улетают на юг?
- Почему? Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?
- Как животные готовятся к зиме?
- Как бобры строили свою плотину?
- Как бобры спасали Листопадничка?
- Как вы считаете, "Листопадничек" - это сказка или рассказ?
Выбери:
Любопытный, мечтательный, любознательный, смелый, легкомысленный, боязливый, решительный, беспокойный, наивный, глупый.
Найдите животных, которые спрятались в слове ЛИСТОПАДНИЧЕК.
Лиса, слон, осёл, панда, чечётка, антилопа.
Подберите отрывки из сказки к иллюстрациям.
Если оно верное вы ставите +, если неверное – .
1. Произведение «Листопадничек» написал Александр Иванович Куприн.
2. Листопадничек – это имя бобра.
3. Бобры строили хатку.
4. Листопадничек – зайчонок побежал за журавлями в теплые страны.
5. Выгнал бобр из кладовой разбойницу – лисицу.
6. Научил старый бобр Листопадничка плавать и нырять.
7. Бобры питались берёзовой и дубовой корой.
- Мечта Листопадничка.
- Зайчонок в хатке бобров.
- Страхи зимой.
- Подготовка животных к зиме.
- Пришлось остаться на зиму.
- Наконец- то дома!
Расположи пункты плана по порядку.
Зайчик
Любознательный, трусливый.
Заботится, боится, ныряет.
Листопадничек познакомился с бобрами .
Листопадничек.
« В гостях хорошо, а дома лучше»
« Жить вдали от близких-трудно»
http://mults.info/mults/?id=2764 -
Посмотреть мультфильм «Листопадничек»
на сайте «Советские мультфильмы»
-Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .
-Какие ещё приключения могли бы с ним -произойти ?
-Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.
- Какова тема произведения?
- Главная мысль?
- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?
- Что бы вы на будущее посоветовали Листопадничку?
- Как вы думаете, мог бы зайчик по-другому провести зиму?
Я узнал на уроке ... .
Мне было интересно потому, что ... .
Меня удивило ...
Я бы хотел(а) ….
Я сделал(а) вывод, что…