СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока . Соколов-Микитов - Листопадничек

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока Соколов - Микитов Листопадничек, разработана в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока . Соколов-Микитов - Листопадничек»


Технологическая карта урока


ФИО учителя: Николаева Ирина Валерьевна

Класс: 3

УМК: Школа России

Предмет: литературное чтение

Тема: И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»

Тип урока: решение частных задач

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме

Цель: Создать условия для формирования выразительного и осознанного чтения в рамках технологии критического мышления.



Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Ученик познакомится с произведением
И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек»;

научится выделять события, составляющие основу художественного произведения; определять тему

и главную мысль произведения, пересказывать текст.

Формировать умение читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознание смысла и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.


развитие познавательных интересов; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности; осознанное построение речевых высказываний в устной форме.



развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения.


развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания героям произведения;

наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к природе.





Ход урока


Название

этапа урока







Задача, которая должна быть

Решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока


Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Стадия вызова

1.Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность и подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.








2.Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.



3. Организует знакомство с автором и названием произведения





































4. Организует знакомство с биографией писателя




Фронтальная, индивидуальная















Фронтальная, индивидуальная













Фронтальная, групповая







































Фронтальная, индивидуальная

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов нам и удачи!

- Мы отправляемся в путешествие по удивительной зелёной стране, в которой живут удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные. У нас есть всё для путешествия в эту страну.


Ноги, чтоб идти,

Уши, чтобы слышать,

Глаза, чтобы видеть

И сердце чтобы понять.

- Как называется эта зелёная страна?

- Какие правила надо соблюдать в лесу?



– Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с утвердительной интонацией.

– Прочитайте с сердитой интонацией.

– Прочитайте с веселой интонацией.

– Прочитайте с ускорением.

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

– Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрят, бобриха, бобровый.)



– Отгадайте загадки.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной 

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

(Заяц)

– Что вы знаете о бобрах?

– Что вы знаете о зайцах?

– Как вы думаете, почему мы начали урок с рассказа о бобрах и зайцах?

Правильно, главными героями рассказа будут бобры и заяц.


ван

И

тов

Со


ки

ко

лов

Ми

В Л М И Р С Р Ж Т ОМ ПЯВАЯДНЖМИЧМЕЯК





-Назовите автора и тему урока.


– Определите цели урока.

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение? Как вы думаете, о ком или о чем будет произведение с таким названием?

– Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

– Как называют зайцев, родившихся осенью?

– Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?

– Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

– Вы попытались предположить, о ком пойдет речь и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

познакомимся с биографией
И. С. Соколова-Микитова



-Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?

Методический приём «Корзина имён, понятий» портрет писателя

( на доске схема: И.С Соколов-Микитов- писатель-рассказы- сказки- о природе)



Сведения об авторе.

Приём «Чтение с пометами»

И. С. Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 года. Рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету.

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях – зверях и птицах российских лесов.

Большинство произведений записаны со слов старого ослепшего писателя его женой и внуком. Главная мысль его творчества – бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле.



- Мы попытались предположить, о ком пойдёт речь в произведении, опираясь только на его название. Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение.


Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку; принимают участие в диалоге с учителем.






Повторяют за учителем движения.



Называют правила поведения в лесу.




Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке























Определяют автора, двигаясь по часовой стрелке)

Название произведения, исключив повторяющиеся буквы.



Называют тему урока.





По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.


Предположения учащихся о том, кого могут звать Листопадничком.)



Высказывают свои предположения, рассматривают фотографии, портрет автора.

Схема дополняется в процессе работы с текстом-биогафией автора)


Читают биографию автора ( листы у каждого).

При чтении карандашом выставляют пометки на полях ( + уже знал

! узнал новое ? хочу узнать)








Озвучивание помет. Вывод: будем знакомиться с его произведением.


Л: Включение учащихся в учебную деятельность,

учебно-познавательный интерес к данному уроку.












Р: Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу.


П: Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
















































П: Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета































Наблюдение учителя за организацией обучающимися рабочего места и настроя на совместную коллективную деятельность











Устные ответы
















Наблюдения за работой в группе
















Устные ответы























Устные ответы









Наблюдение за выполнением приема «Чтение с пометами»















Устные ответы

2

Стадия осмысления


















Организует чтение и обсуждение содержания произведения.














Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации




Фронтальная, парная













Фронтальная

- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Такой приём называется «чтение с остановками»

Мы должны определить жанр произведения.

1 часть

- Кто такие листопаднички? ( слайд-картинка о зайцах и краткие сведения)

2 часть

-Какие признаки поздней осени вы знаете?

3 часть

- Почему зайцы зимой не замерзают? Что подтвердилось из ваших предположений? Какой жанр произведения? Кто будет главным героем сказки? Охарактеризуйте зайчонка по первой части произведения. Что будет дальше?


Организую проведение музыкальной физминутки со специальными палочками для физических упражнений.







Методический приём «Дерево предсказаний» (слайд с правилами)

4 часть. Что такое плотина? (слайд с иллюстрациями)

5 часть. Что такое хатка?

6 часть. Что значит ходко?

7часть.Что такое охапка?

8 часть. Почему зайчонок остался в хатке бобров?

9 часть. Охарактеризуйте зайчонка по итогам прочтения произведения.


Читают текст сказки по смысловым частям.


Отвечают на вопросы












Выполняют упражнения








Работа в паре.

Повторяют правила «вежливого спора»

-высказав своё мнение, спроси партнёра «Ты согласен?»

- слушай партнёра внимательно;

-если ты не согласен, выскажи своё мнение.


П: Осуществляют анализ произведения.
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

К: Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению.

Учитывают мнение соседа по парте.

Р: Осуществляют контроль по результату
















Л: осознают важность сохранения и укрепления здоровья



Наблюдение за темпом чтения















Наблюдение за выполнением упражнений








Наблюдения за работой в паре

3

Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результаты чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися.

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам











Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание















Фронтальная, групповая















Фронтальная, индивидуальная

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?



- В качестве итога урока я предлагаю составить -пятистишие на тему «Листопадничек». Вы в нём можете выразить своё отношение к зайчонку.

Составления синквейна на тему «Листопадничек»

( слайд с алгоритмом)

- ключевое слово: Листопадничек;

- 2 прилагательных:

- 3 глагола:

- фраза, отражающая смысл произведения:

- вывод ( существительное: )

-Какова основная мысль сказки?

Чему она учит?

Что бы вы посоветовали Листопадничку?


– А теперь оцените свою работу, настроение. У вас на столах лежат изображения зайчиков, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению









Предлагаю дифференцированное задание.


• Написать свои пожелания зайчику на осенних листочках и положить их в корзину.


• Подготовить пересказ от лица Листопадничка.


• Придумать свою версию того, как зайчик провел зиму.










Отвечают на вопросы.






Работают в группе по 4 человека Составление синквейна на тему «Листопадничек»











Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию









Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей






















Осуществляют самоконтроль учебной деятельности








Наблюдения за работой в группе














Результаты самооценки













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!