СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«И будут огоньками роз цвести шиповники, алея…»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен сценарий поэтического вечера для старшеклассников в рамках изучения поэзии Серебряного века.

Просмотр содержимого документа
««И будут огоньками роз цвести шиповники, алея…»»

«И будут огоньками роз цвести шиповники, алея…» (М.Волошин)

Цели: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с традиционными национальными и общечеловеческими ценностями, формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства, воспитание хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры и воспитывать любовь к родному языку, формировать эстетическое восприятие поэзии, углубить знания о лирике Серебряного века.

Ход мероприятия:

Звучит музыка А. Бородина «Ноктюрн» (Маленькая сюита для фортепиано).

Вед.1:Завершался XIX век, «золотой век» русской литературы, начиналось XX столетие. Это переломное время вошло в историю как «Серебряный век русской поэзии». Н.А. Бердяев назвал эту эпоху "религиозно-культурным ренессансом". Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.

Вед.2Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.

Вед. 1: Начало «Серебряного века» относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта. Он продолжился в творчестве А. Ахматовой, Н. Гумилева, М.Цветаевой, О.Мандельштама и других поэтов:

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка.

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Вед. 2: Эти строки из «Поэмы без героя» А. Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение «Серебряный век». Рубеж веков стал подлинным расцветом русской культуры- музыки, живописи, поэзии. Достаточно назвать такие имена, как Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, М.А.Врубель, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин и др. Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества-в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. (Демонстрируются полотна художников).

Чтец:

Данильева Г.: Эхо неприкаянное

Эхо неприкаянное

Все бродит эхо неприкаянно

Не между гор и не в лесах —

Стучится в вашу грудь отчаянно,

Забыв про стрелку на весах.


Все бродит эхо... Вы услышите,

Не спутав — так зовет Она! —

И, может быть, в тетрадь пропишите

Одно мучительное «А-а-а!»


Все бродит эхо — слово сказано —

Какое слово — страсти пир —

Вам через век любить наказано,

А дальше — вечности порфир.


Все бродит эхо бесприютное,

Все жаждет сотворить дуэт...

Устав, черкнет звездой беспутною:

Поэтов путь — лишь путь комет. 4.10.1994

Вед. 1: - Любовь Цветаевой – это любовь высоты, равной Безмерности. Поэт (она не любила, когда её называли поэтессой) обрушивала на объект своего чувства море эмоций, чувств, мыслей, писем, стихов.

На сцену поднимается девушка с письмом в руках, читает: из письма М. Цветаевой: «Вчера вечером я вышла из дома … Надвигался дождь. И я приняла в свои объятья весь ветер, - нет! Весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, Он умчал меня в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя»

Двое учениц читают стих-е М Цветаевой

Ученица1: Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глухая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?»


И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.


Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей Земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»


Вчера еще – в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, -

Жизнь выпала – копейкой ржавою!»


Ученица 2: Детоубийцей на суду

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»


Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал – колесовать:

Другую целовать», - ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил – в степь заледенелую!

Вот, что ты, милый, сделал – мне.

Мой милый, что тебе я сделала?


Все ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается Любовь, Там подступает

Смерть – садовница,

Само – что дерево трясти! –

В срок яблоко спадает спелое…-

За все, за все меня прости,

Мой милый, что тебе я сделала!»



Вед.2: «О вопль женщин всех времен: мой милый, что тебе я сделала!» - это не просто возглас, это- трагедия.

Вед. 1: Кто-то написал: «Любовь можно испытать, но рассказать о ней невозможно!» Может быть, обычный человек и не может рассказать..

Вед. 2: Но есть люди, как сказал Александр Блок: «называющие ее по имени, отнимающие ароматы у живого цветка, люди эти – поэты. Один из них – Константин Бальмонт». Что для К. Бальмонта любовь?

Чтец:

Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,

Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.

Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,

Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах,

ни во мгле.

Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно,

Я тебя увидал - как слепой вдруг расширит глаза

И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,

Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.

Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.

Я спросил: "Хорошо, что в душе преломляется лед?"

Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.

И люблю - и любовь - о любви - для любимой - поет.



Вед. 1: А вот поэт – символист Александр Блок «Образ своего грядущего мира» описал в стихотворении «Незнакомка». Необыкновенная музыкальность присуща «Незнакомки».

Чтец: По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.


Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.


И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.


Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.


И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.


А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»* кричат.


И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.


И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.


И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.


И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.


Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.


И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.


В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.



Вед. 1: Все поэты были уникальны и неповторимы.

Ахматова чувствовала себя одинокой, нелюбимой, нежеланной и отверженной. Изо всех мук сиротства Анна Ахматова выбрала муку безответной женской любви. «Я люблю, но меня не любят, меня любят, но я не люблю».

Вед. 2: Анна Ахматова всегда была главной любовью Гумилёв, самой большой, выстраданной, ос».

На сцену поднимаются ученик и ученица. Перекрестное чтение стихов А. Ахматовой и Н. Гумилева.

Ученица: Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Как я рада, что нынче вода

Под бесцветным ледком замирает.

Ученик: Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ученица: И я стану – Христос помоги! –

На покров этот, светлый и ломкий,

А ты письма мои береги,

Чтобы нас рассудили потомки,

Ученик: Ее душа открыта жадно

Лишь Медной музыке стиха,

Пред жизнью дальней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Ученица: Чтоб отчетливей и ясней

Ты был виден им, мудрый и смелый,

В биографии славной твоей

Разве можно оставить пробелы?

Слишком сладко земное питье,


Слишком плотны любовные сети.

Пусть когда-нибудь имя мое

Прочитают в учебнике дети,

Ученик: Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

Ученица: И, печальную повесть узнав,

Пусть они улыбнуться лукаво…

Мне любви и покоя не дав,

Одари меня горькою славой.



Вед. 1: Мой серебряный век,

Твой серебряный век,

Вед. 2: Наш серебряный век

Сколько тайн и имен!

В этот век я влюблен.


Вед. 1: Главное, что объединяло творчество всех поэтов «серебряного века» - это глубокая любовь к Родине, к России и неизменная вера в её великое будущее.

Вед. 2: Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей Родины, но всё преодолевал русский народ. Любовь к Родине остаётся в наших сердцах до тех пор, пока эти сердца бьются

Выходят все чтецы на сцену.

Чтец 1: Блок.

Россия, нищая Россия!

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слезы первые любви.


Чтец 2: Бальмонт.

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаенной печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Сестра моя и мать! Жена моя Россия ...

Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,

Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.


Чтец 3: Мандельштам.

Я от жизни смертельно устал,

Ничего от нее не приемлю,

Но люблю мою бедную землю

Оттого, что другой не видал.


Чтец 4: Цветаева.

Облака вокруг, купола вокруг,

Надо всей Москвой сколько хватит рук.

И льется аллилуйя в бескрайние поля,

А в грудь тебя целует московская земля.


Чтец 5: Есенин.

Если кликнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю;

Я скажу: не надо рая,

Дайте родину мою.



Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника. Многое зависит и от течения, к которому себя причисляет автор. Взгляды разных поэтов различны, но в одном они схожи – какой бы ни была Родина, чтобы на родной земле ни происходило, она всегда любима.

Звучит романс «Романс О России» Евгений Санин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!