«И будут огоньками роз цвести шиповники, алея…» (М.Волошин)
Цели: воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с традиционными национальными и общечеловеческими ценностями, формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства, воспитание хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры и воспитывать любовь к родному языку, формировать эстетическое восприятие поэзии, углубить знания о лирике Серебряного века.
Ход мероприятия:
Звучит музыка А. Бородина «Ноктюрн» (Маленькая сюита для фортепиано).
Вед.1:Завершался XIX век, «золотой век» русской литературы, начиналось XX столетие. Это переломное время вошло в историю как «Серебряный век русской поэзии». Н.А. Бердяев назвал эту эпоху "религиозно-культурным ренессансом". Русский культурный Ренессанс создавался целым созвездием блестящих гуманитариев — Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Д.С. Мережковским, С.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, П.А. Флоренским и др. Ум, образованность, романтическая страстность были спутниками их трудов. В 1909 г. С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и другие философы выпустили сборник "Вехи", где призвали интеллигенцию к покаянию и отречению от разрушительных и кровожадных революционных планов.
Вед.2Русский "ренессанс" отразил мироощущение людей, живших и творивших на грани веков. Как считал К.Д. Бальмонт, люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося, развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски. Религиозно-философская мысль этого периода мучительно искала ответы на "больные вопросы" российской действительности, пытаясь соединить несоединимое — материальное и духовное, отрицание христианских догм и христианскую этику.
Вед. 1: Начало «Серебряного века» относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи В. Брюсова, И. Анненского, К. Бальмонта. Он продолжился в творчестве А. Ахматовой, Н. Гумилева, М.Цветаевой, О.Мандельштама и других поэтов:
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка.
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.
Вед. 2: Эти строки из «Поэмы без героя» А. Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение «Серебряный век». Рубеж веков стал подлинным расцветом русской культуры- музыки, живописи, поэзии. Достаточно назвать такие имена, как Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, М.А.Врубель, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин и др. Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества-в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. (Демонстрируются полотна художников).
Чтец:
Данильева Г.: Эхо неприкаянное
Эхо неприкаянное
Все бродит эхо неприкаянно
Не между гор и не в лесах —
Стучится в вашу грудь отчаянно,
Забыв про стрелку на весах.
Все бродит эхо... Вы услышите,
Не спутав — так зовет Она! —
И, может быть, в тетрадь пропишите
Одно мучительное «А-а-а!»
Все бродит эхо — слово сказано —
Какое слово — страсти пир —
Вам через век любить наказано,
А дальше — вечности порфир.
Все бродит эхо бесприютное,
Все жаждет сотворить дуэт...
Устав, черкнет звездой беспутною:
Поэтов путь — лишь путь комет. 4.10.1994
Вед. 1: - Любовь Цветаевой – это любовь высоты, равной Безмерности. Поэт (она не любила, когда её называли поэтессой) обрушивала на объект своего чувства море эмоций, чувств, мыслей, писем, стихов.
На сцену поднимается девушка с письмом в руках, читает: из письма М. Цветаевой: «Вчера вечером я вышла из дома … Надвигался дождь. И я приняла в свои объятья весь ветер, - нет! Весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, Он умчал меня в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя»
Двое учениц читают стих-е М Цветаевой
Ученица1: Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глухая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
И слезы ей – вода, и кровь –
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей Земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Вчера еще – в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала – копейкой ржавою!»
Ученица 2: Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал – колесовать:
Другую целовать», - ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот, что ты, милый, сделал – мне.
Мой милый, что тебе я сделала?
Все ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь, Там подступает
Смерть – садовница,
Само – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…-
За все, за все меня прости,
Мой милый, что тебе я сделала!»
Вед.2: «О вопль женщин всех времен: мой милый, что тебе я сделала!» - это не просто возглас, это- трагедия.
Вед. 1: Кто-то написал: «Любовь можно испытать, но рассказать о ней невозможно!» Может быть, обычный человек и не может рассказать..
Вед. 2: Но есть люди, как сказал Александр Блок: «называющие ее по имени, отнимающие ароматы у живого цветка, люди эти – поэты. Один из них – Константин Бальмонт». Что для К. Бальмонта любовь?
Чтец:
Я люблю тебя больше, чем Море, и Небо, и Пение,
Я люблю тебя дольше, чем дней мне дано на земле.
Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаления,
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах,
ни во мгле.
Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно,
Я тебя увидал - как слепой вдруг расширит глаза
И, прозрев, поразится, что в мире изваянность спаяна,
Что избыточно вниз, в изумруд, излилась бирюза.
Помню. Книгу раскрыв, ты чуть-чуть шелестела страницами.
Я спросил: "Хорошо, что в душе преломляется лед?"
Ты блеснула ко мне, вмиг узревшими дали, зеницами.
И люблю - и любовь - о любви - для любимой - поет.
Вед. 1: А вот поэт – символист Александр Блок «Образ своего грядущего мира» описал в стихотворении «Незнакомка». Необыкновенная музыкальность присуща «Незнакомки».
Чтец: По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Вед. 1: Все поэты были уникальны и неповторимы.
Ахматова чувствовала себя одинокой, нелюбимой, нежеланной и отверженной. Изо всех мук сиротства Анна Ахматова выбрала муку безответной женской любви. «Я люблю, но меня не любят, меня любят, но я не люблю».
Вед. 2: Анна Ахматова всегда была главной любовью Гумилёв, самой большой, выстраданной, ос».
На сцену поднимаются ученик и ученица. Перекрестное чтение стихов А. Ахматовой и Н. Гумилева.
Ученица: Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.
Ученик: Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков.
Ученица: И я стану – Христос помоги! –
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки,
Ученик: Ее душа открыта жадно
Лишь Медной музыке стиха,
Пред жизнью дальней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Ученица: Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый,
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?
Слишком сладко земное питье,
Слишком плотны любовные сети.
Пусть когда-нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети,
Ученик: Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
Ученица: И, печальную повесть узнав,
Пусть они улыбнуться лукаво…
Мне любви и покоя не дав,
Одари меня горькою славой.
Вед. 1: Мой серебряный век,
Твой серебряный век,
Вед. 2: Наш серебряный век
Сколько тайн и имен!
В этот век я влюблен.
Вед. 1: Главное, что объединяло творчество всех поэтов «серебряного века» - это глубокая любовь к Родине, к России и неизменная вера в её великое будущее.
Вед. 2: Много было тяжёлых и трудных моментов у нашей Родины, но всё преодолевал русский народ. Любовь к Родине остаётся в наших сердцах до тех пор, пока эти сердца бьются
Выходят все чтецы на сцену.
Чтец 1: Блок.
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви.
Чтец 2: Бальмонт.
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Сестра моя и мать! Жена моя Россия ...
Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.
Чтец 3: Мандельштам.
Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что другой не видал.
Чтец 4: Цветаева.
Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой сколько хватит рук.
И льется аллилуйя в бескрайние поля,
А в грудь тебя целует московская земля.
Чтец 5: Есенин.
Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю;
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.
Тема Родины традиционна для русской литературы, каждый художник обращается к ней в своем творчестве. Но, конечно, интерпретация этой темы всякий раз различна. Она обусловлена и личностью автора, его поэтикой, и эпохой, которая всегда налагает свою печать на творчество художника. Многое зависит и от течения, к которому себя причисляет автор. Взгляды разных поэтов различны, но в одном они схожи – какой бы ни была Родина, чтобы на родной земле ни происходило, она всегда любима.
Звучит романс «Романс О России» Евгений Санин