Дата 20.11.2017 Предмет Литературное чтение Урок № 41 Класс 3 Учитель: Фазылова Л.А.
Тема: И. А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
Цели: познакомить учащихся с баснями И. А. Крылова «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; учить видеть и понимать иносказательный смысл басни; учить читать басни по ролям, развивать мышление, речь учеников.
Планируемые результаты:
Предметные: должны уметь отличать басню от стихотворения, знать структуру басни.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; определять основную идею произведения.
Коммуникативные: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.
Регулятивные: уметь выбирать цель деятельности, оценивать свои достижения
Личностные: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий (3 класс, часть 1), портрет И. А. Крылова, картинки обезьяны, зеркала, лисы, вороны, карточки (текст речевой разминки, минитест)
Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка (по группам) (желтые карточки)
Проворонила ворона воронёнка.
Лиса по лесу шла, лиса лычки драла,
Лиса лапти плела.
-Прочитайте медленно.
- с ускорением;
-быстро, замедляя темп;
Быстро.
Актуализация опорных знаний.
Инд. Карточки
Фронтальная беседа
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
- Что такое басня?
- Прочитайте.
– Как вы понимаете, кто такой невежда?
Невежда – необразованный, малосведущий человек, неуч.
– В русском языке есть другое слово, которое похоже на слово «невежда», но имеет другое значение, – это слово «невежа». Невежа – грубый, невоспитанный человек.
IV. Введение в тему.
Беседа.
- С каким автором мы с вами познакомились?
- Что из его биографии вы запомнили?
- В каком жанре работал автор?
- Кто обычно герои басен?
2. Постановка целей урока.
Отгадайте загадки:
По деревьям бойко скачут,
В зоопарке всех дурачат,
Видят лишь в других изъяны,
А зовут их - (Обезьяна)
Часто я в него смотрюсь
Передним кружусь, верчусь.
Свои косы заплетаю
И костюмчик поправляю. (Зеркало)
- Обратите внимание на картинки на доске
- Как вы думаете, почему мы говорим об этих животных и предмете?
- Назовите тему урока.
- Поставьте цели урока, используя слова:
Узнаем…
Научимся…
Будем уметь…
Физкультминутка
– Сегодня мы прочитаем новую басню знаменитого баснописца – «Зеркало и Обезьяна».
- Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?
Прежде, чем читать её, выясним значение слов.
Образ- вид, облик.
Кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной.
Ужимки – гримасы; неестественные телодвижения.
Сатира – обличающее осмеяние.
3. Чтение басни учителем.
– Оправдались ли наши предположения, о чем басня?
– Какова Обезьяна?
– Чем мартышка из этой басни похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»?
– Кто она – невежа или невежда?
- Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
- Какие строки стали крылатыми (известными)? (Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?)
– Какова мораль басни? Прочитайте.
(Басня про "Зеркало и Обезьяну" повествует о том, что в другом видны недостатки, которые незаметны в себе).
- Какие черты высмеивает автор?
Обезьяна
Олицетворяет людей с высоким самомнением, которые видят недостатки только других
Медведь
Мудрый человек, которому со стороны больше видно и который дает правильный совет, но обезьяна его не слушает.
4. Работа в парах.
- Приготовьтесь читать выразительно по ролям, определитесь, кто кем будет.
5. Работа над басней «Ворона и Лисица».
1. Чтение басни учителем.
2. Словарная работа
Лесть – угодливое восхваление.
Льстец – льстивый человек.
Гнусный – омерзительный, неприятный человек.
Пленил – привлек внимание.
Взгромоздился – взобрался с усилием на что-то высокое.
3. Беседа.
- Какие черты высмеивает автор в этой басне?
Лиса -хитрая и сообразительная лис, которая своей сообразительностью обманула наивную и доверчивую ворону. Здесь показана льстивая и умная лиса, которая без затруднений выманила сыр. Ворона- не блистает умом и, зная, что не обладает звонким голосом, все ровно поверила в похвалу и во весь голос каркнула, потеряв при этом свою еду. Делая выводы из данной ситуации нужно всегда доверять своим глазам, видя, кто именно находится перед тобой, а не наивности ушам.
4. Прочитайте и найдите мораль в этой басне.
- Какова мораль басни? Прочитайте.
5. Работа в парах.
- Приготовьтесь читать выразительно по ролям, определитесь, кто кем будет.
V. Закрепление.
- Прочитайте, понравившуюся басню, выразительно.
Рефлексия
(Минитест)
Басня –это:
Рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Краткий нравоучительный рассказ, имеющий иносказательный смысл;
Короткое ироническое стихотворение о жизни зверей;
Что увидела Обезьяна в Зеркале?
Свой образ
Медведя
Других Обезьян
Кто дал сове Обезьяне?
Где держала Ворона сыр?
Под крылом;
Лапе;
Под хвостом;
Во рту.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Что особенно понравилось?
- В чем сила басни?
Как вы поработали?
Закончите предложение
Я узнал…
Я научился…
Я умею…
У кого – то что-то не получилось? Что?
- Как вы думаете, что нужно, чтобы следующий раз получалось?
Домашнее задание: стр. 136-139, I-выр. чит, II- наизусть по выбору.