СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гува Елена Александровна

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по геометрии в 8 классе по теме "Площадь треугольника"

Просмотр содержимого документа
«Гува Елена Александровна»

План-конспект урока по геометрии. Тема: "Площадь треугольника". 8-й класс

Разделы: Математика

Цель урока: систематизация знаний по теме: “Площадь”, вывод формулы для площади треугольника и двух следствий из нее, совершенствование навыков решения задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  • актуализировать знания;

  • систематизировать знания;

  • проконтролировать усвоение знаний.

Воспитательные:

  • формировать культуру речи учащихся;

  • воспитывать самостоятельность, уверенность, чувство собственного достоинства.

Развивающие:

  • развивать память, речь, мышление, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы;

  • развивать нестандартное мышление;

  • совершенствовать навыки решения задач;

  • развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.

Тип урока: урок формирования знаний.

Методы обучения: использование ЦОР, ИКТ, метод исследования, технология развивающего обучения, технология деятельностного похода, фронтальная беседа, фронтальный опрос.

Оборудование: компьютер с возможностью выхода в Internet, проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний. Постановка цели.

Сегодня нам предстоит повторить все, что изучили о площадях известных фигур (прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб). Вывести формулу для площади треугольника и научиться решать задачи.

Для начала давайте вспомним, какие свойства площадей нам известны и помогают решать задачи

Свойство 1. Равные многоугольники имеют равные площади.

Свойство 2. Если многоугольник составлен из нескольких многоугольников, то его площадь равна сумме площадей этих многоугольников.

А теперь, предлагаю вам решить устную задачу. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 3

Рисунок 1

Решение: 1) DB  AB = DB – высота параллелограмма = SABCD = АВ · DB.

АВD - прямоугольныйADB=30° = АВ=0,5 AD = 6 см =

SABCD = АВ • DB = 30 см2.

2) АВD = BCD (по трем сторонам)=

SABD = SBCD=0,5 SABCD =15 см2.

3) АВС = АCD (по трем сторонам)=

SABС = SАCD=0,5 SABCD =15 см2.

III. Введение знаний.

Обратите внимание, что использую формулу для нахождения площади параллелограмма, нам удалось найти площади нескольких треугольников. Попробуем самостоятельно сформулировать и доказать теорему о площади треугольника. 

(Сделать чертеж, ввести понятия основания треугольника и высоты, опущенной к этому основанию. Сформулировать и доказать теорему о площади треугольника.)

Теорема. Площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

Следующее задание поможет нам научиться находить площадь треугольника используя различные его стороны, как основания и соотносить высоты этого треугольника к выбранному основанию. (Устно, по готовому чертежу, записать формулы для нахождения площади треугольника тремя различными способами.) 

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР)

 

Следующее задание на внимание. Объясните, почему площади этих треугольников равны. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 5 (Использованный ЦОР: http://zagadki.pp.ru/neprostye-ravnobedrennye-treugolniki)

Рисунок 2

Подсказки:

    1. Вспомните особые треугольники.

    2. Прямоугольный треугольник.

    3. Египетский треугольник.

    4. Разбить каждый из двух равнобедренных треугольников на два треугольника, проведя высоты из вершин к основанию.

IV. Углубление и закрепление полученных знаний

(Для смены зрительного восприятия чертежи к этому блоку лучше сделать на обычной доске)

Мы не просто так вспомнили о прямоугольных треугольниках. Это, действительно, отдельный класс треугольников и поэтому площадь их находится особым образом.

Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС. Как найти его площадь? Что выбрать за основание, а что за высоту? Постарайтесь самостоятельно сформулировать утверждение.

Следствие 1. Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

А теперь устно решим задачу по готовому чертежу. Внимание на доску.

Задача 1 Дано: АВD и КМР,

BD, MR – высоты,

BD = MR,

АС = 12 см,

КР = 10 см.

Найти:  - ?

Решение: Запись формул для нахождения площади каждого треугольника не должно вызвать у учащихся сложности. А вот как вычислить площадь каждого, если не дана высота? Этот вопрос может поставить в тупик. Необходимо еще раз акцентировать внимание учащихся на вопрос задачи. (Отношение площадей треугольников). Составить отношение и в ходе рассуждений о том, что высоты треугольников равны должна появиться гипотеза, что это отношение не зависит от высот, а зависит только от оснований треугольников.

Ответ: =1,2.

Следствие 2. Если высоты двух треугольников равны, то их площади относятся как основания.

Закрепим полученные знания, решив задачу № 470 из учебника. (Геометрия 7-9. Просвещение, 2009, авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.)

V. Итог урока.

Умы людей, которые занимались и сейчас занимаются математическими науками, конечно, привлекали не сами задачи с конкретными цифрами, а что-то особое не всегда очевидное. То, что заставляет удивляться, сомневаться и толкает на раздумья. Вот и я хочу показать вам красоту математики и подтолкнуть вас к раздумьям.

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР)

Возможно ли, разрезать равносторонний треугольник на части так, чтобы затем сложить их них квадрат? Оказывается, возможно.

Ну и конечно, надо понимать, что ответить на непростые вопросы в математике ученым помогают знания полученные ими в школе. А значит и нам следует повторить и усвоить, что сегодня на уроке новое мы открыли сами. (В итоге повторить теорему и следствия из нее).

VI. Домашнее задание:

Чтобы знания не ушли из Ваших голов со звонком с урока, мною для Вас подготовлено наряду с традиционным заданием и не совсем обычное задание.

(Геометрия 7-9. Просвещение, 2009, авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.)

Пункты учебника 48-52, №№ 469,471(б), 474.

Использование Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР)

*** 1 Особое задание: Объясните как это возможно? 

*** 2 Особое задание: 

Дан равносторонний треугольник. Внутри него взяли произвольную точку и соединили ее с вершинами. Также из этой точки опустили перпендикуляры на все стороны треугольника. Стандартный вопрос. Какого цвета больше: черного или оранжевого?

Рисунок 3

Решение: Надо провести через эту точку три прямые - по одной параллельной каждой из сторон треугольника. И тогда все станет ясно.

Рисунок 4

Поделиться страницей:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!