СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Графические информационные модели»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Сформировать у учащихся понятие «графическая модель», рассмотреть виды графических моделей.

Задачи урока:

Учебные:

  • Раскрыть одну из областей применения графических моделей в деятельности человека;
  • Формировать навыки практического применения знаний.

Развивающие:

  • Создать условия для развития навыков практического применения знаний;
  • Создать условия для развития компетентностных умений и навыков.

Воспитательные:

  • Создать условия для развития ценностно-ориентационных и компетентностных умений и навыков (самостоятельность, ответственность за себя, внимание, приемы умственной деятельности, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; информационная культуру учащихся);
  • Развитие познавательного интереса.
  • Тип урока: комбинированный урок.
  • Место урока в учебном плане:
  • Данный урок является одним из уроков по разделу "Моделирование" в 9 классе, на котором вводится понятие графические информационные модели, рассматривается ГИС "Карта Мира" как пример готовой графической модели, осваивается технология работы с новой программой.
  • Знания учащихся: понятия "модель", "моделирования", тип моделей(информационные графические).

Просмотр содержимого документа
««Графические информационные модели»»

Тема урока: «Графические информационные модели»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Учитель: Федюшина Татьяна Валерьевна

Класс: 9

Цели урока: Сформировать у учащихся понятие «графическая модель», рассмотреть виды графических моделей.

Задачи урока:

Учебные:

  • Раскрыть одну из областей применения графических моделей в деятельности человека;

  • Формировать навыки практического применения знаний.

Развивающие:

  • Создать условия для развития навыков практического применения знаний;

  • Создать условия для развития компетентностных умений и навыков.

Воспитательные:

  • Создать условия для развития ценностно-ориентационных и компетентностных умений и навыков (самостоятельность, ответственность за себя, внимание, приемы умственной деятельности, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; информационная культуру учащихся);

  • Развитие познавательного интереса.

  • Тип урока: комбинированный урок.

  • Место урока в учебном плане:

  • Данный урок является одним из уроков по разделу "Моделирование" в 9 классе, на котором вводится понятие графические информационные модели, рассматривается ГИС "Карта Мира" как пример готовой графической модели, осваивается технология работы с новой программой.

  • Знания учащихся: понятия "модель", "моделирования", тип моделей(информационные графические).

Учебно-методическое обеспечение:

  • Технические и программные средства:

  • Персональные компьютеры

  • Проектор

  • Домашнее задание (с сайта единых информационных ресурсов http://school-collection.edu.ru)

  • Интерактивный конспект по теме урока

  • Раздаточный материал.

План урока

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Актуализация опорных знаний - 7 мин.

  3. Изучение нового материала -13 мин.

  4. Практическая работа - 15 мин.

  5. Закрепление (кроссворд) – 6 мин.

  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание - 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих, проверяет готовность учащихся к уроку.

Сегодняшний урок начнём с вами с Эпиграфа

"Информатику уже за тем изучать

следует, что она ум в порядок приводит" (Слайд 1)

Постарайтесь запомнить этот эпиграф.


2. Актуализация опорных знаний.

  • Что такое модель?

  • Какие свойства реальных объектов воспроизводят следующие модели: манекен в магазине, кукла, чучело волка, игрушечный автомобиль?

  • Что такое информационная модель? (Слайд 2)

  • Чем будет отличать модель самолёта, необходимая для слесаря и для художника?

  • Можно ли следующие объекты считать информационными моделями: рецепт пирога, расписание уроков?

  • Какие два класса моделей существуют?

  • Что такое формализация? (Слайд 3)

Перед вами примеры моделей. Распределите их на материальные и информационные. (2,3,5,6,8- мат., 1,4,7,9,10,11- инф.) (Слайд 4)

- Как вы думаете к какому типу информационных моделей можно отнести эти модели? (графические)

- Какие же модели мы сегодня будем изучать? (графические).

- откройте тетради, запишите число, классная работа и тему сегодняшнего урока «Графические информационные модели» (Слайд 5).

-Давайте поставим перед собой цель и начнём двигаться к ней.


3. Изучение нового материала.

- Как вы думаете, что такое графическая информационная модель?

-ГИМ являются простейшим видом моделей, которые передают внешние признаки объекта- размер, форму, цвет. Они более информативны, чем словесные.

Графическая информационная модель – это наглядный способ представления объектов и процессов в виде графических моделей. (записать в тетрадь)

Рассмотрим виды графических информационных моделей:

  • Карта

  • Чертёж

  • Схема

  • Структура

  • График

  • Граф (Слайд 6).


Информационная модель – это описание объекта или явления.

Вы все видели географические карты. Для чего они служат?

  • Карта описывает (графически) конкретную местность, которая является для нее объектом моделирования. (Слайд 7).

  • Чертеж – точная геометрическая копия реального объекта. Чертежи создаются конструкторами, проектировщиками, они должны быть очень точным, т.к. на них указываются все необходимые размеры реального объекта.

Существует масса различных компьютерных сред для создания конструкторских чертежей: Автокад, Адем, Компас, 3D MАХ - для трехмерного моделирования и т.д. (Слайд 8-9).

  • Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы.(Слайд 10-11)

  • Структура - это определенный порядок объединения элементов системы в единое целое.(слайд 12)

  • Для отображения и визуализации различных процессов (природных, экономических, общественных и технических) часто используют построение графиков.(с.13-14)

  • Граф состоит из вершин, связанных линиями - рёбрами. Вершины графа изображаются кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т. д. (сл.15)

Взвешенный граф (слайд 16)

Графы применяются для решения логических задач, для изображения родословной, т.е.

Генеалогическово древа.


4. Практическая работа.

  1. Запустить текстовый редактор MWord/

  2. С помощью команд Вставка- Фигуры выбрать необходимые фигуры для изображения.

  3. Создать свою родословную.

Какой вид графической информации будем использовать? (граф)

С картами, чертежами, схемами, графиками, диаграммами, графами вы имели дело и раньше. Просто их вы не связывали с понятием графические информационные модели.


5. Закрепление.

Учитель просит вспомнить эпиграф урока.

"Информатику уже за тем изучать

следует, что она ум в порядок приводит"

Проверим, как информатика привела ваш ум в порядок.

Разгадаем кроссворд (страница 7 конспекта Учитель читает вопросы, а дети, но доске заполняют инструментом "маркер", кто правильно отвечает на вопросы)

1






И








2


Н








3



Ф






4

О








5




Р







6



М





7

А







8



Т






9





И









10




К








11


А



Вопросы:

  1. Результат перехода от реальных свойств объекта моделирования к их формальному обозначению в определённой знаковой системе. (формализация)

  2. Материальная модель человека. (манекен)

  3. Графическая модель, применяемая для отображения процессов. (график)

  4. Упрощенное подобие реального объекта. (модель)

  5. График может быть представлен в виде… (диаграмма)

  6. Графическое отображение состава и структуры сложной системы. (схема)

  7. Графическая модель описывающая конкретную местность. (карта)

  8. Точная геометрическая копия реального объекта. (чертёж)

  9. Деятельность человека по созданию моделей. (моделирование)

  10. Определенный порядок объединения элементов системы в единое целое. (структура)

  11. Средство для наглядного представления состава и структуры системы. (граф)


6. Подведение итогов.

А теперь оцените свою работу на уроке:

А мне остается формализовать ваши старания оценкой


  1. Д/з. Лист с домашнем заданием



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!