СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ. Задание 26 ПРАКТИКА

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ (средства художественной выразительности).

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ. Задание 26 ПРАКТИКА»

Средства художественной выразительности Задание 26

Средства художественной выразительности

Задание 26

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Тропы эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ. Лексические средства выразительности синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины Синтаксические средства вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения Приёмы анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Тропы

  • эпитет,
  • гипербола,
  • литота,
  • метафора,
  • метонимия,
  • олицетворение,
  • синекдоха,
  • сравнение,
  • ирония,
  • аллегория,
  • символ.

Лексические средства выразительности

  • синонимы,
  • антонимы,
  • фразеологизмы,
  • разговорная и просторечная лексика,
  • книжная лексика,
  • оценочная лексика,
  • диалектизмы,
  • устаревшая лексика,
  • неологизмы,
  • термины

Синтаксические средства

  • вводные слова и словосочетания,
  • восклицательные и вопросительные предложения,
  • неполные предложения,
  • обращения,
  • сравнительные обороты,
  • ряды однородных членов предложения,
  • риторические вопросы,
  • риторические обращения,
  • односоставные предложения

Приёмы

  • анафора,
  • эпифора,
  • антитеза,
  • вопросно-ответная форма изложения,
  • градация,
  • инверсия,
  • лексический повтор,
  • цитирование,
  • диалог,
  • парцелляция,
  • синтаксический параллелизм,
  • оксюморон
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ТРОПЫ СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ ПРИЁМЫ вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины ассонанс, аллитерация, звукоподражание

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ТРОПЫ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

  • эпитет,
  • гипербола,
  • литота,
  • метафора,
  • метонимия,
  • олицетворение,
  • синекдоха,
  • сравнение,
  • ирония,
  • аллегория,
  • символ

ПРИЁМЫ

  • вводные слова и словосочетания,
  • восклицательные и вопросительные предложения,
  • неполные предложения,
  • обращения,
  • сравнительные обороты,
  • ряды однородных членов предложения,
  • риторические вопросы,
  • риторические обращения,
  • односоставные предложения

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

  • анафора,
  • эпифора,
  • антитеза,
  • вопросно-ответная форма изложения,
  • градация,
  • инверсия,
  • лексический повтор,
  • цитирование,
  • диалог,
  • парцелляция,
  • синтаксический
  • параллелизм,
  • оксюморон

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

  • синонимы,
  • антонимы,
  • фразеологизмы,
  • разговорная и просторечная лексика,
  • книжная лексика,
  • оценочная лексика,
  • диалектизмы,
  • устаревшая лексика,
  • неологизмы,
  • термины
  • ассонанс,
  • аллитерация,
  • звукоподражание
  • Фонетические средства : аллитерация, ассонанс.
  • Словообразовательные средства : слова с суффиксами определённого значения, слова с эмоционально окрашенными суффиксами.
  • Морфологические средства : особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
  • Лексические средства : просторечные слова, жаргонные слова, диалектные слова, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы (включая индивидуально-авторские слова), общеупотребительная лексика, разговорная лексика, книжная лексика, нейтральная лексика, высокая лексика, сниженная лексика, эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и др.), фразеологизмы
  • Тропы : метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, сравнение, эпитет
  • Синтаксические средства : вводные слова и конструкции,вставные конструкции, восклицательное предложение, вопросительное предложение, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения (включая сравнительный оборот), обращение
  • Форма речи : диалог
  • Приёмы : лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, градация, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза (противопоставление)
АЛГОРИТМ выполнения задания 26 1)  Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.  2)  Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле. 3)  Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через

АЛГОРИТМ

выполнения задания 26

1)  Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки. 2)  Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3)  Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4)  Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. ГИПЕРБОЛА  - преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления. И звезда с звездою говорит. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

ГИПЕРБОЛА  - преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.

И звезда с звездою говорит.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ  - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

Глухие тайны мне поручены… ЭПИТЕТ  - эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием.  Гордо реет буревестник (М. Горький) Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить… ЛИТОТА  – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.

Глухие тайны мне поручены…

ЭПИТЕТ  - эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием. Гордо реет буревестник (М. Горький)

Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…

ЛИТОТА  – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.

Мы читали Пушкина. МЕТОНИМИЯ  - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений. В крови горит огонь желаний. МЕТАФОРА  - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Мы читали Пушкина.

МЕТОНИМИЯ  - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

В крови горит огонь желаний.

МЕТАФОРА  - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Люди в белых халатах помогли ему. ПЕРИФРАЗ  — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей. Он мой заклятый друг. ОКСЮМОРОН  - сочетание несовместимого.  Смотри, ей весело грустить.  Убогая роскошь.

Люди в белых халатах помогли ему.

ПЕРИФРАЗ  — непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей.

Он мой заклятый друг.

ОКСЮМОРОН  - сочетание несовместимого. Смотри, ей весело грустить. Убогая роскошь.

Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным: Спаситель Капитолия Муза Зима Блистающая сталь Прометей Солнце русской поэзии Швед Весна человеческой жизни Седая чародейка Сабля Гусь Парнасская богиня Пушкин Потомок викингов отважных Гомер Волшебный прибор Левенгука Микроскоп Прикованный к скале Титан юность Бессмертный творец «Илиады»

Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным:

Спаситель Капитолия

Муза

Зима

Блистающая сталь

Прометей

Солнце русской поэзии

Швед

Весна человеческой жизни

Седая чародейка

Сабля

Гусь

Парнасская богиня

Пушкин

Потомок викингов отважных

Гомер

Волшебный прибор Левенгука

Микроскоп

Прикованный к скале Титан

юность

Бессмертный творец «Илиады»

Белые воротнички – основные посетители этого кафе. СИНЕКДОХА  - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ  - сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов  как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.

Белые воротнички – основные посетители этого кафе.

СИНЕКДОХА  - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

И стройных жниц короткие подолы,

Как флаги в праздник, по ветру летят.

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ  - сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов  как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.

Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая… АНТИТЕЗА  - противопоставление. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. АНАФОРА  - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая…

АНТИТЕЗА  - противопоставление.

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

АНАФОРА  - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.

Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел… СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ  - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.  Летал сокол по небу, гулял молодец по свету. Деточка, все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь… ЭПИФОРА  - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел…

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ  - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста. Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.

Деточка, все мы немножко лошади,

Каждый из нас по-своему лошадь…

ЭПИФОРА  - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.

Послушай… Далеко, на озере Чад, Изысканный бродит жираф. ИНВЕРСИЯ  - нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.

Послушай… Далеко, на озере Чад,

Изысканный бродит жираф.

ИНВЕРСИЯ  - нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.

Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ  - авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).

Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ  - авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).

А вы, надменные потомки  Известной подлостью прославленных отцов,  Пятою рабскою поправшие обломки  Игрою счастия обиженных родов! РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ   И какой же русский не любит быстрой езды? РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ  

И какой же русский не любит быстрой езды?

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР –  повторение одних и тех же слов как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски. Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому на Канаве, в котором жила Marriette (Л. Толстой).   Это еще не сказка. Сказка только начинается.  Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)   Обратите внимание!  Термин «лексический повтор» одновременно используется в заданиях 25, 26 и 27, но в разных функциях. В задании 25 действует строгое правило: лексический повтор – это повтор одного и того же слова в одной и той же форме. В задании 26 под лексическим повтором может подразумеваться более широкое явление (см. определение). При проверке развёрнутого ответа (задание 27) повтор слова со всеми его словоформами трактуется как речевая ошибка, учитываемая по критерию К6 («Богатство речи»). 

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР –  повторение одних и тех же слов как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски.

Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому на Канаве, в котором жила Marriette (Л. Толстой).  Это еще не сказка. Сказка только начинается. Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Обратите внимание!  Термин «лексический повтор» одновременно используется в заданиях 25, 26 и 27, но в разных функциях. В задании 25 действует строгое правило: лексический повтор – это повтор одного и того же слова в одной и той же форме. В задании 26 под лексическим повтором может подразумеваться более широкое явление (см. определение). При проверке развёрнутого ответа (задание 27) повтор слова со всеми его словоформами трактуется как речевая ошибка, учитываемая по критерию К6 («Богатство речи»). 

сравнение), Б — 5 (каково?  недоговорено, недожито, не исчерпано  — однородные члены предложения), В — 1 (какая утрата?  досадная и грустная  (эмоциональная окраска) — эпитеты), Г — 9 (что?  слепота души  — скрытое сравнение, душа не может быть слепой, но сравнивается с обычной слепотой — метафора). " width="640"

Обратите внимание, что в самом этом задании, в тексте рецензии, присутствуют слова-подсказки (выделены красным на картинке):

Благодаря этим подсказкам в задании и моей статье вы сможете значительно сузить круг поиска верного ответа. В примере выше решение такое: А — 2 (как?  словно  — сравнение), Б — 5 (каково?  недоговорено, недожито, не исчерпано  — однородные члены предложения), В — 1 (какая утрата?  досадная и грустная  (эмоциональная окраска) — эпитеты), Г — 9 (что?  слепота души  — скрытое сравнение, душа не может быть слепой, но сравнивается с обычной слепотой — метафора).

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.   «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной  жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________  (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных  мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения  17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное  отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое  средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной»  в предложении 22) и троп – (Г)_________ (« головокружительной  горы»  в предложении 28, « коварных  воронок» в предложении 29)».   Список терминов: 1) книжная лексика 2) эпитет 3) противопоставление 4) разговорная лексика 5) анафора 6) олицетворение 7) вводное слово 8) синонимы 9) сравнительный оборот

Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

  «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ (« головокружительной  горы» в предложении 28, « коварных  воронок» в предложении 29)».

 

Список терминов:

1) книжная лексика

2) эпитет

3) противопоставление

4) разговорная лексика

5) анафора

6) олицетворение

7) вводное слово

8) синонимы

9) сравнительный оборот

  «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных

мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ (« головокружительной  горы» в предложении 28, « коварных  воронок» в предложении 29)».

А(24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29) Он не боится  переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30) Но он боится сказать : «Стекло разбил я».

Использован  прием противопоставления  –  антитеза .

Б(17) Он  ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18) Он  воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28) Он  не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29) Он  не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.

Использован прием единоначатия предложений  – анафора .

В:   (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал,  как себя , в невиновности которого он был убеждён,  как в своей собственной , он не вступился.

Использовано синтаксическое средство –  сравнительный оборот .

 

Г:   (28)Он не боится слететь на лыжах с самой  головокружительной  горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную  коварных  воронок.

Использован  троп   –  эпитет .

3592

УКАЖИТЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ, В КОТОРЫХ СРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. 2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.  3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час! 4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. 5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно. 23 1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. 2) Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал. 3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. 4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. 5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. 45

УКАЖИТЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ, В КОТОРЫХ СРЕДСТВОМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ЯВЛЯЕТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

23

1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем.

2) Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.

3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне.

4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.

5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

45

ЗАДАНИЕ: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности: Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги. МЕТАФОРА  Пляшет перед звездами звезда,  Пляшет колокольчиком вода,  Пляшет шмель и в дудочку дудит,  Пляшет перед скинией Давид. (А.Тарковский)  АНАФОРА

ЗАДАНИЕ: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:

Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги.

МЕТАФОРА

Пляшет перед звездами звезда,

Пляшет колокольчиком вода,

Пляшет шмель и в дудочку дудит,

Пляшет перед скинией Давид.

(А.Тарковский)

АНАФОРА

 Милый друг, и в этом тихом доме  Лихорадка бьет меня.  Не найти мне места в тихом доме  Возле мирного огня. (А. Блок) ЭПИФОРА  С Россией кончено… На последях  Её мы прогалдели, проболтали,  Пролузгали, пропили, проплевали,  Замызгали на грязных площадях. (М. Волошин) ГРАДАЦИЯ

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

(А. Блок)

ЭПИФОРА

С Россией кончено… На последях

Её мы прогалдели, проболтали,

Пролузгали, пропили, проплевали,

Замызгали на грязных площадях.

(М. Волошин)

ГРАДАЦИЯ

АНТИТЕЗА  Я вчера задыхался от счастья,  А сегодня кричу от боли. (Р. Ивнев)  Там мертвой славе отдают  Меня – твои живые руки. (А.Ахматова) АНТИТЕЗА По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие (И. Гончаров) ИНВЕРСИЯ

АНТИТЕЗА

Я вчера задыхался от счастья,

А сегодня кричу от боли.

(Р. Ивнев)

Там мертвой славе отдают

Меня – твои живые руки.

(А.Ахматова)

АНТИТЕЗА

По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие

(И. Гончаров)

ИНВЕРСИЯ

Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция. ПЕРИФРАЗ  Но остался влажный след в морщине  Старого утеса. Одиноко  Он стоит, задумался глубоко,  И тихонько плачет он в пустыне. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.

ПЕРИФРАЗ

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А – оксюморон Б – метафора В – антитеза  Г – парцелляция 1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь) 2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу) 3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги. 4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер) Б – метафора А – оксюморон В – антитеза  Г – парцелляция

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?

А – оксюморон Б – метафора В – антитеза Г – парцелляция

1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)

2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)

3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.

4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер)

Б – метафора

А – оксюморон

В – антитеза

Г – парцелляция

Приведены примеры метонимии. Однако один пример попал по ошибке. Найдите его, назовите троп или фигуру речи. 1) Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! 2) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. 3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. 4) Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам. 5) О, если б был я тусклый, как Солнце! 6) Но тих был наш бивак открытый. 5 - оксюморон и сравнение

Приведены примеры метонимии.

Однако один пример попал по ошибке.

Найдите его, назовите троп или фигуру речи.

1) Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!

2) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.

3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

4) Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам.

5) О, если б был я тусклый, как Солнце!

6) Но тих был наш бивак открытый.

5 - оксюморон и сравнение

(1) Кто хочет увидеть единым взором нашу недотопленную Россию, не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

(2) Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площади к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. (3) И никакой провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет невежественной волей самодурных властей утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились на неё.

(4) Но осталась от утопленного города высокостройная колокольня. (5) Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего. (6) А колокольню почему-то не свалили, даже не тронули. (7) И вот стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху. (8) Стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, луковкой и шпилем — в небо! (9) Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. (10) От крупных волжских теплоходов шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют пассажиры.

( 11) Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам с покосившимися домишками поспешно переселённых. (12) Полузамерший, переломленный, недобитый город с малым остатком прежних отменных зданий. (13) Но у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. (14) И жить здесь.

(15) И для них тут, и для всех стоит колокольня! (16) Как наша надежда. (17) Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить. А. Солженицын

1) метафора

2) индивидуально-авторские слова

3)ирония

4) ряды однородных членов предложения

5)эпитеты

6) контекстные антонимы

7) просторечные слова

8) вопросно-ответная форма изложения

9) сравнение

10) синтаксический параллелизм

Размышления А. Солженицына, большого писателя, лауреата Нобелевской премии, настраивают читателя на совместные раздумья. В основе текста лежит символ. Чтобы передать свои чувства, Солженицын вводит ......................... (предложения 1, 4, 12). Автор пишет с горечью и ............................... предложение 5). Широко используются ............ (предложе­ния 3, 11, 12). Особая выразительность достигается за счёт .............................. (предложения 11, 16, 17). Среди других изобразительных средств .................... (8,17).

2,3,5,9,1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!