СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол ( урок закрепления) Лицо,число,спряжение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление понятий: лицо,число,спряжение глагола.

Просмотр содержимого документа
«Глагол ( урок закрепления) Лицо,число,спряжение.»

Русский язык Тема урока : «Глагол» 4 класс( урок закрепления) Лицо Число Спряжение Автор: Овчинникова С.В. Учитель начальных классов МАОУ « Лицей №28 имени академика Б.А.Королева»

Русский язык

Тема урока : «Глагол»

4 класс( урок закрепления)

Лицо

Число

Спряжение

Автор: Овчинникова С.В.

Учитель начальных классов

МАОУ « Лицей №28

имени академика Б.А.Королева»

Кла сс ная р а бота. Минутка чистописания

Кла сс ная р а бота.

Минутка чистописания

 Сл о варная р а бота  Спиши ,вставив пропущенные буквы:   Р…совать, м…чтать, п…рхать, св…ркать, р…ботать, д…журить, ...леть,б…гроветь, бл…годарить, б…седовать .  Проверь себя:   Р и совать, м е чтать, п о рхать, св е ркать, р а ботать, д е журить, а леть, б а гроветь, бл а годарить, б е седовать .

Сл о варная р а бота

Спиши ,вставив пропущенные буквы:

Р…совать, м…чтать, п…рхать, св…ркать, р…ботать, д…журить, ...леть,б…гроветь, бл…годарить, б…седовать .

Проверь себя:

Р и совать, м е чтать, п о рхать, св е ркать, р а ботать, д е журить, а леть, б а гроветь, бл а годарить, б е седовать .

Сл о варная р а бота  Поставь ударение в словах:   Р и совать, м е чтать, п о рхать, св е ркать, р а ботать, д е журить, а леть, б а гроветь, бл а годарить, б е седовать.  Проверь себя:

Сл о варная р а бота

Поставь ударение в словах:

Р и совать, м е чтать, п о рхать, св е ркать, р а ботать, д е журить, а леть, б а гроветь, бл а годарить, б е седовать.

Проверь себя:

 Вспомним:   1.Что такое инфинитив?   Ответ:  Инфинитив - это начальная неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на наклонение, ни на число, ни на лицо или род. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать?   2.Что такое спряжение глагола?    Ответ :   Спряжение   — это изменение  глагола  по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Спрягаются  глаголы  только в настоящем и будущем времени. Лицо и число  глагола  можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений. В русском языке два  спряжения .  3. Что такое число глагола?  Ответ: Если действие совершается одним объектом, значит, имеем дело с единственным  числом , а если несколькими – с множественным. 

Вспомним:

1.Что такое инфинитив?

Ответ:

Инфинитив - это начальная неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на наклонение, ни на число, ни на лицо или род. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

2.Что такое спряжение глагола?

Ответ :

Спряжение   — это изменение  глагола  по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Спрягаются  глаголы  только в настоящем и будущем времени. Лицо и число  глагола  можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений. В русском языке два  спряжения

3. Что такое число глагола?

Ответ:

Если действие совершается одним объектом, значит, имеем дело с единственным  числом , а если несколькими – с множественным. 

 Вспомним:   4.Что такое лицо глагола?   Ответ:  Лицо   глагола   в   русском   языке  – это словоизменительная грамматическая категория  глаголов , выражающая соотнесенность называемого  глаголом  действия с участником речи. То есть  лицо   глагола  указывает на то, кто совершает действие.   Глаголы   в  форме 1-го  лица  обозначают действие, которое совершается самим говорящим (в одиночку или совместно с кем-либо);  глаголы   в  форме 2-го  лица  — действие, которое совершается собеседником или собеседниками;  глаголы   в  форме 3-го  лица  — действие, которое совершается  лицом  (-ами) или предметом (‑ ами), о которых говорят.     5 . Можно ли определить род у глаголов настоящего и будущего времени?   Ответ: Род у  глаголов   в  формах настоящего и будущего времени мы определить не можем.

Вспомним:

4.Что такое лицо глагола?

Ответ:

Лицо   глагола   в   русском   языке  – это словоизменительная грамматическая категория  глаголов , выражающая соотнесенность называемого  глаголом  действия с участником речи. То есть  лицо   глагола  указывает на то, кто совершает действие.

Глаголы   в  форме 1-го  лица  обозначают действие, которое совершается самим говорящим (в одиночку или совместно с кем-либо);  глаголы   в  форме 2-го  лица  — действие, которое совершается собеседником или собеседниками;  глаголы   в  форме 3-го  лица  — действие, которое совершается  лицом  (-ами) или предметом (‑ ами), о которых говорят. 

5 . Можно ли определить род у глаголов настоящего и будущего времени?

Ответ:

Род у  глаголов   в  формах настоящего и будущего времени мы определить не можем.

 Назови одним словом данные глаголы Р и совать, м е чтать, п о рхать, св е ркать, р а ботать, д е журить, а леть, б а гроветь, бл а годарить, б е седовать.   Ответ: инфинитивы  Определи вид данных глаголов.  Ответ: несовершенный вид

Назови одним словом данные глаголы

Р и совать, м е чтать, п о рхать, св е ркать, р а ботать, д е журить, а леть, б а гроветь, бл а годарить, б е седовать.

Ответ: инфинитивы

Определи вид данных глаголов.

Ответ: несовершенный вид

 Проспрягай (измени по лицам и числам)глаголы  благодарить и рисовать .  Проверь себя:       Понаблюдай и сделай вывод, что менялось при спряжении глаголов? Ответ: Менялись личные окончания глаголов. (ешь-ишь, ет-ит, ем-им, ете-ите, ят-ют)  1л. Я Благодар ю , рису ю 2л. ТЫ Благодар ишь , рису ешь 1л. МЫ 3л. ОН Благодар им , рису ем 2л. Вы Благодар ит , рису ет Благодар ите , рису ете 3л. Они Благодар ят , рису ют

Проспрягай (измени по лицам и числам)глаголы

благодарить и рисовать .

Проверь себя:

Понаблюдай и сделай вывод, что менялось при спряжении глаголов?

Ответ:

Менялись личные окончания глаголов.

(ешь-ишь, ет-ит, ем-им, ете-ите, ят-ют)

1л. Я

Благодар ю , рису ю

2л. ТЫ

Благодар ишь , рису ешь

1л. МЫ

3л. ОН

Благодар им , рису ем

2л. Вы

Благодар ит , рису ет

Благодар ите , рису ете

3л. Они

Благодар ят , рису ют

Следовательно, все глаголы можно разделить на 2 группы по типу спряжения :   | спряжение - глаголы с окончаниями: -ешь, -ет, -ем, -ете,    (3л мн.ч -ут-ют)   || спряжение - глаголы с окончаниями: -ишь,- ит, -им, -ите,    (3л мн.ч -ат-ят)  Определи лицо и число глаголов:    Пою, копаем, ломаешь, верите, решают, летит. Проверь себя:    Определи спряжение по окончанию глагола: Вар ишь , пол ешь , звен ит , тон ет , сохн ем , гор им , зна ете , дыш ите , сну ют , верт ят.

Следовательно, все глаголы можно разделить на 2 группы по типу спряжения :

| спряжение - глаголы с окончаниями: -ешь, -ет, -ем, -ете,

(3л мн.ч -ут-ют)

|| спряжение - глаголы с окончаниями: -ишь,- ит, -им, -ите,

(3л мн.ч -ат-ят)

Определи лицо и число глаголов:

Пою, копаем, ломаешь, верите, решают, летит.

Проверь себя:

Определи спряжение по окончанию глагола:

Вар ишь , пол ешь , звен ит , тон ет , сохн ем , гор им , зна ете , дыш ите , сну ют , верт ят.

Проверь себя:       Как определить спряжение в 1л. ед.ч.? Ответ: Надо поставить глагол в 3л.мн.ч .( пеку-пек ут , говорю-говор ят ) Прочитай и выбери глаголы, в написании окончаний которых нельзя ошибиться. Объясни, почему? Говорим, смотрим, несете, слышите, правишь, летишь. Ответ: Говор им , нес ете , лет ишь- в данных глаголах окончания ударные.

Проверь себя:

Как определить спряжение в 1л. ед.ч.?

Ответ:

Надо поставить глагол в 3л.мн.ч .( пеку-пек ут , говорю-говор ят )

Прочитай и выбери глаголы, в написании окончаний которых нельзя ошибиться. Объясни, почему?

Говорим, смотрим, несете, слышите, правишь, летишь.

Ответ:

Говор им , нес ете , лет ишь- в данных глаголах окончания ударные.

          Самостоятельная работа  Спиши текст, вставив пропущенные орфограммы. Определи спряжение глаголов. Вет_р крутит в_рхушки д_ревьев. Рокочет гром. Хлещет дож_ь. Мы пробуем укрыт..ся п_д старой …льхой, приж_маемся к скр_пуч_му ств_лу и молч_ терпим капризы пр_роды. Дож_ь мочит нас и здесь.    Проверь себя :

Самостоятельная работа

Спиши текст, вставив пропущенные орфограммы.

Определи спряжение глаголов.

Вет_р крутит в_рхушки д_ревьев. Рокочет гром. Хлещет дож_ь. Мы пробуем укрыт..ся п_д старой …льхой, приж_маемся к скр_пуч_му ств_лу и молч_ терпим капризы пр_роды. Дож_ь мочит нас и здесь.

  Проверь себя :

            Рефлексия   Мне всё понятно    Мне все понятно, но надо  ещё потренироваться    Ничего не понятно

Рефлексия

Мне всё понятно

Мне все понятно, но надо

ещё потренироваться

Ничего не понятно

          Спасибо за работу!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!