Русский язык
Тема урока : «Глагол»
4 класс( урок закрепления)
Лицо
Число
Спряжение
Автор: Овчинникова С.В.
Учитель начальных классов
МАОУ « Лицей №28
имени академика Б.А.Королева»
Кла сс ная р а бота.
Минутка чистописания
Сл о варная р а бота
Спиши ,вставив пропущенные буквы:
Р…совать, м…чтать, п…рхать, св…ркать, р…ботать, д…журить, ...леть,б…гроветь, бл…годарить, б…седовать .
Проверь себя:
Р и совать, м е чтать, п о рхать, св е ркать, р а ботать, д е журить, а леть, б а гроветь, бл а годарить, б е седовать .
Сл о варная р а бота
Поставь ударение в словах:
Р и совать, м е чтать, п о рхать, св е ркать, р а ботать, д е журить, а леть, б а гроветь, бл а годарить, б е седовать.
Проверь себя:
Вспомним:
1.Что такое инфинитив?
Ответ:
Инфинитив - это начальная неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на наклонение, ни на число, ни на лицо или род. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать?
2.Что такое спряжение глагола?
Ответ :
Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Спрягаются глаголы только в настоящем и будущем времени. Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений. В русском языке два спряжения .
3. Что такое число глагола?
Ответ:
Если действие совершается одним объектом, значит, имеем дело с единственным числом , а если несколькими – с множественным.
Вспомним:
4.Что такое лицо глагола?
Ответ:
Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов , выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие.
Глаголы в форме 1-го лица обозначают действие, которое совершается самим говорящим (в одиночку или совместно с кем-либо); глаголы в форме 2-го лица — действие, которое совершается собеседником или собеседниками; глаголы в форме 3-го лица — действие, которое совершается лицом (-ами) или предметом (‑ ами), о которых говорят.
5 . Можно ли определить род у глаголов настоящего и будущего времени?
Ответ:
Род у глаголов в формах настоящего и будущего времени мы определить не можем.
Назови одним словом данные глаголы
Р и совать, м е чтать, п о рхать, св е ркать, р а ботать, д е журить, а леть, б а гроветь, бл а годарить, б е седовать.
Ответ: инфинитивы
Определи вид данных глаголов.
Ответ: несовершенный вид
Проспрягай (измени по лицам и числам)глаголы
благодарить и рисовать .
Проверь себя:
Понаблюдай и сделай вывод, что менялось при спряжении глаголов?
Ответ:
Менялись личные окончания глаголов.
(ешь-ишь, ет-ит, ем-им, ете-ите, ят-ют)
1л. Я
Благодар ю , рису ю
2л. ТЫ
Благодар ишь , рису ешь
1л. МЫ
3л. ОН
Благодар им , рису ем
2л. Вы
Благодар ит , рису ет
Благодар ите , рису ете
3л. Они
Благодар ят , рису ют
Следовательно, все глаголы можно разделить на 2 группы по типу спряжения :
| спряжение - глаголы с окончаниями: -ешь, -ет, -ем, -ете,
(3л мн.ч -ут-ют)
|| спряжение - глаголы с окончаниями: -ишь,- ит, -им, -ите,
(3л мн.ч -ат-ят)
Определи лицо и число глаголов:
Пою, копаем, ломаешь, верите, решают, летит.
Проверь себя:
Определи спряжение по окончанию глагола:
Вар ишь , пол ешь , звен ит , тон ет , сохн ем , гор им , зна ете , дыш ите , сну ют , верт ят.
Проверь себя:
Как определить спряжение в 1л. ед.ч.?
Ответ:
Надо поставить глагол в 3л.мн.ч .( пеку-пек ут , говорю-говор ят )
Прочитай и выбери глаголы, в написании окончаний которых нельзя ошибиться. Объясни, почему?
Говорим, смотрим, несете, слышите, правишь, летишь.
Ответ:
Говор им , нес ете , лет ишь- в данных глаголах окончания ударные.
Самостоятельная работа
Спиши текст, вставив пропущенные орфограммы.
Определи спряжение глаголов.
Вет_р крутит в_рхушки д_ревьев. Рокочет гром. Хлещет дож_ь. Мы пробуем укрыт..ся п_д старой …льхой, приж_маемся к скр_пуч_му ств_лу и молч_ терпим капризы пр_роды. Дож_ь мочит нас и здесь.
Проверь себя :
Рефлексия
Мне всё понятно
Мне все понятно, но надо
ещё потренироваться
Ничего не понятно
Спасибо за работу!