СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность " Креативное мышление"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа для школ

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность " Креативное мышление"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа№4»

«Согласовано»                                                  «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР                      Директор «МБОУ СОШ№4»

_______ Б.Н. Джабраилова                               ________Р.И. Апаев.

Протокол №                                             Протокол №

« » августа 2022                                           « » августа 2022



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ

«РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ» В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ                                                          

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МБОУ « СОШ№4» 9 КЛАССА

   НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

ФИО разработчика: Рамазанова Тюкезбан Рамазановна.

Должность: учитель родного языка и литературы

МБОУ СОШ№4»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному модулю «Развитие креативного мышления» на 2022/23 учебный год для обучающихся 9 класса МБОУ СОШ№4 разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС основного общего образования);

- Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 г №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

- приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;

- концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;

- учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом от 31.08.2021 № 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;

- рабочей программы воспитания МБОУ СОШ№4, утвержденной 30.08.2021 № 87б.

Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».

Общая характеристика учебного модуля

Программа реализуется во внеурочной деятельности и является составляющим модулем программы по развитию функциональной грамотности обучающихся.

Общее количество часов: 17 часов. 

На каждом занятии обучающимся предлагается для решения учебная ситуация или учебное задание для применения и развития компетенции креативного мышления.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, социальное.

Форма организации внеурочной деятельности: деловые и ролевые игры, дискуссии, беседы, проекты, тестирование.

Основной целью программы является развитие и оценка креативного мышления обучающихся 9 класса как индикатора качества и эффективности образования.

Задачи программы:

- развивать любознательность (активный интерес к обучению, заданиям) как способности к самостоятельному поиску ответов;

- развивать воображение как способность к продуцированию собственных идей;

- способность оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Обучающийся демонстрирует готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Личностные результаты освоения учебного модуля по креативному мышлению для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

- представление о способах противодействия коррупции;

- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

- активное участие в школьном самоуправлении;

- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

- стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

- умение принимать себя и других, не осуждая;

- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

- готовность адаптироваться в профессиональной среде;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

- в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

- анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные:

самостоятельно определяет цели обучения, ставит и формулирует новые задачи в учебе и познавательной деятельности, в т.ч. обучающийся сможет: выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цели деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей её решения;

- самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, в т.ч. обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных ипознавательных задач; определять/находить условия для выполнения учебной и познавательной задачи; составлять план решения проблемы; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществляет контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определяет способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, в т.ч. обучающийся сможет: оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- оценивает правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, в т.ч. обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;

- организует сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, в т.ч. обучающийся сможет: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- осознанно использует речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности, в т.ч. обучающий сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств, отличать их от «клишированных»; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Оценивание заданий:

Основными критериями для оценки креативных идей в заданиях на самовыражение являются нестандартность, выразительность, художественная ценность, а в заданиях на решение проблем – новизна, эффективность, научная ценность.

При оценивании заданий учитывается, что креативная идея (решение) – это всегда идея:

- осмысленная;

- необычная (такая, которая придёт в голову не каждому или такая, которая обращает на себя внимание);

- тщательно представленная и оформленная;

- имеющая определённую художественную, научную или социальную ценность.

Общее продвижение (достижение) обучающегося за весь курс имеет качественную характеристику и оценивается на основе следующих умений:

При выдвижении идей обучающийся:

- осознает описанную проблему, может задать уточняющий вопрос;

- способен рассмотреть проблему с разных точек зрения;

- дает различные интерпретации проблемы;

- при решении учебной задачи комбинирует различные идеи, формы (при визуализации), аналоги;

- при создании продукта предлагает вариации с ориентацией на разную аудиторию;

- применяет разные методы, способы, инструменты; - выдвигает несколько  различных моделей или гипотез.

При оценке и отборе идей обучающийся:

- способен оценить идею (продукт) по заданным критериям;

- проводит ранжирование идей на основе определенных критериев;

- выделяет несколько сильных и слабых сторон идей (продукта)

- способен привести развернутые аргументы «за» и «против» собственной идеи;

- в момент дискуссии учитывает интересы партнеров.

При доработке и совершенствовании идеи обучающийся:

- вносит изменения в идею (продукт) в соответствии с дополнительной информацией или новыми критериями;

- адаптирует идею с учётом интересов аудитории;

- совершает изменение идеи (продукта) для усиления сильных сторон и устранения или смягчения слабых сторон.

Психолого-педагогический мониторинг процесса и результатов образовательного процесса. Диагностика:

Показатель

Методика

1. Оригинальность мышления

Вербальный тест «Необычное использование» (Аверина И.С., Щебланова Е.И.)

2. Гибкость мышления

Невербальная часть теста «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» 

3. Продуктивность мышления

Методика «Сложные аналогии»

4. Логическое мышления

Методика «Матрица Равенна»

5. Самооценка творческих способностей

Опросник Г.Дэвиса

 

Учебно-тематический план

 

Темы программы

Количество часов

ВСЕГО

из них

теория

практика

1

Введение в курс

1

1

 

2

Креативщик – какой он?

1

1

 

3

Ментальные карты

4

1

3

4

Развиваем воображение

2

 

2

5

Как развить креативность

2

1

1

6

Как мы мыслим

2

1

1

7

Креативное мышление

2

1

1

8

Возможности развития креативного мышления

2

 

2

9

Итоговые занятия

1

 

1

 

Содержание обучения

 Тема 1. Введение. 

Теория: Введение в курс. Цели и задачи курса. План работы. Креативность – спутник инновационного мышления.  Что такое «мышление» и как оно связано с креативностью? Нужно ли и возможно ли развивать мышление.

Практика: Введение в понятие «креатив». История изучения.  

 

 Тема 2. Креативщик – какой он?. 

Теория:  «Невероятно, но факт!». Кто такой креативный человек? Для чего нужны творческие способности?

Практика:  «Мои силы – мои возможности». Барьеры в проявлении креативности. Диагностика основных показателей креативности (вербальный тест «Необычное использование» (Аверина И.С., Щебланова Е.И.), невербальная часть теста «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса», опросник Г.Дэвиса. Самооценка творческих способностей).

 

 

Тема 3. Ментальные карты. 

Теория: Определение, отличие от традиционной системы записи, применение, алгоритм создания.  Как создать ментальную карту. 

Практика: Упражнения на создание ментальных карт. 

 

Тема 4. Развиваем воображение. 

Теория: Управление воображением. Приемы развития воображения. Практика: Упражнения по развитию воображения.

 

Тема 5.  Как развить креативность.

Теория: Методы настройки на творческую работу. Стереотипы мышления.

Практика: Рекомендации по развитию креативности. Упражнения на развитие творческого мышления. Учимся нестандартно мыслить.  

 

Тема 6. Как мы мыслим. 

Теория: Процесс и результат мышления. Виды и типы мышления. Что влияет на мышление.

Понятие интеллекта. Можно ли измерить интеллект? IQ-тест. Виды интеллекта.  Практика: Тренируем интеллектуальные способности. Создаѐм головоломки. 

 

Тема 7. Креативное мышление. 

Теория: Креативное мышление: определение и основные показатели. Развитие креативности. Быть адаптором или инноватором – твой выбор.

Практика   Работа с тренажѐрами интеллекта. Отчѐт о результатах тренировки. Составление индивидуальной программы тренировок Определение сильных и не очень сторон собственного мышления (тестирование, отчѐт). Особенности мыслительных процессов в группе. Отчѐт о тренировке. Интеллектуальные головоломки и игры. Определи свой сильный способ мышления.

 

Тема 8. Возможности развития креативного мышления. 

Теория: Возможности развития креативного мышления.

Практика: Работа со «спутниками» интеллекта. Условия эффективного мышления.

 

Тема 1. Итоговые занятия. 

Теория: Перспективы.

Практика: Итоговое тестирование по разделу. Самоанализ.  

 

 

«В Швейцарии производят бренди, в бутылку которого помещена целая груша. Как она туда попала? Самое первое предположение: горлышко бутылки было отлито после того, как груша оказалась в ней. Другая догадка: дно бутылки приварили, когда груша уже была внутри. Все полагают: раз груша спелая – значит, и поместили ее в бутылку уже полностью созревшей. На самом же деле, если бы мы увидели, как в бутылку через горлышко просовывают ветку с крохотным ростком, который через какое-то время превращается в зрелую грушу, нам бы не пришлось долго ломать голову над поставленным вопросом»

Де Боно Э.

 

Литература:

  1. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. Грецов А.Г., Питер – 2007, 204с.

  2. Нестандартное мышление. Де Боно Э.

  3. Вербальный тест «Необычное использование» (Аверина И.С., Щебланова Е.И.). http://textarchive.ru/c-2697021.html. 

  4. Невербальная часть теста «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса».

https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogomyshleniya. 

  1. Методика «Сложные аналогии». http://azps.ru/tests/tests3_slojnan.html. 

  2. Методика «Матрица Равенна». https://www.liveinternet.ru/users/5639517/post324105073. 

  3. Опросник Г.Дэвиса https://studwood.ru/1943940/psihologiya/oprosnik_devisa. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!