СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Функциональная грамотность. Креативное мышление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья, в которой рассматривается одно из напрвлений функциональной грамотности- креативное мышление.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность. Креативное мышление»

Самойлова Оксана Сергеевна учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа пгт. Атамановка

[email protected]



Аннотация: Современная школа должна научить учащегося применять полученные знания для решения повседневных жизненных задач в различных сферах жизни. У школьника кроме элементарной грамотности, как умения читать, писать и считать, необходимо сформировать функциональную грамотность. В данной статье рассматривается, что такое «функциональная грамотность», какова цель развития функциональной грамотности, ее составляющее- креативное мышление

Ключевые слова: функциональная грамотность, креативное мышление, образовательные технологии

Креативное мышление –компонент функциональной грамотности

В образовательной организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. П. 35.2. ФГОС ООО

 В современном образовательном контексте функциональная грамотность школьников играет ключевую роль, определяя их способность успешно справляться с вызовами современного мира. Потенциал, способность применить полученные компетенции для решения личностных, социальных и профессиональных задач. Насколько смогут применить и использовать все те знания, навыки, которые формируем в рамках образовательного процесса для того, чтобы ученики могли их применять в жизни. В рамках ФГОС организация обучения будет акцентироваться на развитии этой важной компетенции, что имеет решающее значение для становления, образованного и адаптированного к быстро меняющимся условиям жизни гражданина.

Функциональная грамотность - это набор навыков чтения, письма и коммуникации, которые позволяют человеку успешно применять свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Функциональная грамотность подразумевает не только базовые навыки чтения и письма, но и способность адаптировать и применять эти навыки для решения разнообразных задач, с которыми сталкивается ученик в повседневной жизни.

В функциональную грамотность входят 6 направлений:

- математическая грамотность- это способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения;

- естественно-научная грамотность- это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой. Необычное решение задач по математике –алгоритм решения, способ решения.

- финансовая грамотность- это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни; Уметь в потоке информации выявлять данные и принимать решения. Развивать способности через жизненные ситуации, анализировать ситуации, применение грамотного распределения средств. Анализ ситуаций , которые встречаются в повседневной жизни.

- читательская грамотность- это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида;

- глобальные компетенции- это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству;

- креативное мышление- это умение смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач. Вот это направление сложно проверить с помощью цифровых технологий, так как это полёт фантазий, нестандартные ответы. Например, когда в классе возникает конфликт, есть дети - лидеры, которые могут быстро его разрешить. (сказать, посоветовать, поговорить). Вот умеют же! Иногда сам учитель затрудняется в выборе действия, чтобы разрешить конфликт. Смотришь, а Тимофей уже поговорил, что-то сказал и дети успокоились.


 В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные креативно мыслить в сложных жизненных ситуациях, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. Сейчас креативное мышление – залог успешного развития.

Навыки устного и письменного счета, каллиграфического письма, чтения, составлявшие основу начального обучения на протяжении многих столетий, сейчас все в меньшей степени признаются единственно важными и достаточными для школы настоящего и будущего. Возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, ее анализа, обработки, хранения, распространения, предоставления другим людям в максимально рациональной форме.

Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирование новых знаний, решения задач, с которыми он не сталкивался ранее.

Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей),

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

Цель педагогической деятельности – формирование творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и не стандартное, то есть научить ребенка учиться, добывать знания, получить удовольствие от учебы и труда.

Креативное мышление можно развить с помощью инновационной педагогической технологии ТРИЗ (технология решения изобретательских задач). Одним из эффективных приемов развития креативного мышления является метод «Мышления противоречиями». На уроках «Окружающего мира» придумываем с учащимися такие противоречия по программному материалу. Вот некоторые из них:

- Если не будет ветра, не будут распространяться семена растений, не будет дождей.

- если уничтожить всех комаров, (то будет хорошо в походе, но стрекозам и рыбкам будет меньше корма);

- если вдеть в иголку длинную нитку, (то не надо часто заменять, но неудобно шить);

Ножницы (должны быть острыми, чтобы резать бумагу, но при этом тупыми, чтобы не пораниться);

К пониманию противоречий можно подвести при помощи игры «Хорошо - плохо». При этом дети должны усвоить, что во всем хорошем можно найти плохое, но во всем плохом, есть хорошее. Например, 100 дней идет снег – хорошо, будет много снега и хороший урожай, плохо – проломит крыши домов, ветки деревьев.

Мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому что может заболеть горло.

Заболеть хорошо – можно не ходить в школу, плохо – дома одному будет скучно.

Ставить отметки – хорошо, можно контролировать ученика, плохо, потому что трудно быть добрым и справедливым оценщиком знаний ученика.

Например, на уроках русского языка, используется прием для запоминания правильности написания словарных слов. Для того чтобы запомнить непроверяемую букву нужно "оживить" букву, создать ее "образ" в конкретном слове. Образы у человека создаются при воздействии на органы чувств – след от воздействия остается в образной памяти.

В своей работе при изучении словарных слов используем фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Например, пассажир – пассажир берет билет в кассе, улица – на улице встречаю знакомые лица, запад – на западе солнце падает.

Интересным является упражнение «В слове спряталось другое слово». Например, горизонт – гори, зонт, облако – на облаке лак, пловец – пловец плывет в плове. Детям предлагается нарисовать свой фантастический сюжет.

Использование мнемотаблиц. Мнемотаблицы — это графическое изображение (рисунок) - схема запоминаемого слова, действия, словосочетания. Стихотворение, рассказ или текст мы изображаем в виде схем, рисунков, по которым ученик легко запоминает. Коротенькие стихи на уроках русского языка для дальнейшей записи по памяти или на уроках литературного чтения для воспроизведения вслух.

Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения. Во время знакомства с произведениями важно акцентировать внимание детей на моментах, значимых для понимания авторского замысла: спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Так дети становятся вдумчивыми и творческими читателями, способными сопереживать героям, понимать замысел автора и видеть в текстах явления из реальной жизни. Кроме того, такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей, развивают читательскую грамотность.

Идея любого произведения, глубоко запрятанная в текст, извлекается в результате его анализа. Для того, чтобы понять автора, его идею, для анализа текста мы прежде всего должны определить систему образов произведения, составить его «структурную схему», которая поможет увидеть все образы, разобраться в их связях и взаимоотношениях и наглядно представить идею.

Урок окружающего мира, 3 класс. Предлагается сплошной текст на тему «Наше питание». Детям опираясь на текст учебника, надо заполнить таблицу «Питательные вещества».

На уроке ОРКСЭ задан вопрос «Нужны ли дружинники, которые будут следить за порядком на улице?». Многие ответили, что нужны, предложили разные варианты и лишь три человека сказали, что люди сами должны следить за собой.

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха. 

Выбирая такие задания, можно вдохновляться, например, подборками нестандартных заданий из ЯндексУчебника, Учи.ру, ЯКласс

Перевоплощения и театр жестов и мимики

«Перевоплощения в вещь». Один из участников получает указание от ведущего перевоплотиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, как она живет, что чувствует.

Игры, направленные на развитие мышления

«Составление предложений».

Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например, река, ручка и лиса. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Ответы могут быть банальными (Лиса упустила в речку карандаш), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов (Девочка взяла ручку и нарисовала лису, которая ловила в реке лягушку).

«Поиск общего».

Берутся наугад два мало связанных слова, например, ванна и лодка. Следует выписать в столбик как можно больше общих признаков этих предметов. Ответы могут быть стандартными (изделия человеческих рук, имеют глубину), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете (найти примеры предоставим вам самостоятельно); их не так уж и мало. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.

Игра учит в разрозненных друг с другом предметах и событиях находить множество общих моментов, «состыковок», выделять такие связи, которые обычно не лежат на поверхности.

«Исключение лишнего слова».

Берутся любые три слова, например, собака, помидор, солнце. Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую остающуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему.

Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не «зацикливаться» на них. Игра учит и одновременно удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов, сравнивая их между собой.

«Цепочки».

На уроках литературного чтения использую тематические ассоциативные цепочки. Учащиеся выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке. Например, тема «Весна». Дети выстраивают линейную цепочку ассоциаций: тепло, ручьи, трава, птицы, солнце, праздники, каникулы. То есть каждый ученик предлагает свое ассоциативное слово к заданной теме. На следующем этапе работы создается общая цепочка ассоциаций по заданной тематике. Можно дать задание использовать в ассоциативной цепочке только прилагательные, только существительные, только глаголы. Так же в работе использую задания по восстановлению пробелов в ассоциативной цепочке. Учитель задает первое и последнее слово, а дети должны восстановить середину. Например, первое слово «самолет», а последнее «яйцо». Дети восстанавливают цепочку: самолет – небо – птица – яйцо. Объясняют свои ассоциации так: самолет летит в небе, в небе так же летают птицы, а птицы несут яйца.

Для учащихся начальной школы часто бывает трудным запоминание математических терминов и компонентов действий: сложение, вычитание, умножение и деление. Ассоциативные цепочки помогают учащимся ориентироваться в названиях компонентов и быстрее их запоминать. Так на уроках математики можно использовать ассоциативную игру. Например, дается слово «сложение», детям предлагается выстроить цепочку ассоциаций. У них может получиться следующий результат: плюс – компоненты сложения – первое слагаемое – второе слагаемое – сумма – результат сложения. Так же в игровой форме можно работать над восстановлением логической цепочки «величины», «решение уравнений» и т.д.

Данный прием можно использовать и на уроках окружающего мира при изучении специальной терминологии, природных зон, при работе с картой, при изучении животного и растительного мира и так далее.

Таким образом, в результате целенаправленной работы у учащихся развивается:

1) умение разрешать противоречия;

2) умение создавать творческие задания;

3) умение анализировать различные проблемные ситуации;

4) оригинальное, творческое, нешаблонное мышление.

Показателем развития креативного мышления учащихся являются достижения обучающихся в конкурсах, олимпиадах различного уровня, где проявляли незаурядные творческие способности и занимали призовые места. Наши ученики являются победителями школьной научно-исследовательской конференции для учащихся начальных классов «Шаг в науку», а также победителями и призёрами дистанционных олимпиад Учи.ру, Лига эрудитов, Экология России.

Функциональная грамотность в основном проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те упражнения, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Вот и ответ на поставленный вопрос: чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии:

✓ Технология проектной деятельности
✓ Технология оценивания учебных достижений обучающихся
✓ Технология использования игровых методов
✓ Технология проблемного обучения
✓ Обучение на основе «учебных ситуаций»
✓ Технология развития «критического мышления» через чтение и письмо
✓ Уровневая дифференциация обучения
✓ Информационные и коммуникационные технологии
✓ Технология формирования типа правильной читательской деятельности
✓ Технология развития критического мышления
✓ Технология обучения в сотрудничестве
✓ Кейс-технология
✓ Проектная технология
✓ Технология портфолио

Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: меняется сам спектр задач, жизненные сферы, социальные отношения, в рамках которых необходимо себя реализовать. Для успешного полноценного функционирования в обществе и нужно уметь использовать знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач, самостоятельно мыслить и функционировать в сложных ситуациях. Всё это и включается в понятие функциональной грамотности.

Таким образом, мы видим, что образовательные стандарты ориентируют учителя на развитие функциональной грамотности учащихся и формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного педагога. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.  

 Список литературы

  1. Алексашкина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2019

  2. https://infourok.ru/formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-posredstvom-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-5621714.html

  3. Примерная Основная образовательная программа НОО и ООО.

  4. Статья «Несплошные тексты, как средство формирования умения работать с информацией» Долженко О.В. https://infourok.ru/nesploshnie-teksti-kak-sredstvo-formirovaniya-umeniya-rabotat-s-informaciey-2632349.html

  5. https://uchi.ru/teachers/lk/main

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, ООО

  7. https://www.yaklass.ru/webinars/new/gotovyj-yaklassnyj-instrumentarij-dlya-formirovaniya-i-diagnostiki-funkcionalnoj2?mindbox-message-key=4727830066631802884&mindbox-click-id=0933b9c0-226e-4268-928e-edfde21ce8f7&utm_source=mindbox&utm_medium=email&utm_campaign=KopiyaVebinarZaChasDoNachalaIgnorPodpisokKG








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!