Человек и природа | Что нас окружает. Урок повторения изученного в 1 классе Свойства живых существ. Человек – часть живой природы. Человек – разумное существо. Профессии людей. Эколог – одна из самых важных профессий. Здоровье человека. Значение природы для здоровья. Органы чувств и сохранение их здоровья. Чистота – залог здоровья. Азбука безопасности. Правила безопасного поведения. | 9 | Интегрированное занятие. Урок, урок-игра. Экскурсия. | Познавательные: -отличает новое от уже известного; -строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; Регулятивные: -принимает и удерживает учебную задачу, под руководством учителя -соотносит известное содержание с неизвестным с помощью учителя -проявляет интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. -умеет рефлексировать свои действия по содержанию деятельности. Коммуникативные: -владеет первоначальными навыками учебного сотрудничества с учителем и сверстником; -умеет находить ответ на интересующий вопрос в доступных печатных источниках (в справочниках, словарях) -умеет задавать простые вопросы по учебному материалу и отвечать на них. Личностные: - удерживает социальную роль ученика и принимает образец «хорошего ученика»; - ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; | Базовый уровень: знает, что человек – часть живой природы и член общества; знает условия, обеспечивающие здоровье и эмоциональное благополучие человека; знает значение труда и творчества в развитии человека; знает качества, определяющие физическую и духовную красоту человека; знает профессии людей; называет наиболее распространённые профессии в родном крае; понимает, что деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её; выполняет правила личной гигиены, режим дня для укрепления своего здоровья; пытается соблюдать правила безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе. Повышенный уровень: объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям; готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.; пользоваться масштабом при чтении карт. |
Природа вокруг тебя | Кто и как изучает природу. Природные тела и явления. Разнообразие облаков. Гроза. Безопасное поведение во время грозы. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Солнце и жизнь. Земля – планета. Форма и движения Земли. Луна – естественный спутник Земли. Исследования Луны. Человек на Луне. Звёзды и созвездия. Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Кометы, метеоры, метеориты. Разнообразие космических тел. Обобщающий урок. Поверхность Земли. Материки и океаны. Разнообразие форм суши. Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. Горы, их разнообразие. Горы и люди. Что добывают в горах. Вулканы. Безопасное поведение в горах. Экскурсия. Формы суши родного края. Земля и её поверхность. Обобщающий урок. Вода на Земле. Океаны и моря. Правила безопасного поведения на море. Дары моря. Значение моря для жизни людей. Пресные водоёмы. Река, её части. Значение рек для людей. Водохранилища, каналы. Правила безопасного и экологически грамотного поведения на реке. Озеро, разнообразие озёр. Пруды, болота. Байкал – жемчужина России. Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов и меры по сохранению их частоты. Водоёмы родного края. Экскурсия. Разнообразие водоёмов. Обобщающий урок. | 28 | Интегрированное занятие. Урок, урок-игра. Экскурсия. | Познавательные: -строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; -устанавливает причинно – следственные связи между простыми объектами под руководством учителя; Регулятивные: -планирует совместно с учителем или со сверстником свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: -применяет различные способы поиска информации, -умеет находить ответ на интересующий вопрос в доступных печатных источниках (в справочниках, словарях). Личностные: - принимает и выполняет правила школьной жизни; - ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; | Базовый уровень: знает некоторые способы изучения неживой природы; различает основные космические объекты (звезда, планета, спутник); различает виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); знает виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); различает условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; понимает значение Солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; понимает, что на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать; понимает, что люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. Повышенный уровень: моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.); рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах; вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам. |
Человек и общество | Человек – общественное существо. Формы общения. Уроки вежливости. Физическая и духовная красота человека. Настроение человека. Положительные и отрицательные эмоции. Друзья, их значение в жизни людей. Семья. Родственники. Семейные заботы и традиции. Родословная семьи. | 9 | Интегрированное занятие. Урок, урок-игра. Экскурсия. | Познавательные: - строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - устанавливает причинно – следственные связи между простыми объектами под руководством учителя; Регулятивные: - планирует совместно с учителем или со сверстником свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: - применяет различные способы поиска информации, - умеет находить ответ на интересующий вопрос в доступных печатных источниках (в справочниках, словарях). Личностные: - понимает и сопереживает чувствам других с опорой на нормы предложенные взрослыми; - бережно относится к материальным и духовным ценностям под контролем взрослого. | Базовый уровень: знает правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях; принимает основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье; соблюдает правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием; соблюдает правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; знает некоторые приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях; понимает, что является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе; пытается быть патриотом своей Родины, города, школы, класса. Повышенный уровень: обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента); ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод); участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы. |
Твоя Родина | Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. Российская Федерация, её государственные символы Конституция – основной закон государства. Государственные праздники. Москва – столица России. Российские города. Крупнейшие города-миллионеры, города-герои. Родной город (село), его достопримечательности. Горожане и селяне. Проблемы современного города. | 22 | | Познавательные: -находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; -понимает и использует учебные термины в своих высказываниях; Регулятивные: -умеет обобщать, планировать и контролировать свои собственные действия и действия другого, используя правила планирования, контроля способа решения; Коммуникативные: -соблюдает нормы речевого этикета; - вступает в учебный диалог; - умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 4 -6 предложений). Личностные: - идентифицирует себя по национальной принадлежности, понимает и принимает людей других национальностей и культур; - чувствует свою сопричастность и гордость за свою Родину. | Базовый уровень: знает понятия: общество, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения, Родина, государство, его столица, государственные символы; знает основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка; знает названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, названия крупных городов, названия городов своего края; называет 2-4 достопримечательности родного города; понимает экологические проблемы современного города и пути их решения, меры по сохранению чистоты и красоты природы; различает государственную символику России; приводит примеры государственных законов и праздников. Повышенный уровень: участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы; обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента). |