СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разнообразные формы и методы работы, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей с ОВЗ  к учебному предмету..

Просмотр содержимого документа
«Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в начальной школе»

Формы и методы работы с детьми с ОВЗ

в начальной школе


(Слайд 2) «От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,

что он будет переживать, зависит весь

его дальнейший путь к знаниям»

В. А. Сухомлинский


В общеобразовательных школах наряду со всеми детьми обучаются дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).

В обучении детей с ОВЗ учителю важно понимать то, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития и главное - не являются ущербными по сравнению с другими. Важным моментом является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Целью школьного образования является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, приобретение определенного набора знаний и умений. Именно такие задачи перед школой ставит государство, общество и семья. Оптимальным для достижения этих целей в начальной школе является создание естественной игровой среды, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

(Слайд 3)

Общие принципы и правила коррекционной работы:
1.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

2.Проявление педагогического такта.

3. Подход к каждому ученику.

4.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.



Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

(Слайд 4 )

Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях и на различных этапах урока.

Думаю, что каждому учителю приходилось работать с детьми с ОВЗ. Для каждого учителя актуальной проблемой в своей педагогической деятельности является поиск эффективных методов и приёмов обучения. В моей педагогической практике также есть опыт обучения детей с ОВЗ. В своей профессиональной деятельности придерживаюсь общих принципов и правил коррекционной работы, а так же использую активные приёмы, методы для активизации учебной деятельности учащихся с ОВЗ.

(Слайд 5)

Так, в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные эмоциональные приветствия, психологический настрой.

Например: Упражнение «Установка»

«Привели голову в порядок( погладили, причесали себя пальчиками ).

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!»

Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо»

(Слайд 6)

Работа с книгой

Предполагает разные виды деятельности: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.

Метод «Пометки на полях»

 обычно используется при ознакомлении с новым материалом на уроках окружающего мира, литературного чтения. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.



Пометки могут быть следующие:

  • Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

(Слайд 7)

(Слайд 8)

Приём «Паучок понятий». Зрительный приём для запоминания термина (тельце «паучка») и его основных понятий, свойств (ножки «паучка»).

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.





(Слайд 9)

Игра «День-Ночь» можно использовать на уроках математики на этапе устной математической разминки. На слове «Ночь» ученики с закрытыми глазами слушают задание учителя, после слова «День» - показывают или называют ответ.

(Слайд 10)

Задания на развитие психических процессов

  • задания с палочками;

  • «Четвертый лишний»;

  • «Поиск аналогов»;

  • «Продолжи логический ряд»

  • «Дорисуй и раскрась»

  • «Найди пару», «Найди отличия»

(Слайд 11)

Чтобы урок был продуктивным, необходимо в образовательный процесс, при организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, включать ежедневно здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это:

-рациональная организация урока;

-создание благоприятного психологического климата;

-нейрогимнастика;

-коммуникативные игры;

-развитие мелкой пальцевой моторики;

-когнитивные упражнения;

-кинезиологические упражнения;

-антистрессовая гимнастика;

-зрительная гимнастика;







(Слайд 12)

Задания на развитие мелкой моторики:

  • штриховка;

  • конструирование из геометрических фигур;

  • лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);

  • раскрашивание;

  • работа с моделями

(Слайд 13)

Нейрогимнастика

Упражнение№1 «Ухо – нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот»

Упражнение №2 «Яблочко – червячок»

Сжимаем пальчики в кулак , на одной руке большой пальчик спрятан в яблочко(в кулачок), на другой нет, меняем по очереди.

(Слайд 14)

Упражнения для мышц рук

 «Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!









(Слайд 15)

 «Кулак – ребро – ладонь»

 (Руки расположены на плоскости стола. Три положения руки «Кулак – ребро – ладонь» последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений 8 – 10 раз.)

(Слайд 16)

Формы помощи ребенку при опросе

- снижение темпа,

- увеличение времени;

- предложение плана ответа;

- опора на наглядные пособия;

- стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой



(Слайд 17)

Формы помощи ребенку при изложении нового материала

вовлечение детей в учебный процесс:

  • более частое обращение к детям с ОВЗ с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

  • привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов;

  • привлечение к высказыванию предложений, выводов и обобщений при решении того или иного вопроса, проблемы

(Слайд 18)

Формы помощи ребенку при организации самостоятельной работы

  • выбор наиболее рациональной системы упражнений;

  • подробное объяснение последовательности выполнения задания;

  • предупреждения о возможных затруднениях;

  • использование карточек - консультаций, карточек с направляющим планом действий





(Слайд 19)

Формы помощи ребенку при организации самостоятельной работы

  • разбивка заданий на дозы, этапы;

  • напоминание приема и способа выполнения задания;

  • ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

  • более тщательный контроль за деятельностью ребенка



(Слайд 20)

Разнообразные формы и методы работы, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей с ОВЗ к учебному предмету.

Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет их отношение к миру, самочувствие, желание работать и узнавать новое. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!