СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы коррекции на уроках русского языка ,математики , лит.чтения для детей с ОВЗ в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы работы с детьми ОВЗ на уроках математики,русского языка,литературного чтения.Формы коррекции для детей с ТНР,

Просмотр содержимого документа
«Методы коррекции на уроках русского языка ,математики , лит.чтения для детей с ОВЗ в начальной школе.»

Методы и приемы, использумые на уроках математики, русского языка и литературного чтения в начальной школе для работы с детьми ТНР.

У большинства детей с ТНР отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти, снижение слуха, проблемы с речью, задержка формирования отдельных психических функций. Именно потому, дети особенно нуждаются в особых условиях обучения и воспитания.

Урок русского языка.

С некоторыми методами и приёмами, используемых на уроках русского языка с целью коррекции психофизических нарушений, я хочу сегодня с вами поделиться.

Эти приемы можно применять как на отдельных уроках развития речи, так и на определенных этапах урока. Необходимо дифференцировать задания по уровням сложности, а также по индивидуальным особенностям учащихся. Приемы рассчитаны на развитие связной речи, обогащение словарного запаса и грамматического строя языка у обучающихся, а также на развитие памяти, внимания, логики, воображения и т.д.


1.Приём «Реставрация текста».

Это прием, который предполагает восстановление деформированного текста. Ученики знакомятся в устной или письменной форме с небольшим по объему исходным текстом. Вариант, который впоследствии дается ученикам для переписывания, содержит пропуски слов или выражений, требующие восстановления в процессе записи.

Задание: восстановите деформированный текст по памяти, вспомнив пропущенные в нем устойчивые выражения или их значения.


2.Приём «Мозаика».

Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей. Разложив их в правильной последовательности.


3. Слуховые диктанты для развития памяти и внимания.

Учитель зачитывает специальное предложение .

1.Каждое предложение читается громко, четко 1 раз.

2. Обучающиеся нумеруют предложения, каждое записывается с новой строки, затем подсчитывается количество знаков в 1-ом и последнем предложении и отмечается на полях.

3. Проверка – воспроизведение (наличие всех слов, их порядок).

4. Вместе с учителем громко, четко проговаривают каждое слово (орфогр. чтение) и краткий комментарий по трудным орфограммам.

5. Оценку за диктант дети ставят самостоятельно.


Пример карточки №1.

1) Один день год кормит. 17 букв

2) Сосны машут ветвями.

3) Всё расцвело кругом.

4) Голова хвоста не ждёт.

5) За всеми не угонишься.

6) Правда светлее солнца. 19 букв


Пример карточки №10.

1) На узорчатых листьях папоротника сверкает роса. 41 буква

2) Дикий кабан прокладывает тропы в заросляхкамыша.

3) В цирках слонов учат выполнять самые разные номера.

4) Мне подарили очень хорошенького и забавного щенка.

5) Краски для ковров получают из корней диких растений. 44 буквы.


(Как видите, количество знаков с1-15 предложения увеличилось в больше, чем в 2 раза.)

Помимо развития речи, памяти, логики и мышления необходимо уделять внимание и коррекции навыков письма.

Наиболее эффективным средством повышения грамотности учащихся является комментированное письмо. Софья Николаевна Лысенкова писала: «Если приучить детей думать вслух, всегда вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом, то это слово можно будет направлять, а через него и мысль». При многократных повторениях дети с ограниченными возможностями здоровья постигают трудный материал и не отстают от класса.

Речевой слух:

  • орфографическое чтение;

  • чтение вслух скороговорок, загадок, стихов, которые отличаются

благозвучием, музыкальностью;

- пересказ.

Зрительная орфографическая память:


  • работа с различными текстами.


Словарная память:

  • различные упражнения по эффективному заучиванию слов;

  • игра «Кто больше скажет (напишет) слов к заданному слову или на заданную тему».

Внимание:

  • слуховой диктант;

  • зрительный диктант;

  • списывание.

Звукопроизношение:

-различные виды проговаривания;

  • звукобуквенный анализ;

  • обработка слоговых цепочек слов и целых предложений.

Языковое развитие:

  • овладение системой логико - лингвистических определений при выполнении заданий поискового характера;

  • составление предложений, текстов, схем, составление инструкции правилу.

Развитие мышления, активизация воображения:

- разнообразные задания творческого характера;

  • лингвистические игры.

Осознанность орфографического письма:

  • взаимодиктанты;

  • взаимопроверки;

  • составление словосочетаний, предложений, схем, инструкций;

  • орфографический разбор.

Техника чтения:

  • выразительное чтение хором;

  • определение темы и главной темы текста;

  • выражение своего отношения к прочитанному;

- работа над интонацией как показатель понимания текста.

Регуляция во время письма:

каждый пишет столько, сколько может.


Обязательно ведется учет индивидуального уровня развития ребенка(карты диагностики).



Урок математики.

 Работая в классе с детьми с ОВЗ (ТНР) при обучении математике следует учитывать, что для овладения даже элементарными математическими понятиями от ребёнка требуется достаточно высокий уровень развития таких процессов, как внимание, память, логическое мышление (анализ, синтез, сравнение и обобщение). Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся с ТНР очень слабо развиты.

Как же должен строить свою работу учитель?

  • Каждый урок - продолжение предыдущего.

  • Многократное повторение основного материала.

  • Учёт низкой скорости чтения, счета и письма.

  • Для лучшего запоминания чаще предлагать однотипные задания.

  • Задания, идущие от простого к сложному.

  • Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах.

  • Нужно дать некоторое время для обдумывания, если ответ не верный, попросить ответить через некоторое время.

  • Не отвлекать во время выполнения задания, на какие – либо уточнения, дополнения.

  • Использовать зрительные опоры, схемы, таблицы.

  • Равномерные включения в урок динамических пауз (через 10-15 минут).

  • Предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства.

Хорошо помогает настроиться на работу «Мозговая гимнастика». Приведу несколько примеров упражнений.


«Шапка для размышлений»

Упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).

«Надеть шапку» - дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.

«Качание головой»

Упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.

«Ленивые восьмерки»

Упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.


Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения школьников математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. 

 Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», «Молчанка», эстафеты, мини- соревнования.

Приведу пример игры «Молчанка»:  учитель, молча, указкой показывает число, знак действия и второе число, а ученик должен назвать число, которое является результатом данного действия. Эта игра очень нравится мне тем, что в классе воцаряется тишина. Ведь детям нужно сосредоточиться на задании, правильно вычислить и назвать ответ.

Учитель вызывает ученика и просит его в течение одной минуты назвать числа в порядке убывания. Следующий ученик должен за одну минуту называть числа в порядке возрастания.

Дидактическая игра является одной форм обучения детей. Она развивает самостоятельность и активность, позволяет давать посильное задание каждому ребёнку.

Игры при изучении нумерации чисел.

  Кто знает, пусть дальше считает .

Учитель называет числа 75, 76. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете). 10, 20 – кто знает, пусть дальше десятками считает. 40, 50 – кто знает, пусть дальше сотнями считает (и обратно).

   Какие числа пропущены? Дается ряд чисел:27,29, 30, 33, 34, 36.

Какие числа пропущены?

   Назови соседей .Игра состоит в названии соседей предложенных учителем чисел. Например:

 «Назови соседей чисел 100, 80, 66. Какое число «живет» между 59 и 61, 93 и 91 и т.д.»



Загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, обогащают речь, способствуют развитию логического мышления.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению.

Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии.

Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного яркого занимательного материала. Например, такой приём, как «цветной» диктант».Он используется как на уроках русского языка, так и математики. Опасные места выделяются красным цветом,

безопасные - зеленым.



Из форм работы по выполнению конструктивных заданий - использование интерактивных тренажёров, когда учащиеся с ТНР сами осуществляю проверку выполнения заданий.

Самым эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ТНР является алгоритмизация. Это различные памятки-инструкции, в которых записываю последовательность действий при решении задач, уравнений, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ. Например, при решении задачи памятка может быть такой: 1. Прочитай задачу несколько раз.

2. Выясни о чём (о ком) говорится в задаче.

3. Что об этом известно.

4. Найди вопрос задачи.

5.Составь схему или запиши краткую запись.

6. Реши задачу.

7. Напиши ответ.

Для детей с ТНР характерна быстрая истощаемость всех психических процессов, поэтому кроме создания эмоционально благоприятной среды имеет большое значение смена действий во время урока, чередование методов и приёмов, применение индивидуального и дифференцированного подходов, а также многократность повторения важного для запоминания материала. Обязательна наглядность, а также использование здоровьесберегающих технологий: проведение динамических пауз и гимнастики для глаз.

Обязательно наличие физминуток на уроках математики, хорошо, когда их можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, это поможет переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность учащимся отдохнуть и в то же время сделает акцент на использовании того, что изучается на уроке.


Урок литературного чтения.


Коррекционная работа по литературному чтению с обучающимися с

ТНР направлена на:


– формирование связной речи;

– увеличение пассивного и активного словарного запаса;

– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и

фонетического строя речи;

– развитие психических процессов.

1. Приём «Кто больше?»

Познакомившись в течение ограниченного времени с предложенным учителем для восприятия на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести их максимальное количество. Слова, выражения, требующие запоминания, могут быть не связаны друг с другом по смыслу. Воспроизводить перечень можно как в свободной последовательности, так и в строгом соответствии с исходным вариантом, что является более жестким условием.

2. Приём «Снежный ком».

В данном приеме выполняется задание на произвольное построение речевого высказывания. Условия игры на слайде.

Играть могут как несколько учеников, так и весь класс. Учащиеся вызываются к доске (можно для некоторых отвечать с места). Первый ученик сочиняет первую фразу, являющуюся началом повествования, второй ученик повторяет максимально близко сказанное его предшественником и говорит вторую фразу. Третьему необходимо восстановить по памяти сказанное первым и вторым и добавить свое предложение.

3. Приём «Лингвистическое лото».

Напоминает известную игру в лото: каждому ученику индивидуально, паре или группе выдаются карточки, клетки которых необходимо заполнить по ходу игры; тот, кому это удается сделать первым, побеждает. С помощью лингвистического лото проверяется знание толкование значений слов и выражений. В ходе игры учитель зачитывает их толкование, если слово угадано правильно, клетка закрывается толкованием.

Можно также играть и в синонимы.

4. Приём «Мозаика».

Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей. Разложив их в правильной последовательности.

5.Развитие  зрительного восприятия.

Виды упражнений:

 Найди лишнее.

Какая буква лишняя? а, у, р, о, ы.

Какой слог лишний? ма, ра, на, лы, са.

Какое слово лишнее? речка, река, ручей, ручка, ручеек.

 Слоговое лото.
На доске карточки со слогами: га, гу, гру. Дети должны дополнить слог до слова. Например: 
Га – газета, газель.
Гу – гуси, гудок.
Гру – груша.

 Лесенка.
На доске записаны слова в виде лестницы. Данное упражнение нацеливает детей  на чтение целыми словами. Лесенку следует постепенно усложнять. Читать слова можно в различном темпе и с эмоциональной окраской. 
бак зуб 
бант зола
булка загар 
блузка звонок 
бабочка зеленый 
больница землянка

 Превращение слов – волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например: зуб – куб – дуб – душ; Зина – Рина – рана – рама – дама – лама – мама – Маша – каша – Даша и замените один из согласных в словах на З: коса (коза), дверь (зверь).

 Из одного слова – несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).

 В эту же группу включены  специальные карточки –горки и карточки –столбики.

     6.Развитие дикции. 

Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца арла – арча 
Арта – арда арча – аржа

Чтение громко и уверенно:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь 




Чтение  четко и быстро.
гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь 
вол – вой – волк
ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР 
вес – весь – весть – вещь 


Отчетливое произнесение  слогов: громко – тихо, тихо – громко.
ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ
фи – фэ – фа – фо – фу – фы 
ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА
ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА

       7.Развивитие   смысловой догадки.

 Допиши в словах окончания. Цель: учиться согласовывать слова между собой. Подготовка к чтению на скорость.
Мягк… игрушка
Звонк … хлопушка
Стар… подушка
Бел… снежинки

  Доскажи строчку.Учитель записывает предложения на доске и просит детей их дополнить.
Ло-ло-ло – как на улице … . (светло) 
Ул-ул-ул – у меня сломался … . (стул) 
Мама Милу мыла мылом, 
Мила мыло не … .(любила)

 Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово? 
. лесень . вёкла
. лакат . калка 
. ровод . колько

 Занимательные модели.
- е – (мел, сел, лес).
Е – – (еда, ели, ела). 
Е – – – (енот, езда, ерши). 
– е – – (леса, села, пела).

Слова – неведимки.
– Я толстоногий и большой. С - - - 
-Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
-На мене кузнечики звенят. С - - - 
-А я конечный результат. - - - -
(Ответ: слон, стон, стог, итог.) 
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.




8.Развивитие  навыка  периферического зрения. 

 Игра “Фотографирование предметов”.Цель игры: за одну секунду запомнить все, что изображено на карточке. Перед показом    даётся  команда: “Приготовились! Внимание! Фотографируем!”

9.Числовые и буквенные пирамиды.Цель этого упражнения – фиксация зрения на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов. Например: 
М ! а
м _!_ о
м __!__ у
м ___!____ и
м _____!______ е
м _______!_______ ы




Эти упражнение даются   на начальном этапе обучения чтению. В 5 , 6  классах при чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия.

Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного видения и предварительное проговаривание трудных слов.  

 Цифровые и буквенные  таблицы




О

Т

Е

Г

У

Т

Е

Б

У

О

Г

Д

О

Т

Р

У

О

Т

Е

Г

Е

Г

П

Ю

Т

Памятка для работы с таблицей.

Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом. Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

Таблица, состоящая из ряда слов не связанных по смыслу.

щавель

холод

ветерок

километр

компас

фанера

шофёр

арбуз

договор

свёкла

магазин

банкир

 

 

 

 

 

Задания:

o  прочитать и запомнить последнее слово во втором столбике;

o  прочитать слова, которые содержат букву  « р »

o  прочитать слова, которые начинаются на букву « к »;

o  прочитать слова из 6 букв.

 

10.Развитие артикуляционного аппарата.

Цель  заданий и упражнений шестой группы -развитие артикуляционного аппарата.  Используя эти упражнения учитель ставит перед собой задачу- научить детей внятно и четко произносить слова, четко выговаривать звуки речи. Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами.

 Работа с чистоговорками:Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро. 
По семеро в сани уселись сами.
Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
Для каких букв эти чистоговорки? Поставьте в словах знак ударения. 
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.

 Работа со скороговорками.
1. Прочитай скороговорку быстро. Посоревнуйся с другом: кто быстрее и без ошибок прочитает скороговорку.
Лара у Вали играла на рояли.
2. Читай скороговорку. Сколько слов с буквой Й тебе встретилось? 
Иней лег на ветки ели, 
Иглы за ночь побелели.

  Скороговорки помимо правильного произношения формируют умение ребенка убыстрять темп, что необходимо при наращивании темпа чтения. Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно).

 Теоретически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук, исходя из величины проекции кисти рук в двигательной области  коры головного  и ее близости к моторной речевой зоне. 

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!