ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), имеющих приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками и лежащих в основе успешности обучения. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Роль универсальных учебных умений хорошо отражена в статье М. Ступницкой. Используя метод аналогий, автор сравнивает универсальные умения и способы деятельности с ферментами, которые необходимы для усвоения пищи. В противном случае разнообразие «кушаний» (учебных предметов, спецкурсов, факультативов и пр.) не принесет радости и наслаждения.
А. Асмолов указывает, что универсальные учебные действия служат решению основных четырёх задач: 1) личностной (решение жизненно важных задач в процессе обучения), 2) регулятивной (решение проблем управления и самоуправления в познавательной деятельности), 3) познавательной (совместный поиск и обработка информации), 4) коммуникативной (умение работать в коллективе).
Овладение учащимися универсальными учебными действиями может происходить в контексте разных учебных предметов.
Системообразующим компонентом системы освоения и иностранного языка, и универсальных учебных действий являются коммуникативные УУД, поскольку, с одной стороны, использование разных коммуникативных средств выступает в качестве существенного показателя развития учащихся и необходимо для формирования всех видов УУД, с другой стороны, коммуникативные универсальные учебные действия являются важным компонентом курса иностранного языка.
В современной западной концепции «шести ключевых умений» среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий. Это:
общение и взаимодействие (коммуникация): умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
работа в группе (команде): умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, ориентированным на совместное планирование деятельности учителем и учащимися, совместное учение в процессе решения задач (проблем), которые имеют непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни, и, что особенно важно, задачами, решаемыми не в колее узкопредметности, а на стыке многих областей знания (В этой связи уместно вспомнить высказывание В.И. Вернадского о том, что будущее человечества связано с развитием науки и образования не по отраслям, а по проблемам).
В целях оптимизации проектной деятельности на уроках иностранного языка целесообразно использовать блоки-модули. Модульно-блочное построение учебного материала даёт возможность согласования предметно-ориентированного и деятельностного подхода в учебном предмете. Как указывает Т.И. Шамова, «задания в модуле базируются на деятельностном принципе, проходят в зоне ближайшего развития, предполагают адекватность учебного материала целям, формируют навыки общения, ориентированы на само- и взаимоконтроль, позволяют проводить самодиагностику, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс».
Модульные материалы, созданные нами для реализации проектных задач как отдельных этапов (этап поиска и выделения проблемы, этап прогноза решения проблемы, этап организации взаимодействия и коммуникации, этап поиска и работы с информацией, этап организации рефлексии процесса решения проблемы), имеют следующие особенности, обусловленные возможностью использования их и как формы диагностики формирования УУД на отдельных этапах проектной деятельности, так и как формы диагностирования соответствующих проектных умений как результата сформированности УУД:
1) В структуре модуля цели обучения на этапах отдельных проектных заданий сформулированы в виде результатов. Результат описывается глаголами в неопределённой форме и определяет, чему школьник должен научиться в процессе работы с модулем. Такая формулировка результата имеет практическую направленность;
2) Признаками, позволяющими оценить, каким образом достигается цель, являются способы диагностики в деятельности – выполнение конкретных учебных действий. Они также, в свою очередь, написаны предложениями в неопределённой форме и поясняют, как ученик продвигается к результату, тем самым можно проверить уровень качества его деятельности.
3) Модуль предусматривает наличие листа с чётко сформулированными требованиями, заполнение которого является свидетельством (доказательством) того, что учащийся овладел универсальными учебными действиями в соответствующем блоке решения проектных задач. Эти доказательства (перечень выполненных конкретных заданий) представляются и в устной, и в письменной форме. Уже сами задания формулировками, начинающимися со слов: опишите, составьте, ответьте, изложите и т. д., с одной стороны, ориентируют учащихся на осуществление конкретных учебных действий, а с другой, представляют собой конкретное содержание образования, которое необходимо усвоить по предмету.
Поскольку речь идёт о предмете «Немецкий язык», то модуль содержит также указания на тот языковой материал, который является средством достижения результата.
Как пример, опишем, какие конкретно учебные действия формируются в процессе работы с модулем на этапе организации взаимодействия и коммуникации (как наиболее значимом в контексте предметной подготовки).
Организация взаимодействия при решении проектной проблемы нацелена на результат, представленный двумя блоками умений: 1) научиться выстраивать отношения с другими участниками проекта, 2) научиться устной и письменной коммуникации.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Результат деятельности на этом этапе проектной работы зафиксирован в модуле как перечень следующих конкретных учебных действий: 1) определять цель взаимодействия (для чего, по поводу чего организовано общение); 2) работать с различным количеством участников проекта (в паре, в группе, в команде); 3) обмениваться ролями в группе; 4) оказывать поддержку другим участникам проекта; 5) находить оптимальный для всех выход из затруднительных ситуаций; 6) договариваться с другими участниками проекта о проведении работы; 7) определять интересующую всех тему для дискуссии в группе; 8) выступать со своими сообщениями; 9) активно слушать сообщение других участников проекта; 10) использовать устную и письменную речь для коммуникации; 11) правильно использовать языковые и речевые нормы при передаче информации.
Следует сказать, что развивающий потенциал коммуникативных и речевых действий не ограничивается сферой своего непосредственного приложения – общением и сотрудничеством, но и напрямую затрагивает познавательные процессы, в также личностную сферу школьников, соответственно УУД в проекте формируются не изолированно друг от друга, а влияя и обуславливая взаимное развитие. Поэтому, необходимо указать, какие виды (типы) УУД, помимо собственно коммуникативных, могут формироваться при выполнении тех или иных заданий в модуле.
Достижение цели, т.е. формирование вышеперечисленных УУД, обеспечивается выполнением следующих учебных заданий: 1) написать цель общения (коммуникативные УУД); 2) объяснить выбор деятельностной позиции, какая деятельность интереснее (коммуникативные и регулятивные УУД); 3) изложить своё мнение, как преодолеть барьеры общения, почему самая большая – «роскошь человеческого общения» (в виде мини-реферата) (познавательные (общеучебные), коммуникативные и личностные УУД); 4) написать план выхода из затруднительной ситуации (познавательные (общеучебные), регулятивные, коммуникативные и личностные УУД); 5) написать «свод правил» речевого этикета (коммуникативные и личностные УУД); 6) перечислить нормы поведения в коллективе (в виде «кодекса чести») (коммуникативные и личностные УУД); 7) проанализировать конфликт, классифицируя все «за» и «против» (коммуникативные и личностные УУД); 8) написать эссе «Я – руководитель» (коммуникативные и личностные УУД); 9) письменно сформулировать основные темы для обсуждения (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); 10) изложить суть своего сообщения (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); 11) изложить суть сообщения других участников (в виде аннотации) (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); 12) прослушать отрывок и определить в нём «тему дня» для дискуссии (познавательные (общеучебные) и коммуникативные УУД); 13) определить по конкретному отрывку, какую коммуникативную функцию он выполняет: информативную, прагматическую (регулятивную, эмоционально-оценочную, этикетную), развивающую (мыслительные и другие способности в процессе коммуникации, стимулирующее интерес к ней (познавательные (общеучебные, логические) и коммуникативные УУД).
Основным критерием сформированности универсальных коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности учащегося, включающие в себя:
• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
• умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; оформление собственных мыслей с использованием различных стилей и и жанров («Я способен! Я – сам!»).
Постепенное овладение умениями в этой сфере способствует закреплению процессов самоорганизации и самоуправления учебным процессом в проекте, и в этом смысле коммуникативные умения – одни из наиболее важных, развивающих компетентностный потенциал личности школьника.
Соответственно этапам проектной деятельности подбирается тематика проектных работ для каждого модуля, например, проектные работы по темам: «Моя семья», «Моя квартира» и подобным, выигрышны на этапе проблематизации (познавательные УУД – постановка проблем), для этапов прогнозирования могут быть использованы темы «Распорядок дня», «Моё свободное время» (отработка регулятивных УУД – прогнозирование деятельности). Для последующих этапов отбирается материал, представляющий в языковом отношении большую трудность: материал тем «Школа», «Праздники в России, Германии, Англии» использовался в качестве проектных задач на этапах работы с информацией и собственно исследования, т.е. такой деятельности, которая предполагала, помимо прочего, использование какого-либо метода научного познания, например, в данном случае, – сравнительно-сопоставительного анализа школ и традиций празднования в тех странах, языки которых школьники изучают в качестве родного, первого и второго иностранных языков, и сбор собственного материала о школах и праздниках в нашей стране (как проблемные в этих темах можно, например, выделить следующие вопросы: Можно ли построить Школу Мечты, соединив в ней всё лучшее из школы трёх стран?; Помогает ли знание традиций празднования лучше понять национальный характер?). Кроме того, эти темы благодатны и в отношении возможности отработки операций с информацией (обилие всевозможных источников) (способствует формированию познавательных – общеучебных, логических (использование метода сравнительно-сопоставительного анализа) УУД). Учебными заданиями на организацию взаимодействия и коммуникации стали темы «Курсы языка» и «Путешествия», «Мои друзья». Эти темы сами по себе представляют ценность и с точки зрения коммуникативной направленности и их социальной значимости для школьников этого возраста (ориентация на формирование коммуникативных УУД). Развитие способностей к рефлексии осуществлялось через проектную работу над темами «Я и окружающий мир», «Проблемы будущего», «Моя будущая профессия». Характер этих тем уже сам по себе предполагает рефлексивное начало, побуждает школьников к размышлению и самоанализу (формирование познавательных – общеучебных и личностных УУД).
В качестве учебных заданий, развивающих у учащихся собственно креативные способности, целесообразно использовать небольшие проекты, предполагающие при их решении использование эвристических методов: аналогии, ассоциации, эвристическое комбинирование, мозговые атаки и мозговые осады. К таковым мы отнесли проекты, темы которых учащиеся выбирали самостоятельно: «Мы принимаем гостей», «Как лучше отдохнуть в выходные», «Почему … твой любимый предмет». Эти проекты не столь затратны по времени, предполагают меньший объём самого тематического материала, но зато в большей степени отражают личностную заинтересованность подростков в разрешении этих проблем и побуждают их к быстрой смене мыслительных операций (последнее способствует формированию познавательных – логических и регулятивных УУД).
Курс на формирование у учеников в процессе проектной деятельности комплекса универсальных умений позволяет сделать учебный процесс насыщенным познавательной деятельностью, а это способствует улучшению качества знаний; даёт возможность каждому чувствовать себя умелой личностью, что в свою очередь повышает самооценку, мотивацию и интерес к занятиям, вызывает привычку к систематической учебной деятельности, к труду.
Библиографический список:
Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256с. (В помощь учителю).
Теплоухова Л.А. Процесс формирования универсальных учебных действий в проектном обучении в основной школе / Л.А. Теплоухова // Материали за 8-а международна научна практична конференция, «Настоящи изследвания и развитие», – 2012. Том 13. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД – С. 72-80.
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – С. 272-273.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.
Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова.–2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.–159 с.
8