МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Формирование основ цветоведения у учащихся младших классов в художественной школе»
Преподавателя Портнягиной О.В.
отделения изобразительного искусства МБУ ДО ДШИ №1 г. Волгограда
В детской художественной школе изучение цвета традиционно рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки будущего художника. Развитие навыков художественного восприятия у учащихся, их умений пользоваться цветом как средством художественного выражения являются основой формирования художественно-направленной компетентности будущих художников и дизайнеров.
Основы цветоведения учащиеся начинают изучать уже с самых первых уроков, знакомясь с цветовым кругом, выполняя различные упражнения по смешиванию цветов, создавая цветовые и тональные растяжки, изучая технические приемы живописи. В дальнейшем происходит расширение и углубление полученных знаний по цветоведению и на уроках живописи, где учащиеся постоянно сталкиваются с цветоведением, выполняя задания по учебному натюрморту, и на уроках по композиции, как станковой, так и декоративной. В станковой композиции перед учащимися стоит проблема колорита и передачи пространства, выделения главного; в декоративной композиции - проблема цветовой гармонии и выразительности.
В начальных классах ДХШ учащиеся знакомятся с основными понятиями в цветоведении.
Цвет — один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет индивидуальность предмета. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей.
В изобразительном искусстве с помощью цвета можно изображать красоту окружающего мира, выражать чувства, настроение, определенное эмоциональное состояние.
Знакомство с ахроматическими цветами. Ахроматические цвета отличаются только светлотой.
*Задание с использованием белого, оттенков серого и черного цветов:
1 этап – выполнение палитры в оттенках серого.
2 этап - выполнение упражнений, используя белый, черный и оттенки серого цветов.
Знакомство с хроматическими цветами.
Хроматические цвета могут отличаться по трем признакам (или свойствам): цветовой тон (оттенок), светлота и насыщенность (интенсивность, сила цвета).
Цветовой тон обозначает название цвета (красный, синий, зеленый, желтый и др.) и определяется длиной световой волны. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных и дать ему название.
Знакомство основными и составными цветами.
Цвета спектра – красный, желтый, синий принято называть главными или основными цветами. Их невозможно получить смешением других цветов. Цвета, получаемые смешением двух основных цветов, называют составными или производными. Это оранжевый, зеленый, фиолетовый и их промежуточные оттенки с ближайшими основными цветами. Цветовые круги могут быть различными по количеству содержащихся в них цветов, например, шесть, двенадцать и т.д.
*Задание с использованием основных и составных цветов:
1 этап – выполнение цветового круга из 6 цветов.
2 этап - выполнение несложных упражнений, используя три основных цвета («Бабочка» в технике монотипия, «Цветы»).
Светлота — одна из основных характеристик цвета.
Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.
Это степень отличия данного цвета от черного. Чем светлее цвет, тем выше его светлота. На практике принято заменять этот понятие понятием "яркость".
*Задание на высветление и затемнение цвета:
1 этап – выполнение цветовой растяжки.
2 этап - выполнение цветовой палитры «Высветление-затемнение».
3 этап - выполнение упражнений, используя один цвет и его оттенки (высветленные и затемненные).
Практика показала, что именно последовательное поэтапное выполнение этих заданий способствует наилучшему усвоению учебного материала.
Насыщенность (интенсивность или силу цвета) характеризует степень отличия цвета от серого или степень приближения его к чистому спектральному цвету. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.
Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического.
Приглушенные цвета. Знакомство с приемом смешения цветов с серой краской.
*Задание на приглушенные цвета:
1 этап - тоновая растяжка приглушенных цветов с использованием светло-серого и темно-серого цветов.
2 этап – выполнение цветовой палитры «Приглушенные цвета».
3 этап - упражнение на приглушенные цвета («Дождливый день»).
В цветоведении существует понятие - температура цвета. Это его относительная теплота или холодность.
Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т.д.). Самым горячим считается красно-оранжевый.
Самым холодным - голубой (сине-зеленый). Нейтральными - зеленый и пурпурный.
Это деление условно. Цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом содержится золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый оттенок холоднее золотистого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.
*Задание на теплые цвета:
1 этап – выполнение цветовой палитры «Теплые цвета».
2 этап - упражнение на теплую цветовую гамму («Жар-птица», «Солнечный день»).
*Задание на холодные цвета:
1 этап – выполнение цветовой палитры «Холодные цвета».
2 этап - упражнение на холодную цветовую гамму («Сказочная рыба», «Снежный дворец»).
Контрастные цвета — это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый). В цветовом круге противоположные пары цветов являются взаимно дополнительными. Каждый из взаимно дополнительных цветов от соседства друг с другом не изменяет своего тона, но усиливает его яркость, насыщенность.
*Задание на контрастные цвета:
1 этап – выполнение цветовой палитры на высветление и затемнение теплого и холодного цветов.
2 этап - упражнение на контрастную цветовую гамму («Сказочная птица»).
Родственными или нюансными между собой называются цвета, располагающиеся рядом друг с другом в цветовом круге. Теплые цвета и их оттенки, как и холодные цвета и их оттенки, являются родственными.
Сочетание теплых оттенков спектра с использованием тонового контраста и применением гармонизатора – одного цвета, который входит в состав всех оттенков данной работы.
*Задание на родственные цвета:
1 этап – выполнение цветовой палитры на родственные цвета, где гармонизатор – красный цвет; оттенки цветового круга – от фиолетового до желто-оранжевого, плюс все цвета палитры с добавлением красного цвета в разных пропорциях.
2 этап - упражнение на родственные цвета («Сказочное животное»).
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала я использую наглядные пособия по цветоведению.
Доклад основан на накопленных теоретических знаниях и практических навыков педагога, анализе собственной работы и обобщении её результатов.
Изучение цвета на уроках в ДХШ традиционно рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки будущего художника. Развитие навыков художественного восприятия у учащихся, их умений пользоваться цветом как средством художественного выражения являются основой формирования художественно-направленной компетентности будущих художников и дизайнеров.