СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных качеств и педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах педагогической деятельности

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных качеств и педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах педагогической деятельности»

Формирование личностных качеств и педагогических умений преподавателя изобразительного искусства на разных этапах педагогической деятельности


Преподаватель изобразительного искусства в высшей архитектурной школе должен обладать совокупностью редких и ценных специальных личностных и социальных качеств. А в связи динамичностью развития современного постиндустриального общества актуализируются процессы опережающего характера подготовки преподавателя по отношению к развитию общества. Помимо традиционных появляются и новые требования к компетентности преподавателя/ связанные с изменениями в процессе образования, такие как, умение проектировать учебный процесс, сочетать и развивать различные подходы к технологии обучения, уметь использовать инновационные системы и технологии обучения, самостоятельно решать творческие, проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности.

Темой данной статьи является генезис потребностей к совершенствованию и развитию профессионально-важных личностных качеств преподавателя изобразительного искусства в архитектурном институте на разных этапах педагогической деятельности. Гипотеза статьи состоит в выделении трех основных этапов педагогической деятельности: ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ этап и МАСТЕРСКИЙ этап, к рассмотрению которых мы сейчас и приступим.

Итак-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ этап характеризуется тем, что у начинающего преподавателя изобразительного искусства в тесном контакте со зрелыми коллегами происходит формирование педагогических способностей и потребности заниматься педагогической деятельностью. Гностические умения молодого преподавателя состоят из умения извлекать знания из различных источников и опытным путем/ из собственной деятельности и из деятельности в тесном контакте с мастерами/ умении самостоятельно работать с различными источниками информации/ в том числе и с Интернет" ресурсами. Задачи педагогического проектирования на этапе ориентировки состоят из умения намечать результаты которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы а также умения проектировать собственную педагогическую деятельность. Конструктивные умения состоят в способности отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии/ проигрывать различные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения/ определенного времени, в течение которого должна быть решена конкретная задача. Организационные умения состоят в способности организовать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех факторов, начинающий педагог должен уметь оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня усвоения учебного материала программным требованиям и потенциальным возможностям студентов. Коммуникативные умения заключаются в способности строить правильные взаимоотношения между преподавателями и студентами для эффективной организации педагогического процесса и достижении положительных результатов труда/ умении устанавливать доброжелательные, доверительные взаимоотношения со студентами.

На этапе ОРИЕНТИРОВКИ в деятельности особенно важными профессионально значимыми личностными качествами преподавателя нам представляются наличие заинтересованности в результатах (способность к общению и построению диалога с коллегами, наставниками и студентами) эмоциональная чувствительность и отзывчивость, уверенность в себе с зачатками авторитарности, чувство юмора, оптимизм, видение перспективы собственного роста и развития, способности к постановке, расстановке приоритетов и достижению целей.

Уровень педагогического мастерства соотвествующий данному этапу можно назвать репродуктивным и адаптивным т.е преподаватель умеет дать другим то, что знает и понимает сам а также умеет трансформировать свои знания применительно к объекту с которым имеет дело.

Этапу ОРИЕНТИРОВКИ соответствует звание ассистента кафедры. Этап длится от 2 до 5 лет.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ этап характеризуется освоением педагогом педагогических технологий. Понятие педагогической технологии пришло из прикладной педагогики и обозначает в узком смысле слова совокупность

способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка) в настоящее время существует большой выбор педагогических технологий в которых опытный педагог должен уметь ориентироваться и применять на практике в зависимости от целей и задач обучения. Кроме традиционной существуют игровые личностно-ориентированные технологии технологии развивающего обучения коллективного и проблемного обучения интегративные витагенные этнокультурные виртуальные и дистанционные технологии, технологии контроля образовательного процесса. На этом этапе гностические умения преподавателя состоят из способности анализировать педагогические ситуации, формулировать и решать педагогические задачи, самостоятельно добывать новые знания, необходимые для продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный, логически рассуждать и проводить логические вычисления. Проектировочные умения состоят в умении ставить учебную работу, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности, педагог должен научить студентов ставить и реализовывать цели самостоятельной работы. Конструктивные умения состоят в способности отбирать и структурировать информацию во вновь разрабатываемые учебные курсы, отбирать формы организации, методы и средства обучения. Организаторские умения состоят в способности диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности, управлять психическим состоянием студентов на учебных занятиях/ осуществлять коррекцию учебной деятельности. Коммуникативные умения состоят в способности вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения, способности индивидуально воздействовать на студента в ходе фронтального изложения учебного материала.

На ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ЭТАПЕ профессионально-важными личностными качествами будут являться его экспрессивные и перцептивные способности, а также авторитарные, академические и научно-исследовательские способности/ гибкость/ критичность и глубина мышления, быстрая ориентировка, сообразительность, мобильность и вместе с тем, спокойствие, терпение, собранность/ целеустремленность, точность в выражении мысли, сосредоточенность, начало формирования волевых черт харизмы и способности воздействовать на других людей. Обостряется значение социально-значимых черт-чувство ответственности за свои действия/ профессионального долга и чести/ сознательности/ здорового самолюбия/ начинает формироваться профессиональная интуиция.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП соответствует должностям старшего преподавателя и доцента. Длится от 5 до 15 лет.

Уровень педагогического мастерства здесь-локально -моделирующий /т.е когда преподаватель умеет не только передавать и трансформировать информацию/ но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам и системно-моделирующий знания - когда преподаватель умеет моделировать систему деятельности/ формирующую систему знаний по своему предмету.

МАСТЕРСКИЙ ЭТАП характеризует высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Основными компонентами мастерства является высокая общая культура/ гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения/ педагогическое творчество и педагогические способности/ технологическая компетентность.

К гностическим умениям педагога-мастера относится умение осуществлять поисковую/ эвристическую деятельность, а также умение изучать, обобщать и внедрять передовой опыт. Проектировочные умения состоят в способности осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач и способов их решения/ умение проектировать содержание учебных курсов и собственной педагогической деятельности. Конструктивные умения - отбирать и структурировать информацию во вновь разрабатываемые учебные курсы/ отбирать формы организации, методы и средства обучения, конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельностью студентов. Организационные умения - уметь организовывать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех факторов/ осуществлять коррекцию учебной деятельности. Коммуникативные умения состоят в способности строить взаимодействие, взаимоотношения между преподавателями и студентами для эффективной организации педагогического процесса и достижения положительных результатов труда, умение мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!