СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и проведении занятий по дисциплине ПЛЕНЕР

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации и проведении занятий по дисциплине «Пленэр»

 

 

Главная сложность обучения младших подростков – это приближение, а для многих и начало, возрастного подросткового кризиса развития. Он обусловлен изменениями в социальном положении ребенка, в организации его школьной жизни.

В изобразительной деятельности это выражается в так называемом «кризисе художественного творчества». Он состоит в том, что после необычно яркого проявления в рисунках младших школьников художественной выразительности, во многом близкой высокому искусству, у детей 11-12 лет постепенно, а иногда и очень быстро, исчезает это ценнейшее качество художественного творчества. Угасание художественного творчества - явление не изолированное, свойственное не только занятиям искусством, это одно из проявлений общепсихологического возрастного кризиса, явление объективное и неизбежное, даже необходимое как переходный период в развитии человека Поэтому попытки педагога как-то преодолеть или переломить нежелательные тенденции, сохранить непов­торимость детского изобразительного творчества ни к чему не приведут. Продуктивнее будет так построить содержание и организацию занятий, чтобы учесть новое – недетское отношение учащихся к занятиям искусством.

Для занятий изобразительным искусством наиболее важно выделить особенности подросткового кризиса. Прежде всего, в процессе художественной деятельности и восприятия у подростка начинает преобладать не образное, а аналитико-рассудочное отношение к средствам и способам передачи содержания. Следующая особенность - повышенное внимание ко всему тому, что в среде подростков считается показателем «взрослости» и «современности», что включается в понимание «оригинальности» и, благодаря этому, становится для них особой эсте­тической ценностью. И, наконец, значительное повышение внимания к личностным (интимным) сторонам содержания, как произведений искусства, так и собственной художественной деятельности.

А изобразительные способности как «специализированные» проявляются как раз в стремлении изображать все «как в жизни», в повышенном внимании к основам «графической грамоты» и в умении сравнительно быстро и без особых затруднений их освоить.

Дифференциация у младших подростков интересов и способностей к художественной деятельности требует, чтобы каждому из них был обеспечен такой вид исполнения творческих заданий, в котором он может наиболее успешно реализовать свой замысел. А обучение успехом — наиболее надежный путь развития детей в художественной деятельности.

Поэтому проведение летней практики должно быть тщательно продумано заранее и четко организовано.

Каждому ученику необходим этюдник или специальная папка с твердыми непромокаемыми корками; раскладной стульчик, краски, банка и фляжка для воды, кисти, карандаш, бумага. Без этой экипировки ученик к практике не допускается. Перед практикой, в конце III четверти, проводится собрание родителей. На родительских собраниях даются практические советы о необходимых приспособлениях и материалах. Помимо этого, для учащихся оформляется стенд, на котором они знакомятся с программой и лучшими работами, выполненными во время пленэра.

Занятия летней практики, рассчитанные на 28 часов, проходят обычно в июне, в течение двух недель или 10 дней (кроме субботы и воскресенья), по 2 – 3 часа ежедневно. Каждый педагог может вести занятия в двух группах. Группы для практики формируются по 13 – 18 человек, в соответствии с числом учащихся ДХШ в течение года. Занятия проводятся в две смены.

В тематическом плане занятий по пленэру определяются ежедневные задания, место и время сбора учащихся, маршруты транспорта. Тематическому планированию предшествует большая работа. Педагог должен побывать на предполагаемых местах проведения практики, наметить варианты размещения учеников и примерные сюжеты заданий в соответствии с программой, продумать организацию выездов. Преподаватели заранее подбирают объекты будущих зарисовок и этюдов, продумывают задания на случай плохой погоды. В этом случае занятия обычно проходят в городском музее, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом; делают зарисовки, этюды народных костюмов, утвари; наброски птиц и животных. Занятия могут проводиться и на ферме, станции юных натуралистов (с оранжереей и живым уголком); на почте, на предприятиях и т.п.

В конце занятий каждой смены в школе проводится просмотр работ за летнюю практику, где оценивается сделанное.

Учитывая особенности организации работы на пленэре, предлагаем методические материалы занятий по развитию пространственного мышления у учащихся детских художественных школ.

Рисование с натуры деревьев (в карандаше и акварели).

Цели и задачи урока:

1. Обучать в рисунке пространственному расположению предметов – (деревьев) - ближних и дальних; умению выделять главное в натуре; определять изменение перспективы в зависимости от расстояния изображаемых предметов.

различать цветовой тон зелени деревьев, кустарников, травы.

2. Развивать навык композиционного решения рисунка, выбора выразительной натуры, соответствующей теме.

3. Воспитывать любовь к родной природе; эстетическое отношение к рисуемым деревьям, кустам.

Материалы и оборудование:

репродукции, изображающие деревья в пейзажах художников; схемы, плакаты; карандаши (ТМ; М), кисти № 2, 3 круглые, беличьи; баночки для воды; акварельные краски; альбомы, бумага; планшеты с резинками для удержания листа при натурных зарисовках; палитра пластмассовая или тарелочка для наведения красок.

Ход урока

I. Вступление.

Вступительная беседа должна разъяснить тему урока: рисование пейзажей невозможно без изображения в них растительных форм, в том числе и деревьев. 7 мин.

Затем начинается работа над рисунком, которая делится на две части.

II. Основная часть.

Первая часть урока: набросок в карандаше на планшете. Лучше проводить на пленере (во дворе школы или при плохой погоде из окна класса, коридора). 20 мин.

Вторая часть урока: выполнение наброска в цвете.

III. Окончание урока.

Анализ работ: выявление успешных работ, указание на ошибки. 3 мин.

Содержание урока

Вступительную беседу лучше всего начать с разъяснения важности предстоящей работы.

В рисовании растительных форм (деревьев, кустарников) важно удачно выбрать положение в пространстве - удачно составить композицию, учесть ранее приобретенные знания о наблюдательной перспективе: основания более близких предметов на листе бумаги изображаются ниже, а дальних выше; впереди расположенные деревья изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных; происходит также изменение цвета в зависимости от расстояния от рисующего - цветовой фон изменится.

Перед уроком заранее должны быть заправлены планшеты, которые представляют собой лист ДВП с резинкой, под которую продевают и крепят альбомный лист, карандаши; учитель инструктирует в беседе учащихся; объясняет цель выхода на пленер. Во время работы на пленере можно предложить произвести набросок не только одного дерева, а самый простой сюжет: нарисовать несколько деревьев.

Желательно рассмотреть и сделать наброски различных деревьев. При наблюдении-рассматривании важно увидеть характер и строение ствола, веток, сучьев; отметить, в чем отличие строения веток и сучьев у дуба, сосны, ели.

В зависимости от вида дерева сучья растут то перпендикулярно к стволу, то кверху, то книзу. Возраст дерева тоже имеет значение.

В природе таких различий бесконечное множество и, прежде чем срисовывать дерево, необходимо изучить, рассмотреть его строение, передать его характерные особенности. Поэтому постоянно необходимо пояснять во время первого этапа рисования дерева и показа на натуре и на планшетах, как рисуется дерево, чем отличается характер ели, липы и т.д.

К такой работе учителю нужно хорошо подготовиться, заранее определить интересную, выразительную натуру деревьев во дворе школы или за окном, в зависимости от возможности (погоды; вида из окна или какого-то места возле школы).

Так, у березы от ствола ветки идут вверх, а за тем изгибаются книзу и разветвляются, переходя в тонкие коленчатые стебли, которые свисают под тяжестью листьев, сережек.

У дуба ветки все время стремятся вверх, резко меняя направление из стороны в сторону, а листья располагаются группами на конце веток, напоминая причудливые шапки.

У ивы ветки тянутся вверх; у кустарников они остаются прямыми, свисают только листья; у дерева ивы ветки под тяжестью листьев опущены вниз, образуя характерную массу как бы стекающей воды, отчего ее прозвали в народе «плакучая ива».

У ели ветви стремятся вверх, особенно это хорошо видно на вершине дерева.

У сосны ветви широко расходятся в стороны; а к концу резко поднимаются вверх, где и располагаются иглы. Изучить натуру, понять ее закономерности можно только при длительном ее наблюдении, рассматривании.

После наброска необходимо закончить выполнение работы в акварели. Обратить внимание на явление линейной и воздушной перспективы, поскольку соблюдение одной лишь линейной перспективы не дает грамотного изображения. Все предметы с удалением не только кажутся уменьшенными по величине, но благодаря воздушной среде они как бы тают в воздухе, приобретают по сравнению с ближайшими предметами менее четкие очертания и меньшую силу света и тени, то есть меньшую контрастность.

При наблюдении дети должны убедиться сами, что ближе к ним расположенные деревья, кусты видны со всеми подробностями, даже отдельные листья на них. Поэтому все то, что ближе всего к рисующим, изображают отчетливо, сильнее по свету и тени, прорабатывают подробно отдельные детали, а то, что дальше, рисуют менее отчетливо, без подробностей.

Для отдельных предметов характерно смягчение очертаний, ослабление насыщенности цветов, изменение светлоты, резкое отличие по цвету от предметов переднего плана, изменение цветовых оттенков.

При рисовании дерева в акварели целесообразно наметить обобщенные очертания его короны, представляя силуэт дерева как упрощенную и обобщенную форму.

Это способствует более цельному пониманию и верному решению характера формы дерева, и весь рисунок должен сводиться к выявлению конструкции - «скелета» дерева, прорисовке основных веток, затем второстепенных.

По окончании работы в цвете необходимо подвести итоги, отметить лучшие работы.

Тема: Рисунок: рисунок строения (группы строений) с отдельными деревьями. Включение переднего плана (дороги, тропинки).

Задачи: научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы.

Оборудование:

Учитель: примеры выполнения работы, выполненные учащимися, репродукции рисунков русских художников 19 века

Учащиеся: Материалы: карандаш, тушь.

Методы и приёмы: а) объяснительно – иллюстративный (беседа), демонстрационный (педагогический рисунок на полях), практический (практическая работа учащихся)

 

План урока

 

  1. Организационный момент
  2. Беседа в классе
  3. Практическая работа на улице (пленер)
  4. Подведение итогов

 

 

Содержание урока

Организационный момент. Проверка присутствия детей. Проверка готовности детей к уроку.

Беседа в классе. Знакомство с темой урока. Беседа о пейзаже, включающем отдельные строения демонстрация репродукций рисунков по теме урока. Беседа о линейной и воздушной перспективе

Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Так, все ближние предметы воспринимаются четко со многими де­талями и фактурой, а удаленные - обобщенно, без подробностей. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных - мягко. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки ­голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными. Художник должен учитывать все эти изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать. перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом. Это явление носит название воздушной перспективы.

Основные положения линейной перспективы:

  1. Рисуя, нужно мысленно допустить, что перед вами не плоскость листа бумаги, имеющая два измерения. Представьте перед собой пространство, имеющее глубину, в котором нужно найти объем предметов натуры в перспективном сокращении.
  2. Вид предмета меняется в зависимости от его расположения относительно точки наблюдения. Так, форму куба можно воспринять выше и ниже горизонта, видеть в одном случае две плоскости, а в другом - три его поверхности.
  3. Одинаковые по размеру предметы изображаются на плоскости разными по величине: те, что ближе к нам, - крупнее; которые дальше и уходят вглубь - мельче.
  1. Воображаемая линия горизонта находится на уровне глаз.
  2. Параллельные линии натуры сходятся в определенных точках на линии горизонта.
  3. Владение перспективой - это и умение видеть предмет насквозь. На этом качестве основано линейно-конструктивное построение формы предметов в перспективе.

 

В момент беседы особое внимание следует обратить на решение планов в работах художников, использование законов линейной перспективы при изображении архитектурных объектов. Возможна демонстрация примеров работ учащихся из фондов школы.

Практическая работа на улице.

  1. Выход на улицу, выбор места для группы учащихся, Постановка задач практической работы.

научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы используя возможности графических материалов.

Индивидуальные задания.

  1. Контроль практической работы детей. Индивидуальная работа с учащимися (использование педагогического рисунка на полях). Работа со всей группой устранение типичных ошибок у детей.

Подведение итогов. Возвращение в школу. Просмотр результатов практической работы. Анализ рисунков детей. Анализ проходит в виде диалога с привлечением мнения учащихся, поощряется высказывание суждений о соответствии работ задачам практической работы.

Тема: Живопись: этюд пейзажа с деревьями и архитектурными сооружениями.

Задачи: выявить связь архитектуры с окружающей средой; передать влияние состояния погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную перспективу при решении планов.

Оборудование:

Учитель: репродукции картин русских художников, примеры выполнения работы

Учащиеся: альбом, краски акварельные, карандаши, ластик, кисти, баночки для воды.

Методы и приёмы: а) объяснительно – иллюстративный (беседа), демонстрационный (педагогический рисунок на полях), практический (практическая работа учащихся)

 

План урока

 

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа в классе
  3. Практическая работа на улице
  4. Подведение итогов

 

Ход урока

Организационный момент. Проверка присутствия детей. Проверка готовности детей к уроку.

Беседа в классе. Знакомство с темой урока. Беседа о пейзаже с элементами архитектуры на примерах работ русских и советских художников (В. Поленова, К. Саврасова, Ю. Пименова). Дидактической задачей демонстрации репродукций и их анализа является выявления основных закономерностей воздушной и линейной перспективы, передачи различного состояния природы (время года, время суток, погода) влияния состояния природы на колорит картины, цвет, восприятие предметов и аржитектурных сооружений.

Практическая работа на улице.

  1. Выход на улицу, выбор места для группы учащихся, Постановка задач практической работы.

Выявить связь архитектуры с окружающей средой; передать влияние состояния погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную перспективу при решении планов.

Индивидуальные задания.

  1. Контроль практической работы детей. Индивидуальная работа с учащимися (использование педагогического рисунка на полях). Работа со всей группой устранение типичных ошибок у детей.

Подведение итогов. Возвращение в школу. Просмотр результатов практической работы. Анализ рисунков детей. Анализ проходит в виде диалога с привлечением мнения учащихся, поощряется высказывание суждений о соответствии работ задачам практической работы.

 

Оценка «отлично». Работа выполнена самостоятельно. Соответствует задачам, поставленным перед учащимися. Композиция продумана, выстроена логично и эмоционально. Элементы композиции согласованны с законами линейной перспективы. Элементы пейзажа изображены достаточно точно и правильно. Грамотно проделана светотеневая моделировка формы, как на отдельных предметах, так и в совокупности. Техника выполнения работы соответствует задачам. Владение материалами достаточно высокое. Работа выполнена аккуратно.

Оценка «хорошо». Работа выполнена самостоятельно, возможна небольшая помощь со стороны преподавателя. Соответствует задачам, поставленным перед учащимися. Композиция продумана, выстроена логично и эмоционально. Элементы композиции в целом согласованны с законами линейной перспективы, возможны небольшие ошибки. Элементы пейзажа изображены достаточно точно и правильно, возможны небольшие ошибки. Учащийся проделал работу по светотеневой моделировке формы, как на отдельных предметах, так и в совокупности. Владеет материалами. Техника выполнения работы, соответствует задачам. Работа выполнена аккуратно.

Оценка «удовлетворительно». Работа выполнена с помощью преподавателя. В целом соответствует задачам, поставленным перед учащимся. Композиция мало продумана, слабо выстроена логически и эмоционально. Допущены ошибки в изображении линейной перспективы. Элементы пейзажа изображены в целом правильно, возможны небольшие ошибки. Учащийся проделал работу по светотеневой моделировке формы, как на отдельных предметах, так и в совокупности. Слабое владение материалами. Техника выполнения работы соответствует задачам. Работа выполнена небрежно.

Оценка «неудовлетворительно». Работа выполнена под непосредственным контролем преподавателя. Целям и задачам соответствует мало. Композиция не продумана, не выстроена логически и эмоционально. Допущены ошибки в изображении линейной перспективы. Элементы пейзажа изображены с грубыми ошибками. Техника выполнения работы не соответствует задачам. Слабое владение материалами. Работа выполнена небрежно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемый список литературы

 

 

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 9 классы/ под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007. 141с.
  2. Авсиянов О.А. Натура и рисование по представлению.- М., 1985. -243с.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.-240 с.
  4. Бесчастнов Н. П. Графика пейзажа. – М.: Владос, 2005. – 300 с.
  5. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. – М.: АСТ, 2004. – 116 с.
  6. Бесчастнов Н. П. Черно – белая графика. – М.: Владос, 2002. – 162 с.
  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 174 с.
  8. Гаджиева Х.Р. Искусство в школе. 2007, №1. 80 с.
  9. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1969.
  10. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: 1959.-35 с.
  11. Кузин В. С. Наброски и зарисовки. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.
  12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Изд. 3-е. – М.: Агар, 1998. – 335 с.
  13. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1990.- 191с.
  14. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие.- М.: Высш. шк., 1992.-270с.
  15. Мелик – Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Просвещение, 1981. – 122 с.
  16. Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство и среда. – М.: Владос, 2001. – 102 с.
  17. Сеченов И.М. Избранные сочинения. 2-е изд. М., 1958.
  18. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и ладшего школьного возраста: практ, пособие/ Н.Я. Семаго. – М: Айрис – пресс, 2007. – 112с. – (Библиотека психолога образования).
  19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 386с.
  20. Учебная практика. Пленер. Программа. Для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Руководитель авторской группы В.Н. Афанасьев. М.:-2000. – 36с.
  21. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.-Л., 1953

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и проведении занятий по дисциплине ПЛЕНЕР»

Методические рекомендации по организации и проведении занятий по дисциплине «Пленэр»





Главная сложность обучения младших подростков – это приближение, а для многих и начало, возрастного подросткового кризиса развития. Он обусловлен изменениями в социальном положении ребенка, в организации его школьной жизни.

В изобразительной деятельности это выражается в так называемом «кризисе художественного творчества». Он состоит в том, что после необычно яркого проявления в рисунках младших школьников художественной выразительности, во многом близкой высокому искусству, у детей 11-12 лет постепенно, а иногда и очень быстро, исчезает это ценнейшее качество художественного творчества. Угасание художественного творчества - явление не изолированное, свойственное не только занятиям искусством, это одно из проявлений общепсихологического возрастного кризиса, явление объективное и неизбежное, даже необходимое как переходный период в развитии человека Поэтому попытки педагога как-то преодолеть или переломить нежелательные тенденции, сохранить непов­торимость детского изобразительного творчества ни к чему не приведут. Продуктивнее будет так построить содержание и организацию занятий, чтобы учесть новое – недетское отношение учащихся к занятиям искусством.

Для занятий изобразительным искусством наиболее важно выделить особенности подросткового кризиса. Прежде всего, в процессе художественной деятельности и восприятия у подростка начинает преобладать не образное, а аналитико-рассудочное отношение к средствам и способам передачи содержания. Следующая особенность - повышенное внимание ко всему тому, что в среде подростков считается показателем «взрослости» и «современности», что включается в понимание «оригинальности» и, благодаря этому, становится для них особой эсте­тической ценностью. И, наконец, значительное повышение внимания к личностным (интимным) сторонам содержания, как произведений искусства, так и собственной художественной деятельности.

А изобразительные способности как «специализированные» проявляются как раз в стремлении изображать все «как в жизни», в повышенном внимании к основам «графической грамоты» и в умении сравнительно быстро и без особых затруднений их освоить.

Дифференциация у младших подростков интересов и способностей к художественной деятельности требует, чтобы каждому из них был обеспечен такой вид исполнения творческих заданий, в котором он может наиболее успешно реализовать свой замысел. А обучение успехом — наиболее надежный путь развития детей в художественной деятельности.

Поэтому проведение летней практики должно быть тщательно продумано заранее и четко организовано.

Каждому ученику необходим этюдник или специальная папка с твердыми непромокаемыми корками; раскладной стульчик, краски, банка и фляжка для воды, кисти, карандаш, бумага. Без этой экипировки ученик к практике не допускается. Перед практикой, в конце III четверти, проводится собрание родителей. На родительских собраниях даются практические советы о необходимых приспособлениях и материалах. Помимо этого, для учащихся оформляется стенд, на котором они знакомятся с программой и лучшими работами, выполненными во время пленэра.

Занятия летней практики, рассчитанные на 28 часов, проходят обычно в июне, в течение двух недель или 10 дней (кроме субботы и воскресенья), по 2 – 3 часа ежедневно. Каждый педагог может вести занятия в двух группах. Группы для практики формируются по 13 – 18 человек, в соответствии с числом учащихся ДХШ в течение года. Занятия проводятся в две смены.

В тематическом плане занятий по пленэру определяются ежедневные задания, место и время сбора учащихся, маршруты транспорта. Тематическому планированию предшествует большая работа. Педагог должен побывать на предполагаемых местах проведения практики, наметить варианты размещения учеников и примерные сюжеты заданий в соответствии с программой, продумать организацию выездов. Преподаватели заранее подбирают объекты будущих зарисовок и этюдов, продумывают задания на случай плохой погоды. В этом случае занятия обычно проходят в городском музее, где учащиеся знакомятся с этнографическим материалом; делают зарисовки, этюды народных костюмов, утвари; наброски птиц и животных. Занятия могут проводиться и на ферме, станции юных натуралистов (с оранжереей и живым уголком); на почте, на предприятиях и т.п.

В конце занятий каждой смены в школе проводится просмотр работ за летнюю практику, где оценивается сделанное.

Учитывая особенности организации работы на пленэре, предлагаем методические материалы занятий по развитию пространственного мышления у учащихся детских художественных школ.

Рисование с натуры деревьев (в карандаше и акварели).

Цели и задачи урока:

1. Обучать в рисунке пространственному расположению предметов – (деревьев) - ближних и дальних; умению выделять главное в натуре; определять изменение перспективы в зависимости от расстояния изображаемых предметов.

различать цветовой тон зелени деревьев, кустарников, травы.

2. Развивать навык композиционного решения рисунка, выбора выразительной натуры, соответствующей теме.

3. Воспитывать любовь к родной природе; эстетическое отношение к рисуемым деревьям, кустам.

Материалы и оборудование:

репродукции, изображающие деревья в пейзажах художников; схемы, плакаты; карандаши (ТМ; М), кисти № 2, 3 круглые, беличьи; баночки для воды; акварельные краски; альбомы, бумага; планшеты с резинками для удержания листа при натурных зарисовках; палитра пластмассовая или тарелочка для наведения красок.

Ход урока

I. Вступление.

Вступительная беседа должна разъяснить тему урока: рисование пейзажей невозможно без изображения в них растительных форм, в том числе и деревьев. 7 мин.

Затем начинается работа над рисунком, которая делится на две части.

II. Основная часть.

Первая часть урока: набросок в карандаше на планшете. Лучше проводить на пленере (во дворе школы или при плохой погоде из окна класса, коридора). 20 мин.

Вторая часть урока: выполнение наброска в цвете.

III. Окончание урока.

Анализ работ: выявление успешных работ, указание на ошибки. 3 мин.

Содержание урока

Вступительную беседу лучше всего начать с разъяснения важности предстоящей работы.

В рисовании растительных форм (деревьев, кустарников) важно удачно выбрать положение в пространстве - удачно составить композицию, учесть ранее приобретенные знания о наблюдательной перспективе: основания более близких предметов на листе бумаги изображаются ниже, а дальних выше; впереди расположенные деревья изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных; происходит также изменение цвета в зависимости от расстояния от рисующего - цветовой фон изменится.

Перед уроком заранее должны быть заправлены планшеты, которые представляют собой лист ДВП с резинкой, под которую продевают и крепят альбомный лист, карандаши; учитель инструктирует в беседе учащихся; объясняет цель выхода на пленер. Во время работы на пленере можно предложить произвести набросок не только одного дерева, а самый простой сюжет: нарисовать несколько деревьев.

Желательно рассмотреть и сделать наброски различных деревьев. При наблюдении-рассматривании важно увидеть характер и строение ствола, веток, сучьев; отметить, в чем отличие строения веток и сучьев у дуба, сосны, ели.

В зависимости от вида дерева сучья растут то перпендикулярно к стволу, то кверху, то книзу. Возраст дерева тоже имеет значение.

В природе таких различий бесконечное множество и, прежде чем срисовывать дерево, необходимо изучить, рассмотреть его строение, передать его характерные особенности. Поэтому постоянно необходимо пояснять во время первого этапа рисования дерева и показа на натуре и на планшетах, как рисуется дерево, чем отличается характер ели, липы и т.д.

К такой работе учителю нужно хорошо подготовиться, заранее определить интересную, выразительную натуру деревьев во дворе школы или за окном, в зависимости от возможности (погоды; вида из окна или какого-то места возле школы).

Так, у березы от ствола ветки идут вверх, а за тем изгибаются книзу и разветвляются, переходя в тонкие коленчатые стебли, которые свисают под тяжестью листьев, сережек.

У дуба ветки все время стремятся вверх, резко меняя направление из стороны в сторону, а листья располагаются группами на конце веток, напоминая причудливые шапки.

У ивы ветки тянутся вверх; у кустарников они остаются прямыми, свисают только листья; у дерева ивы ветки под тяжестью листьев опущены вниз, образуя характерную массу как бы стекающей воды, отчего ее прозвали в народе «плакучая ива».

У ели ветви стремятся вверх, особенно это хорошо видно на вершине дерева.

У сосны ветви широко расходятся в стороны; а к концу резко поднимаются вверх, где и располагаются иглы. Изучить натуру, понять ее закономерности можно только при длительном ее наблюдении, рассматривании.

После наброска необходимо закончить выполнение работы в акварели. Обратить внимание на явление линейной и воздушной перспективы, поскольку соблюдение одной лишь линейной перспективы не дает грамотного изображения. Все предметы с удалением не только кажутся уменьшенными по величине, но благодаря воздушной среде они как бы тают в воздухе, приобретают по сравнению с ближайшими предметами менее четкие очертания и меньшую силу света и тени, то есть меньшую контрастность.

При наблюдении дети должны убедиться сами, что ближе к ним расположенные деревья, кусты видны со всеми подробностями, даже отдельные листья на них. Поэтому все то, что ближе всего к рисующим, изображают отчетливо, сильнее по свету и тени, прорабатывают подробно отдельные детали, а то, что дальше, рисуют менее отчетливо, без подробностей.

Для отдельных предметов характерно смягчение очертаний, ослабление насыщенности цветов, изменение светлоты, резкое отличие по цвету от предметов переднего плана, изменение цветовых оттенков.

При рисовании дерева в акварели целесообразно наметить обобщенные очертания его короны, представляя силуэт дерева как упрощенную и обобщенную форму.

Это способствует более цельному пониманию и верному решению характера формы дерева, и весь рисунок должен сводиться к выявлению конструкции - «скелета» дерева, прорисовке основных веток, затем второстепенных.

По окончании работы в цвете необходимо подвести итоги, отметить лучшие работы.

Тема: Рисунок: рисунок строения (группы строений) с отдельными деревьями. Включение переднего плана (дороги, тропинки).

Задачи: научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы.

Оборудование:

Учитель: примеры выполнения работы, выполненные учащимися, репродукции рисунков русских художников 19 века

Учащиеся: Материалы: карандаш, тушь.

Методы и приёмы: а) объяснительно – иллюстративный (беседа), демонстрационный (педагогический рисунок на полях), практический (практическая работа учащихся)



План урока



  1. Организационный момент

  2. Беседа в классе

  3. Практическая работа на улице (пленер)

  4. Подведение итогов





Содержание урока

Организационный момент. Проверка присутствия детей. Проверка готовности детей к уроку.

Беседа в классе. Знакомство с темой урока. Беседа о пейзаже, включающем отдельные строения демонстрация репродукций рисунков по теме урока. Беседа о линейной и воздушной перспективе

Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Так, все ближние предметы воспринимаются четко со многими де­талями и фактурой, а удаленные - обобщенно, без подробностей. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных - мягко. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Из-за воздушной прослойки цвета всех удаленных предметов становятся менее насыщенными и приобретают цвет воздушной дымки ­голубой, молочно-белый, фиолетовый. Все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные - одноцветными. Художник должен учитывать все эти изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать. перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом. Это явление носит название воздушной перспективы.

Основные положения линейной перспективы:

  1. Рисуя, нужно мысленно допустить, что перед вами не плоскость листа бумаги, имеющая два измерения. Представьте перед собой пространство, имеющее глубину, в котором нужно найти объем предметов натуры в перспективном сокращении.

  2. Вид предмета меняется в зависимости от его расположения относительно точки наблюдения. Так, форму куба можно воспринять выше и ниже горизонта, видеть в одном случае две плоскости, а в другом - три его поверхности.

  3. Одинаковые по размеру предметы изображаются на плоскости разными по величине: те, что ближе к нам, - крупнее; которые дальше и уходят вглубь - мельче.

  1. Воображаемая линия горизонта находится на уровне глаз.

  2. Параллельные линии натуры сходятся в определенных точках на линии горизонта.

  3. Владение перспективой - это и умение видеть предмет насквозь. На этом качестве основано линейно-конструктивное построение формы предметов в перспективе.



В момент беседы особое внимание следует обратить на решение планов в работах художников, использование законов линейной перспективы при изображении архитектурных объектов. Возможна демонстрация примеров работ учащихся из фондов школы.

Практическая работа на улице.

  1. Выход на улицу, выбор места для группы учащихся, Постановка задач практической работы.

научиться передавать связь архитектуры с природой, освоить законы линейной и воздушной перспективы используя возможности графических материалов.

Индивидуальные задания.

  1. Контроль практической работы детей. Индивидуальная работа с учащимися (использование педагогического рисунка на полях). Работа со всей группой устранение типичных ошибок у детей.

Подведение итогов. Возвращение в школу. Просмотр результатов практической работы. Анализ рисунков детей. Анализ проходит в виде диалога с привлечением мнения учащихся, поощряется высказывание суждений о соответствии работ задачам практической работы.

Тема: Живопись: этюд пейзажа с деревьями и архитектурными сооружениями.

Задачи: выявить связь архитектуры с окружающей средой; передать влияние состояния погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную перспективу при решении планов.

Оборудование:

Учитель: репродукции картин русских художников, примеры выполнения работы

Учащиеся: альбом, краски акварельные, карандаши, ластик, кисти, баночки для воды.

Методы и приёмы: а) объяснительно – иллюстративный (беседа), демонстрационный (педагогический рисунок на полях), практический (практическая работа учащихся)



План урока



  1. Организационный момент

  2. Вводная беседа в классе

  3. Практическая работа на улице

  4. Подведение итогов



Ход урока

Организационный момент. Проверка присутствия детей. Проверка готовности детей к уроку.

Беседа в классе. Знакомство с темой урока. Беседа о пейзаже с элементами архитектуры на примерах работ русских и советских художников (В. Поленова, К. Саврасова, Ю. Пименова). Дидактической задачей демонстрации репродукций и их анализа является выявления основных закономерностей воздушной и линейной перспективы, передачи различного состояния природы (время года, время суток, погода) влияния состояния природы на колорит картины, цвет, восприятие предметов и аржитектурных сооружений.

Практическая работа на улице.

  1. Выход на улицу, выбор места для группы учащихся, Постановка задач практической работы.

Выявить связь архитектуры с окружающей средой; передать влияние состояния погоды на характер цветовой гаммы мотива; уметь применять воздушную перспективу при решении планов.

Индивидуальные задания.

  1. Контроль практической работы детей. Индивидуальная работа с учащимися (использование педагогического рисунка на полях). Работа со всей группой устранение типичных ошибок у детей.

Подведение итогов. Возвращение в школу. Просмотр результатов практической работы. Анализ рисунков детей. Анализ проходит в виде диалога с привлечением мнения учащихся, поощряется высказывание суждений о соответствии работ задачам практической работы.



Оценка «отлично». Работа выполнена самостоятельно. Соответствует задачам, поставленным перед учащимися. Композиция продумана, выстроена логично и эмоционально. Элементы композиции согласованны с законами линейной перспективы. Элементы пейзажа изображены достаточно точно и правильно. Грамотно проделана светотеневая моделировка формы, как на отдельных предметах, так и в совокупности. Техника выполнения работы соответствует задачам. Владение материалами достаточно высокое. Работа выполнена аккуратно.

Оценка «хорошо». Работа выполнена самостоятельно, возможна небольшая помощь со стороны преподавателя. Соответствует задачам, поставленным перед учащимися. Композиция продумана, выстроена логично и эмоционально. Элементы композиции в целом согласованны с законами линейной перспективы, возможны небольшие ошибки. Элементы пейзажа изображены достаточно точно и правильно, возможны небольшие ошибки. Учащийся проделал работу по светотеневой моделировке формы, как на отдельных предметах, так и в совокупности. Владеет материалами. Техника выполнения работы, соответствует задачам. Работа выполнена аккуратно.

Оценка «удовлетворительно». Работа выполнена с помощью преподавателя. В целом соответствует задачам, поставленным перед учащимся. Композиция мало продумана, слабо выстроена логически и эмоционально. Допущены ошибки в изображении линейной перспективы. Элементы пейзажа изображены в целом правильно, возможны небольшие ошибки. Учащийся проделал работу по светотеневой моделировке формы, как на отдельных предметах, так и в совокупности. Слабое владение материалами. Техника выполнения работы соответствует задачам. Работа выполнена небрежно.

Оценка «неудовлетворительно». Работа выполнена под непосредственным контролем преподавателя. Целям и задачам соответствует мало. Композиция не продумана, не выстроена логически и эмоционально. Допущены ошибки в изображении линейной перспективы. Элементы пейзажа изображены с грубыми ошибками. Техника выполнения работы не соответствует задачам. Слабое владение материалами. Работа выполнена небрежно.





























Рекомендуемый список литературы





  1. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1 - 9 классы/ под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007. 141с.

  2. Авсиянов О.А. Натура и рисование по представлению.- М., 1985. -243с.

  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.-240 с.

  4. Бесчастнов Н. П. Графика пейзажа. – М.: Владос, 2005. – 300 с.

  5. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. – М.: АСТ, 2004. – 116 с.

  6. Бесчастнов Н. П. Черно – белая графика. – М.: Владос, 2002. – 162 с.

  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 174 с.

  8. Гаджиева Х.Р. Искусство в школе. 2007, №1. 80 с.

  9. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1969.

  10. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: 1959.-35 с.

  11. Кузин В. С. Наброски и зарисовки. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.

  12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Изд. 3-е. – М.: Агар, 1998. – 335 с.

  13. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1990.- 191с.

  14. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие.- М.: Высш. шк., 1992.-270с.

  15. Мелик – Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Просвещение, 1981. – 122 с.

  16. Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство и среда. – М.: Владос, 2001. – 102 с.

  17. Сеченов И.М. Избранные сочинения. 2-е изд. М., 1958.

  18. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и ладшего школьного возраста: практ, пособие/ Н.Я. Семаго. – М: Айрис – пресс, 2007. – 112с. – (Библиотека психолога образования).

  19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003. – 386с.

  20. Учебная практика. Пленер. Программа. Для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений школ искусств. Руководитель авторской группы В.Н. Афанасьев. М.:-2000. – 36с.

  21. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. М.-Л., 1953






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!