Формирование коммуникативной компетенции в процессе формирования культуры жизненного самоопределения
Аннотация: в статье представлен анализ возможностей формирования культуры жизненного самоопределения на уроках иностранного языка на уровень коммуникативной компетенции. Автор раскрывает основные методические условия, обеспечивающие эффективность повышения уровня коммуникативной компетенции в процессе формирования культуры жизненного самоопределения.
Ключевые слова: культура жизненного самоопределения, коммуникативная технология, персонализация, социализация, профессионализация
Важность формирования культуры жизненного самоопределения старших подростков обусловлена следующими обстоятельствами.
Преобразования, происходящие в обществе, направляют образование по гуманистическому пути, признание плюрализма культур и социальных свобод создали такие условия, которые напрямую способствуют формированию личности, понимающей, какое место она занимает в обществе, как относится к мировым событиям. Социально зрелая личность осознает последствия своего выбора.
В Федеральном государственном стандарте среднего полного образования второго поколения говорится о том, что государство выдвигает новые требования к выпускникам. Выпускники, окончившие основное общее образование должны иметь не только представление о мире, но хорошо ориентироваться в социальном пространстве, иметь хорошо развитые патриотические чувства, определиться с моральными критериями, которыми будет руководствоваться при совершении того или иного поступка, понимать смысл собственной жизни.
Таким образом, мы видим, что воспитание культуры жизненного самоопределения старших подростков средствами учебных дисциплин, изучаемых в рамках среднего полного образования, является одной из важных задач современной школы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что обучение иностранным языкам является значимым и перспективным направлением. Признание важности овладения хотя бы одним иностранным языком подчеркивает масштабность процессов глобализации, интернационализации и информатизации, происходящих в мире.
Иностранный язык имеет огромное профессиональное и личное значение в жизни современного общества. Без него на современном этапе не возможны процессы глобализации. Изучение иностранного языка — это универсальный инструмент для решения множества задач, в том числе и для формирования культуры жизненного самоопределения, как неотъемлемой составляющей успешной реализации себя в дальнейшей деятельности.
В. М. Коджаспирова считает о том, в основу формирования культуры жизненного самоопределения заложен личностно-ориентированный подход. Идея личностно-ориентированного подхода сосредоточена на понимании, а не на объяснении материала. В центре образовательного процесса важное место занимает диалог. Основная задача педагога – выстроить конструктивное общение с обучающимся, позволить ему овладеть в должной мере процессом самоанализа. [3, С.312].
Цель данной подхода заключается в формирование культуры жизненного самоопределения на основе использования тестовых и игровых методик, диалоговых форм работы и методики самонаблюдения и самоанализа через ведение дневника и написание характеристики.
Основой формирования культуры жизненного самоопределения личности являются процессы социализации, персонализации и профессионализации, как основные составляющие. С точки зрения В. М. Коджаспировой, три эти процесса, а так же ситуация общения и игра создают те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных ценностных качеств личности подростка.
Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом [4, С.312].
Персонализация - от лат. persona (персона) — особа, маска, личность. Социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращенными к нему со стороны окружающих [4, С.357].
В. А. Петровским утверждал, что процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. [5, С.201].
Профессионализация – целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность[2, С.479].
Опираясь на эти три процесса, Коджаспирова выделяет механизмы
формирования культуры жизненного самоопределения:
— самопознание:
выявление своих способностей, особенностей характера, личности, интересов, склонностей.
— рефлексию:
— самооценивание:
сравнение полученных результатов с необходимым набором требований для реализации себя в том или деятельности.
— целеполагание:
— решение проблемных ситуаций и ситуаций выбора:
Таким образом, мы можем говорить о следующих важных аспектах воспитания культуры жизненного самоопределения: самопознание, самоанализ, самооценка, целеполагание.
Изучение иностранного языка дает широкие возможности. В процессе изучения иностранным языком развиваются коммуникативные возможности учащихся, а так же идет опора на их личный и эмоциональный опыт. Изучая иностранные языки, мы воспринимаем и преобразуем социо-культурной опыт народов того языка, который изучаем, вступаем в процесс межкультурной коммуникации.
Необходимо указать некоторые пути развития коммуникативной компетенции, которые нередко используются на уроках иностранного языка. К ним можно отнести:
communication games (коммуникативные игры)
communicative stimulations in role-plays and problem-solving (коммуникативные стимуляции)
socialization (свободное общение).[7, С.2-4].
Следует отметить, что указанные виды деятельности способствуют развитию всех аспектов языка: чтение, говорение, письмо и аудирование.
Мы видим, что три основных вида работы, которые направлены на развитие коммуникативной компетенции – коммуникативные игры, коммуникативные стимуляции и свободное общение. Теперь необходимо отметить, что, по крайней мере, два из трёх путей формирования коммуникативной компетенции перекликается с методами воспитания культуры жизненного самоопределения.
Исходя из этого В. М. Коджаспирова говорит о следующих методах воспитания культуры жизненного самоопределения на уроках иностранного языка:
Использование тестовых методик для познания личности ребёнка.
Именно они помогают учителю и ученику найти ответ на следующие вопросы:
Какими способностями и задатками обладает ученик и где он может их применить?
Где и как может быть использован иностранный язык в будущей профессии ученика?
Каковы склонности и интересы ребёнка?
Какую пользу может принести иностранный язык в избранной профессии или сфере интересов?
Каковы особенности личности ученика? (особенности характера, типа темперамента, особенности познавательных психических процессов)
Каковы сильные стороны ученика?
Решение проблемных жизненных ситуаций и ситуаций выбора.
Ролевые игры.
Диалогические и монологические формы работы
Личный дневник учащегося.
Применение метода написания подростком своей характеристики для систематизации и обобщения всех сведений о себе, полученных из разных источников.
В ходе работы происходит стимулирование таких аспектов как:
способность конструировать грамматически правильные формы и синтаксические построения;
способность понимать смысловые отрезки в речи, организованные в соответствии с существующими нормами иностранного языка;
умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от условий коммуникативного акта: ситуации, коммуникативной цели и намерения говорящего, социальной и функциональной роли коммуникантов, взаимоотношений между ними и т.п.
способность использовать определенную стратегию для конструирования и интерпретации текста;
знакомство с национально-культурной спецификой речевого поведения носителей языка, с теми элементами социокультурного контекста, которые релевантные для прохождения и восприятия речи с точки зрения носителей языка: обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, страноведческие знания и т.д.;
желание и умение вступать в коммуникативный контакт с другими людьми;
компенсация особыми средствами недостаточности знания языка, а также речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.
Таким образом, воспитывая культуру жизненного самоопределения, мы создаём благоприятную ситуацию для развития коммуникативной компетенции.
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: «Академия», 2017. – 672 с.
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. – М.: Академический проект, 2015. – 848 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика. – М.: Гуманит. Издат. центр. «Владос», 2015. – 176 с.
Кравченко А.И. Социология. Общий курс. – М.: Логос, 2019. – 640 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М.: Академия, 2019. — 512 с.
Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. – М.: Высшая школа «Амскорт Интернешнл», 2011. – 311 с.
Филатова Т.Н. Создание коммуникативных задач на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. 2011. – № 1. – С. 2-4